Постановление №036/04/14.32-299/2021 по делу в отношении ООО «Битюг» по части 2 статьи 14.32 Коде... от 7 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу № 036/04/14.32-299/2021 об административном правонарушении
07 октября 2021г.                                                                                        г. Воронеж
Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) Логошин А.В., рассмотрев материалы дела № 036/04/14.32-299/2021 об административном правонарушении от 07.10.2021г., возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Битюг» (далее – ООО «Битюг»; 394018, г. Воронеж, ул. Революции 1905 года, д. 86Д, пом. 1, оф. 102; ИНН3664242683, ОГРН: 1193668028070, КПП: 366401001) по части 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии законного представителя ООО «Битюг» - <…> (доверенность от 17.08.2021г. б/н)

У С Т А Н О В И Л :
18 августа 2020 г. Управлением по результатам рассмотрения дела № 036/01/11-293/2021 о нарушении антимонопольного законодательства было принято решение, пунктом 1 которого действия ООО «Битюг» по заключению ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело к поддержанию цены при проведении электронных аукционов №№0307100003319000159, №0356500003119000161, №0848300046019000684, №0848300041019000340, №0240400000219000015, №0372200113019000006, №0168100006219000054, №0310100013219000059, №0372200020619000063, №0191100008419000012, №0338100005419000047, №0345200008419000017, №0220100004019000052, №0164400000119000020, №0237100001619000030, №0132400000219000055, №0187300000919000110, №0338100002119000007, №0190300000219000440, №0369100012819000113, №0560100001419000036, №0235100000119000044, №0106200002119000104, №0302300057719000028, №0348100084419000063, №0324100005819000054, №0128100000419000049, №0373100076519000632, №0171300013219000023, №0271100002119000025, №0304100016319000139, №0146100008519000082, №0146300030219000872, №0162100015019000026, №0207100000119000109, №0358300354219000061, №0318200001419000041, №0242100002019000070, №0171300012720000042, №0387200030320000056, №0156100006920000022, №0107400000120000017, №0363100008220000175, №0875100003620000012, №0172300003120000018, №0161300011120000083, №0126100005420000026, №0359100009120000051, №0228100001920000018, №0148200001320000007, №0373200086720000980, №073100128520002037, №0373100103720000056, №0145300010320000410, №0257100001420000148, №0372200045120000025, №0145300013120000231, №0848300045419001281, №0848300045419001293, №0119200000119010211, №0817200000319013092, №0848300066119000693, №0851100001919000896, №0372200014919000025, №0351100002919001936, №0318300008819000537, №0165300010519001188, №0372200270719000034, №0851200000619007220, №0323100002019000062, №0372200059519000022, №0372200278719000017, №0119200000119011137, №0112200000819004054, №0152300012119000041, №0251100003719000110, №0162300005319004291, №0175200003819000082, №0347200001419000016, №0859300019719000205, №0121300003219000150, №0128100000419000052, №0187300001719000686, №0849400000219000246, №0202100000219000025, №0373200086719001490, №0324100005819000055, №0322100001619000084, №0358100002919000037, №0373100004319000013, №0356100001619000080, №0318200057719000136, №0287100000119000185, №0378100005719000084, №0168200002419010524, №2084700000119000027, №0140100005919000030, №0150200003919001242, №0355100013819000057, №0126100001519000093, №0373100035019000184, №0162300002719000514, №0373400000219000017, №0156300034719000078, №0373100082619000025, №0373100128519002935, №0190300001319001342, №0342100036519000013, №0158100006019000198, №0324100007919000065, №0355100000720000002, №0338100005420000014, №0346200016120000092, №0187300003520000294, №0162100015420000012, №0142200001320009997, №0167300000520000812, №0172200003920000006, №0161100003020000009, №0139200000120003860, №0120400000420000013, №0172200006720000023, №0817200000319015396, №0318300010719000535, №0152200004719001853, №0169300015119000062, №0369200003619000063, №0210100000119000206, №0373200017419001048, №0151200006019000406, №0848300051619002869, №0123200000319003947, №0130200002419004792, №0127100008620000016, №0173100013820000015, №0373100010319000039, №0373100089320002857 на поставку картриджей, иных расходных материалов для компьютерной техники, а равно участие в нем признаны нарушением  требования п.2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).
На основании указанного решения Комиссии Управления, которым установлен факт нарушения ООО «Битюг» антимонопольного законодательства Российской Федерации, 07.10.2021г. лицом, уполномоченным возбуждать дела об административных правонарушениях, в отношении ООО «Битюг» был составлен протокол № 036/04/14.32-299/2021 об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт совершения данным юридическим лицом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
При составлении протокола № 036/04/14.32-299/2021 об административном правонарушении представителем ООО «Битюг» было заявлено ходатайство о вынесении постановления в день составления протокола об административном правонарушении.
Рассмотрение настоящего дела было назначено на 07.10.2021г.
Изучив материалы дела № 036/04/14.32-299/2021 об административном правонарушении, установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В силу пункта 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пункту 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции являются в частности отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке.
В соответствии с положениями части 1 статьи 11 и пункта 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» соглашение может быть заключено в устной форме, что позволяет исключать из подлежащих доказыванию обстоятельств наличие формализованных (то есть подписанных или иным образом явно согласованных всеми участниками соглашения) документов, из содержания которых однозначно можно определить предмет договоренностей сторон.
Исходя из смысла закона, в качестве соглашения рассматривается любая договоренность, которая в отдельных случаях может иметь форму договора, однако всегда предполагает намеренный и целенаправленный двусторонний (многосторонний) обмен информацией, характеризующей поведение лиц, достигших договоренности, в отношении товарного рынка, а также в отношении иных лиц.
Таким образом, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.
Из материалов дела № 036/01/11-293/2021 о нарушении антимонопольного законодательства следует, что товарным рынком, на котором Управлением установлен факт заключения ООО «Битюг» антиконкурентного соглашения, является рынок услуг по поставке картриджей, иных расходных материалов для компьютерной техники.
Указанный товарный рынок является конкурентным. Как установлено в ходе рассмотрения дела № 036/01/11-293/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, ООО «Битюг» является одним из участников рынка услуг по поставке картриджей, иных расходных материалов для компьютерной техники.
По данным, полученным от электронных площадок ЗАО «Сбербанк-АСТ», ООО «РТС-тендер», АО «ТЭК-торг» заявки на участие в указанных электронных аукционах от названных выше компаний подавались поочередно с персональных устройств, которые подключены к глобальной сети Интернет, имеющей два IP адреса, а именно <…> и <…>, с которых осуществлялась подача заявок и ценовых предложений двумя хозяйствующими субъектами – конкурентами поочередно (то есть ООО «Битюг» подавало заявки и ценовые предложения в одних Аукционах с IP адреса ООО «Центральный склад расходных материалов», и наоборот, ООО «Центральный склад расходных материалов» подавало заявки и ценовые предложения в других Аукционах с IP адреса ООО «Битюг»), что возможно только при нахождении в одном помещении, одной локальной сети.
ООО «Битюг» и ООО «Центральный склад расходных материалов» находятся по одному и тому же юридическому и фактическому адресу: г. Воронеж, ул. Революции 1905 года, д. 86Д, помещение I и имеют один и тот же адрес электронной почты: tender@processor36.ru.
ООО «Битюг» и ООО «Центральный склад расходных материалов» являются конкурентами, осуществляющими свою деятельность на одном товарном рынке – услуги по поставке картриджей, иных расходных материалов для компьютерной техники, что подтверждается аналитическим отчетом о состоянии конкуренции от 06.08.2021г.
25.06.2021г. от ООО «Битюг» поступило заявление о заключении и участии в ограничивающем конкуренцию соглашении с ООО «Центральный склад расходных материалов», а также письменные объяснения по факту заключения и участия в ограничивающем конкуренцию соглашении. Согласно данным пояснениям между ООО «Битюг» и ООО «Центральный склад расходных материалов» имелась устная договоренность о совместном участии в Аукционах. Заявки на участие в аукционах направлялись сотрудником ООО «Битюг» <…> от имени ООО «Битюг» и от имени ООО «Центральный склад расходных материалов» - одним и тем же лицом, с одного IP адреса. Организации имеют один и тот же адрес электронной почты. Целью заключения соглашения между организациями являлось взаимное обеспечение победы в части Аукционов без какой-либо конкурентной борьбы.
По причине осознания противозаконности картельного соглашения ООО «Битюг» также прекратило с ООО «Центральный склад расходных материалов» данное устное соглашение, письменно уведомив об этом последнего (уведомление об отказе от 23.06.2021г. № 324), тем самым отказалось от дальнейшего участия в указанном соглашении при участии в аналогичных торгах.
В соответствии с частью 2 статьей 14.32 КоАП РФ, заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Оценка всех в совокупности обстоятельств и доказательств по делу позволяет сделать вывод о том, что действия ООО «Битюг» по заключению и участию в ограничивающем конкуренцию соглашении с ООО «Центральный склад расходных материалов», которое привело к поддержанию начальной (максимальной) цены при проведении электронных Аукционов на оказание услуг по поставке  картриджей, иных расходных материалов для компьютерной техники содержат в себе событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что у ООО «Битюг» имелась фактическая возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства (пункт 2 часть 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции»), в частности, не заключать и не участвовать в ограничивающем конкуренцию соглашении с ООО «Центральный склад расходных материалов».
С учетом указанных обстоятельств, вина ООО «Битюг» в результате совершения им административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ (заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения с ООО «Центральный склад расходных материалов», а равно участие в нем), при рассмотрении настоящего дела находит свое подтверждение.
Административное правонарушение, совершенное ООО «Битюг» имеет высокую степень общественной опасности, что фактически выражается в ограничении конкуренции на рынке услуг по поставке картриджей, иных расходных материалов для компьютерной техники.
При этом, угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении ООО «Битюг» к формальным требованиям публичного права, антиконкурентное соглашение, в котором ООО «Битюг» принимало участие, нарушает требования законодательства о защите конкуренции.
В результате ООО «Битюг»  получило необоснованное преимущество в виде «победы» в электронных аукционах № 0356500003119000161, 0372200020619000063, 0345200008419000017, 0237100001619000030, 0560100001419000036, 0302300057719000028, 0348100084419000063,  0373100076519000632, 0171300013219000023, 0146100008519000082, 0207100000119000109, 0358300354219000061, 0387200030320000056, 0156100006920000022, 0107400000120000017, 0228100001920000018, 0148200001320000007, 0373100128520002037, 0145300013120000231, 0817200000319013092, 0372200014919000025, 0372200270719000034, 0372200278719000017, 0175200003819000082, 0168200002419010524, 0190300001319001342, 0324100007919000065, 0355100000720000002, 0338100005420000014, 0346200016120000092, 0187300003520000294, 0142200001320009997, 0167300000520000812, 0172200003920000006, 0161100003020000009, 0139200000120003860, 0120400000420000013, 0172200006720000023, 0369200003619000063, 0127100008620000016, 0173100013820000015 по итогам реализации запрещенного антимонопольным законодательством соглашения.
При таких обстоятельствах, отсутствуют законные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения ООО «Битюг» от административной ответственности, в связи с малозначительностью.
В соответствии со статьей 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.
Согласно пункту 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ, размер административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 КоАП РФ, следует рассчитывать следующим образом:
РБШ – размер базового штрафа;
РШ – размер штрафа;
МаксШ – максимальный размер штрафа;
МинШ – минимальный размер штрафа;
СО – смягчающее обстоятельство;
ПРБШ – предельный размер базового штрафа;
СВ – сумма выручки от реализации от реализации всех товаров (работ, услуг);
РБШ = (МаксШ - МинШ) / 2 + МинШ);
ПРБШ = СВ * 0,04;
СО = (МаксШ - МинШ) * 0,125;
РШ = ((МаксШ - МинШ) / 2 + МинШ) – СО.
Начальная (максимальная) стоимость предмета торгов при проведении электронных аукционов 0356500003119000161, 0372200020619000063, 0345200008419000017, 0237100001619000030, 0560100001419000036, 0302300057719000028, 0348100084419000063, 0373100076519000632, 0171300013219000023, 0146100008519000082, 0207100000119000109, 0358300354219000061, 0387200030320000056, 0156100006920000022, 0107400000120000017, 0228100001920000018, 0148200001320000007, 0373100128520002037, 0145300013120000231, 0817200000319013092, 0372200014919000025, 0372200270719000034, 0372200278719000017,  0175200003819000082, 0168200002419010524, 0190300001319001342, 0324100007919000065, 0355100000720000002, 0338100005420000014, 0346200016120000092, 0187300003520000294, 0142200001320009997, 0167300000520000812, 0172200003920000006, 0161100003020000009, 0139200000120003860, 0120400000420000013, 0172200006720000023, 0369200003619000063, 0127100008620000016, 0173100013820000015 на оказание услуг по поставке картриджей, иных расходных материалов для компьютерной техники составила  - 13 687 250 рублей.
Таким образом, максимальный размер штрафа составляет:
МаксШ = 13 687 250* 0,5 = 6 843 625 руб. (50% или 1/2 от НМЦК).
Минимальный размер штрафа:
МинШ = 6 843 625 * 0,1 = 684 362, 5 руб. (10% или 1/10 от НМЦК);
В связи с этим, размер базового штрафа, составляющего сумму минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения составляет:
РБШ = (6 843 625 — 684 362,5 ) / 2 + 684 362,5) = 3 763 993,75 рублей.
Согласно бухгалтерской (финансовой) отчетности, представленной ООО «Битюг» в Управление, сумма выручки ООО «Битюг» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2020 г. составила <…> рублей.
Таким образом, установленный частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ предел административного штрафа (не более 1/25 совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг)) составляет: <…> рублей.
ПРБШ = <…> * 0,04 = <…> рублей.
Из изложенного следует, что размер базового административного штрафа, рассчитанный в соответствии с правилами, предусмотренными примечаниями к статье 14.31 КоАП РФ, превышает установленный частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ предел (100 000 < <…>  > 684 362,5 рублей), в связи с чем размер базового административного штрафа составляет  684 362,5 руб.
При назначении административного наказания юридическому лицу, в соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ, учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлены следующие обстоятельства:
1) ООО «Битюг» до вынесения решения по делу № 036/01/11-293/2021 о нарушении антимонопольного законодательства прекратило свое противоправное поведение, 23.06.2021г. направив в адрес ООО «Центральный склад расходных материалов» письмо, в котором отказалось от дальнейшего осуществления согласованных действий при участии в конкурсах;
2) ООО «Битюг» оказывало содействие Управлению в установлении обстоятельств по делу № 036/01/11-293/2021 об административном правонарушении;
3) ООО «Битюг» признало факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.32 КоАП РФ;
4) Административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 14.32 КоАП РФ совершено ООО «Битюг» впервые;
5) ООО «Битюг» добровольно сообщило в Управление о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.32 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства следует признать смягчающими административную ответственность:
СО = (6 843 625 -  684 362,5) * 0,125 = 769 907, 8125 рублей.
ССО =  6 843 625 *5 = 34 218 125 рублей.
Таким образом, размер штрафа, учитывая указанные обстоятельства составляет:
РШ =  <…> - 34 218 125 = - 28 930 125 рублей.
Учитывая, что размер административного штрафа за совершенное ООО «Битюг» административное правонарушение не должен быть менее минимально допустимого административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст. 14.32 КоАП РФ, то, в рассматриваемом случае, подлежит применению штраф в размере 100 000 рублей (ста тысяч рублей).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9 и статьей 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :
1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Битюг» (394018, г. Воронеж, ул. Революции 1905 года, д. 86Д, пом. 1, оф. 102; ИНН3664242683, ОГРН: 1193668028070, КПП: 366401001) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. 00 коп. (Сто тысяч рублей 00 копеек).
2. Направить Обществу с ограниченной ответственностью «Битюг» настоящее постановление для исполнения.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ и в соответствии со статьями 30.1-30.3 КоАП РФ может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Примечание: Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в силу.
В указанный срок Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области подлежит уведомлению об исполнении постановления.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Реквизиты для оплаты штрафа:

Получатель: УФК по Воронежской области (Воронежское УФАС России)
Расчетный счет: 40101810500000010004
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖ Г.ВОРОНЕЖ
БИК 042007001
ИНН 3664022568
КПП 366401001
Код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140
ОКТМО 20701000
Назначение платежа – административный штраф по делу № 036/04/14.32-299/2021
УИН: 16100500000001135777

Связанные организации

Связанные организации не указаны