Решение №036/01/10-1282/2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отно... от 18 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 036/01/10-1282/2020 о нарушении антимонопольного законодательства
18.06.2021г.                                                                                                       г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена: 07.06.2021г.
Решение в полном объёме изготовлено: 18.06.2021г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Михин С.В. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля Управления,
Гаврилов В.А. – член Комиссии, специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
Русаленко Н.В. – член Комиссии, ведущий специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля,
рассмотрела дело № 036/01/10-1282/2020, возбужденное в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в незаконном полном прекращении с 19.08.2019г. по 22.08.2019г. поставки газа в многоквартирный жилой дом № 31А, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Переверткина (далее - МКД), что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, в отсутствии представителя ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» (о времени месте рассмотрения настоящего дела надлежащим образом извещенного),

У С Т А Н О В И Л А:
28.08.2019г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) из администрации городского округа г. Воронеж поступило обращение гр. <…> по вопросу правомерности действий ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» по прекращению 19.08.2019г. поставки газа в многоквартирный жилой дом № 31А, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Переверткина (далее – МКД).
Как следует из обращения, 19.08.2019г. ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» прекратило поставку газа в МКД без уведомления жильцов указанного дома. При этом, как сообщила гр. <…>, она является добросовестным плательщиком за коммунальные услуги, а также за услуги по техническому обслуживанию ее газового оборудования.
Из предоставленной ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» информации и документов установлено, что 19.07.2019г. общество направило в ООО УК «Коммунальщик» уведомление о приостановлении поставки газа в МКД.
Как сообщило ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» поставка газа была возобновлена в период с 21.08.2019г. по 22.08.2019г.
Согласно объяснениям ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», 19.08.2019г. общество прекратило поставку газа в МКД на основании письма ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» (исх. № 14-01-25/2450 от 09.08.2019г.), в котором указано следующее: «ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» просит Вас произвести в августе 2019г. приостановление поставки природного газа в многоквартирные дома, не заключивших договор на ТО внутриподъездного оборудования, согласно списку». В указанном списке был, в том числе МКД, в котором проживает гр. <…>.
Как было установлено Управлением из информации, предоставленной ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», между ним и гр. <…> заключен и действует договор № 3100142391 о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования от 14.11.2014г.
На момент прекращения поставки газа (19.08.2019г.) в МКД у 88 жильцов были заключены с ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» договоры на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования (далее - ВКГО).
Согласно письменным объяснениям ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» (исх. от 01.12.2020г. № 09/3321; 08.02.2021г.б/н) подпункт «е» пункта 45 и пункт 46 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее – Правила № 549) предусматривают право поставщика приостанавливать поставку газа абонентам при отсутствии договора на техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей. При этом в МКД не было такого договора, в связи с чем 19.08.2019г. была прекращена поставка газа.
13.11.2020г. Управлением в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» возбуждено дело № 036/01/10-1282/2020 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции», выразившегося в незаконном полном прекращении с 19.08.2019г. по 22.08.2019г. поставки газа в МКД, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.
Рассмотрение настоящего дела было назначено на 03.12.2020г.
03.12.2020г. в связи с необходимостью получения дополнительных информации и документов рассмотрение настоящего дела отлагалось до 28.01.2021г., 15.02.2021г., 30.03.2021г.
28.02.2021г. в связи с необходимостью подготовки обзора состояния конкурентной среды на рынке услуг по розничной реализации природного газа населению Воронежской области, а также ознакомления лиц, участвующих в деле с данным обзором, подготовкой заключения об обстоятельствах настоящего дела, а также ознакомления лиц, участвующих в деле с ним, Комиссией Управления, объявлялся перерыв до 05.04.2021г., 12.04.2021г., 19.04.2021г.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 036/01/10-1282/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, оценив предоставленные по делу доказательства Комиссия Управления приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Согласно части 1 статья 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Управлением проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по розничной реализации природного газа населению Воронежской области, по результатам которого у ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» было установлено доминирующее положение на указанном рынке, что подтверждается обзором от 05.04.2021г. (имеется в материалах дела).
Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством, в том числе частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно подпункту «а» пункта 22 Правил № 549 поставщик газа обязан обеспечивать круглосуточную подачу абоненту газа надлежащего качества в необходимом количестве.
Пунктом 11 Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»; далее - Правила № 354) установлено, что допустимая продолжительность перерыва газоснабжения - не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца.
В соответствии с подпунктом «е» с пункта 45 Правил № 549 поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случае отсутствия у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного со специализированной организацией.
Пунктом 46 Правил № 549 установлено, что до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.
Таким образом, из правового смысла указанных норм следует, что поставщик газа вправе осуществлять прекращение поставки газа строго по основаниям, предусмотренным в пункте 45 Правил № 549, при наличии направленного абоненту уведомления заказным с уведомлением письмом, при этом продолжительность права газоснабжения потребителей не должна превышать 4 часов.
Несоблюдение поставщиком газа требований Правил № 549 влечет существенное нарушение прав абонентов на полное и бесперебойное получение коммунальной услуги – газоснабжение.
Однако в нарушение положений подпункта «а» пункта 22, подпункта «е» пункта 45, пункта 46 Правил № 549 и пункта 11 приложения № 1 к Правилам № 354, ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» полностью прекратило в период с 19.08.2019г. по 22.08.20219г. поставку газа всем жителям МКД без их предварительного уведомления.
В связи с этим, указанные действия по прекращению в период с 19.08.2019г. по 22.08.20219г. поставки газа всем жителям МКД, в том числе имеющим договоры на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования привели к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, поскольку ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» не направило абонентам, предусмотренного пунктом 46 Правил № 549 уведомления о дате и времени введения полного ограничения поставки газа в МКД, а также о причинах такого ограничения.
При указанных обстоятельствах, у ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» отсутствовали законные основания для введения прекращения поставки газа в отношении жильцов МКД с нарушением установленного Правилами № 549 порядка прекращения газоснабжения потребителей.
Довод ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» о том, что у поставщика газа есть право полностью ограничивать потребителям режим потребления газа в порядке подпункта «е» пункта 45 Правил № 549 отклоняется, поскольку, в рассматриваемом случае, у общества отсутствовали законные основания для прекращения поставки газа всем жильцам МКД, в том числе имеющим заключенные договоры на техническое обслуживание ВКГО со специализированной организацией. При этом указанная норма предоставляет поставщику газа в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа только с предварительным письменным уведомлением каждого конкретного абонента в случае отсутствия у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного со специализированной организацией.
При этом как было установлено в ходе рассмотрения настоящего дела ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» не направляло кому-либо из жителей МКД уведомлений о прекращении поставки газа, что является обязательным в соответствии с пунктом 46 Правил № 549.
Вместе с тем, Комиссия Управления принимает во внимание довод ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» о том, что жители МКД обязаны обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в том числе и в случае незаключения управляющей компанией договора на техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей (пункт 128, 129,131,132 Правил № 354 и подпункт «к» пункта 21 Правил № 549).
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела Комиссией Управления был установлен факт нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» установленного Правилами № 549 порядка приостановления исполнения обязательств по поставке газа.
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции, одной из основных функций антимонопольного органа является предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
В целях предупреждения монополистической деятельности ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:
1. Признать факт наличия у ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» доминирующего положения на рынке услуг по розничной реализации природного газа населению Воронежской области.
2. Признать действия ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» по нарушению установленного Правилами № 549 порядка приостановления исполнения обязательств по поставке газа, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии                                                    С.В. Михин
Члены Комиссии:                                                               В.А. Гаврилов
                                                                                         Н.В. Русаленко

Связанные организации

Связанные организации не указаны