Решение №СМ/4927/24 по делу № 036/05/5-571/2024 о нарушении законодательства о р... от 17 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 036/05/5-571/2024 о нарушении законодательства о рекламе

17 июля 2024 года город Воронеж

Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2024 года
Решение изготовлено в полном объеме 17 июля 2024 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Михин С.В. - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: Капранчиков А.В. – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, Давыдова О.В. – ведущий специалист - эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело №036/05/5-571/2024 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Эксперт» (394038, г. Воронеж, ул. Свободы, д. 89Г, ИНН 3665824814) (далее – ООО «Эксперт»), индивидуальным предпринимателем <...> (далее - ИП <...>) требований пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»),
в отсутствие представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Эксперт» (о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом), ИП <...> (о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом),
в присутствии представителя заявителя - УМВД России по г. Воронежу <...>,

УСТАНОВИЛА:
Воронежским УФАС России 12 апреля 2024 года в ходе осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) выявлено распространение на рекламной конструкции, расположенной по адресу г. Воронеж, ул. 45-й Стрелковой Дивизии, 57 (на пересечении улиц Шишкова и 45 Стрелковой Дивизии), рекламы следующего содержания: «/…/ ОТДЕЛ ОФОРМЛЕНИЯ ДТП 2-777-777 КРУГЛОСУТОЧНО ПРИЕЗД ЭКИПАЖА В ТЕЧЕНИИ 10 МИНУТ /.../» с визуальным изображением автомобилей, на которых указана следующая информация: «Круглосуточно +7(473)2-777-777 ГИБДД36.РФ ОТДЕЛ ОФОРМЛЕНИЯ ДТП».
Также в Воронежское УФАС России поступило заявление УМВД России по г. Воронежу (рег. № 3586/24 от 24.04.2024) о нарушении ООО «Эксперт» (ИНН 3665824814) законодательства о рекламе.
В своем заявлении Заявитель указывает следующее: «/.../ по адресам: пр-т Патриотов, д. 43, ул. Пирогова, д. 5, Дамба Чернавского моста, пересечение ул. Шишкова и ул. 45-й Стрелковой Дивизии на рекламных конструкциях и других рекламных конструкциях, принадлежащих рекламному агентству ДРИМ, расположена наружная реклама ООО «Эксперт» /.../ , которая противоречит ч. 6, ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006, а именно использование государственных символов (герба), который намекает на принадлежность к ГИБДД, использование доменного имени ГИБДД36.РФ и слова «Оформление ДТП - приезд экипажа в течении 10 минут» вводят в заблуждение потребителей рекламы, так как данное юридическое лицо не имеет отношения к структуре МВД России /.../».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
Объектом рекламирования в указанной рекламе являются услуги по оформлению дорожно транспортных происшествий (оформление ДТП) и ОТДЕЛ ОФОРМЛЕНИЯ ДТП ГИБДД36.РФ.
03.05.2024 года в отношении ООО «Эксперт», ИП <...> вынесено определение о возбуждении дела № 036/05/5-571/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 17.05.2024 года.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, рассмотрение дела отлагалось до 04 июня 2024 г., 08 июля 2024, объявлялся перерыв до 12.07.2024 г. Срок рассмотрения дела продлевался до 03.08.2024 г.
На рассмотрении дела представитель УМВД России по г. Воронежу <...> поддержала доводы, изложенные в заявлении.
На рассмотрение дела 17.05.2024 г., 04.06.2024 г., 12.07.2024 г. представители ООО«Эксперт» и ИП <...> не явились.
На рассмотрение дела 04.07.2024 года от ООО «Эксперт» были предоставлены документы в материалы дела. В письменном объяснении <...> ООО «Эксперт» <...> сообщил следующее: «/…/ С указанными нарушениями Общество не согласно /…/ Рисунок на автомобиле принят за Герб Российской Федерации ошибочно. Это является субъективным мнением Заявителя и не подтвержден достоверными доказательствами, по которым можно судить о степени сходства смешения нанесенного рисунка на автомобиле /.../ Выражение «Оформление ДТПприезд экипажа в течении 10 минут» - не вводят в заблуждение потребителей рекламы, как указано в Заявлении, а информирует об услугах, которые оказывает Общество. ООО «Эксперт» не позиционирует себя как структура МВД. А только оказывает информационные, консультационные услуги в области права и помогает участникам ДТП оформить Европротокол без вызова сотрудников ГИБДД, согласно п. 6 ст. 11.1 ФЗ № 40 об ОСАГО. Что законом прямо предусмотрено и не запрещено».
Изучив материалы дела Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Пунктом 2.4.2.1.1. Приложения № 6 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее - Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств») цветографические схемы наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб состоят из следующих элементов: основного цвета наружных поверхностей транспортного средства; декоративных полос; информационных надписей; опознавательных знаков.
В соответствии с пунктом 2.4.1. Приложения №6 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» требования настоящего пункта распространяются на транспортные средства оперативных служб: скорой медицинской помощи, пожарной охраны, органов охраны правопорядка и безопасности, военной автомобильной инспекции (ВАИ),аварийно-спасательных.
При анализе макета с рассматриваемой рекламой, Комиссией установлено использование следующего сочетания слов: «ОТДЕЛ ОФОРМЛЕНИЯ ДТП. ПРИЕЗД ЭКИПАЖА В ТЕЧЕНИИ 10 МИНУТ», а также установлено визуальное изображение автомобилей на которые нанесены специальные цветографическиие схемы: декоративные полосы, доменное имя ГИБДД36.рф, надпись «ОТДЕЛ ОФОРМЛЕНИЯ ДТП», обозначение двуглавого орла.
При этом, согласно заявлению УМВД России по г. Воронежу, ООО «Эксперт», ИП <...> не имеют отношение к структуре МВД России.
В силу требований Федерального закона «О рекламе» реклама не должна содержать не соответствующие действительности сведения о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций.
Между тем, в рассматриваемой рекламе, на боковой поверхности изображенного автомобиля используется в совокупности: специальная цветографическая схема, схожая со схемой, наносимой на автомобили специальных служб, доменное имя ГИБДД36.рф и надпись «ОТДЕЛ ОФОРМЛЕНИЯ ДТП», способное вызвать у потребителей рекламы неверное представление о лице, оказывающем услуги по оформлению ДТП, обозначение двуглавого орла схожего с Эмблемой и Знаменем Вооружённых Сил, Эмблемой Верховного главнокомандующего, эмблемами видов и родов Вооружённых Сил, штандартами Вооружённых Сил.
Таким образом, такая форма и содержание рекламы может вводить в заблуждение потребителей рекламы относительно исполнителя услуг, формировать у потребителей рекламы неверное мнение по поводу лица, оказывающего услуги по оформлению ДТП, а отсутствие в тексте рекламы указания на непосредственного исполнителя (ООО «Эксперт») искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы и свидетельствует о наличии нарушения требований пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Комиссией Воронежского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе установлено и материалами дела подтверждается, что рассматриваемая реклама «/…/ ОТДЕЛ ОФОРМЛЕНИЯ ДТП 2-777-777 КРУГЛОСУТОЧНО ПРИЕЗД ЭКИПАЖА В ТЕЧЕНИИ 10 МИНУТ /.../» с визуальным изображением автомобилей, на которых указана следующая информация: «Круглосуточно +7(473)2-777-777 ГИБДД36.РФ ОТДЕЛ ОФОРМЛЕНИЯ ДТП»,обозначение двуглавого орла, распространялась в г. Воронеже по следующим адресам: ул. 9 Января, 270, 200 м до транспортной развязки Антонова-Овсеенко и Героев Сибиряков, справа при движении из центра; ул. 9 Января, 97; Ленинский пр-т, напротив д. 8/1; ул. Жукова, 1 ТЦ «Северный»; ул. Плехановская, 66; ул. Пирогова, 5; ул. Солнечная, 27; ул. Димитрова, 113; ул. 45-й Стрелковой Дивизии, пересечение с ул. Шишковой; ул. Машиностроителей, пересечение с ул. Холмистая, справа при Движении у ул. Космонавтов, ТЦ «Космос» и гипермаркету «Карусель»; пр-т Патриотов, 42Г; Дамба ВОГРЭС, съезд с моста, 300 м до ул. Лебедева, справа при движении из центра; Дамба Чернавского моста, справа при движении из центра, место №2; Северный мост, опора, сторона А1- при движении из центра к ул. Остужева, гипермаркету «Линия», А2- в центр. (Счет № 360508 от 08.05.2024, г. Счет № 3603132 от 25.03.2024 г., Акт выполненных работ (оказанных услуг) № 3603132/4 от 30.04.2024 г., Счет № 3603133 от 26.03.2024, Акт выполненных работ (оказанных услуг) № 3603133 от 26 03.2024, Счет № 3605121 от 27.05.24, Акт выполненных работ (оказанных услуг) № 3605121/6 от 30.06.2024 г.).
В ходе рассмотрения дела 04.07.2024 г. <...> ООО «Эксперт» <...> сообщил о том, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Эксперт».
При этом по требованию Комиссии договор на размещение рассматриваемой рекламы и иные документы со стороны ООО «Эксперт» предоставлены не были.
По запросу Воронежского УФАС России (исх. № РК/2404/24 от 12.04.2024) рекламораспространителем ИП <...> был предоставлен Договор № 830/ИП-24 от 01.04.2024 г. на размещение рекламы по адресу: ул. 45-й Стрелковой Дивизии, пересечение с ул. Шишкова, заключенный между ИП <...> и ИП <...>.
Воронежским УФАС России установлено, что ИП <...> и ООО «Эксперт» являются аффилированными лицами.
Согласно статье 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Аффилированными лицами юридического лица являются в том числе — член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа.
Как следует из сведений Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, <...>, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, одновременно замещает должность генерального директора ООО «Эксперт».
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Воронежским УФАС России установлено, что рекламодателями рассматриваемой рекламы являются ООО «Эксперт» (3665824814) и ИП <...>, что подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В связи с тем, что на момент вынесения решения в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства прекращения нарушения ООО «Эксперт» и ИП <...> законодательства о рекламе, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи ООО «Эксперт» и ИП <...> предписаний о прекращении нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 40 - 48 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2020 года № 1922, Комиссия,

РЕШИЛА:
1.
Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «/…/ ОТДЕЛ ОФОРМЛЕНИЯ ДТП 2-777-777 КРУГЛОСУТОЧНО ПРИЕЗД ЭКИПАЖА В ТЕЧЕНИИ 10 МИНУТ /.../», с визуальным изображением автомобилей, на которых указана следующая информация: «Круглосуточно +7(473)2-777-777 ГИБДД36.РФ ОТДЕЛ ОФОРМЛЕНИЯ ДТП», распространяемую на рекламных щитах, расположенных по адресам: г. Воронеж, ул. 9 Января, 270, 200 м до транспортной развязки АнтоноваОвсеенко и Героев Сибиряков, справа при движении из центра; г. Воронеж, ул. 9 Января, 97; г. Воронеж, Ленинский пр-т, напротив д. 8/1; г. Воронеж, ул. Жукова, 1 ТЦ «Северный»; г. Воронеж, ул. Плехановская, 66; г. Воронеж, ул. Пирогова, 5; г. Воронеж, ул. Солнечная, 27; г. Воронеж, ул. Димитрова, 113; г. Воронеж, ул. 45-й Стрелковой Дивизии, пересечение с ул. Шишковой; г. Воронеж, ул. Машиностроителей, пересечение с ул. Холмистая, справа при Движении ул. Космонавтов, ТЦ «Космос» и гипермаркету «Карусель»; г. Воронеж, пр-т Патриотов, 42Г; г. Воронеж, Дамба ВОГРЭС, съезд с моста, 300 м до ул. Лебедева, справа при движении из центра; г. Воронеж, Дамба Чернавского моста, справа при движении из центра, место №2; г. Воронеж, Северный мост, опора, сторона А1 - при движении из центра ул. Остужева, гипермаркету «Линия», А2- в центр, поскольку в ней нарушены требования пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать ООО «Эксперт», ИП <...> предписания о прекращении
нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях, по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона «О рекламе», решение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.
Председатель комиссии                                     С.В. Михин
Члены комиссии:                                                 А.В. Капранчиков
                                                                              О.В. Давыдова

Связанные организации

Связанные организации не указаны