Решение б/н Решение от 15.09.2010 года по делу №208-76р от 11 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 208-76р
«15» сентября 2010 года                                                                             город Воронеж
(дата принятия решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе: Заместитель председателя Комиссии - <...>, <...> - члены Комиссии,
рассмотрев дело № 208-76р по признакам нарушения: Обществом с ограниченной ответственностью «ВЫБОР» (ул. Вл. Невского, д.13«Б», г. Воронеж, 394088 ИНН 3662047623 ОГРН 1023601546143) (далее - ООО «ВЫБОР») части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»); Обществом с ограниченной ответственностью «Парадный квартал» (ул. Ст. Разина, д. 38, г. Воронеж, 394036 ИНН 3666138720 ОГРН 1063667289421) (далее - ООО «Парадный квартал») и Обществом с ограниченной ответственностью «Медиа-Дом» (ул. Кольцовская, д. 5, г. Воронеж, 394000 ИНН 3666117624 ОГРН 1043600085198) (далее - ООО «Медиа-Дом») части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», в присутствии: представителя ООО «ВЫБОР» - <...>, законного представителя ООО «Парадный квартал» - <...>, законного представителя ООО «Медиа-Дом» - <...>, установила:
На одиннадцатой странице каталога недвижимости «Парадный квартал» (ноябрь 2009 года) ВОРОНЕЖ распространена следующая текстовая информация:
«ВЫБОР
ул. 60 лет Армии, д. 29А        
www.vyborstroi.ru       ул. Вл. Невского, 13Б
тел. (4732) 35-06-55           
office@vyborstroi.ru     тел.(4732)25-17-37, 39-77-18
БУЛЬВАР ПОБЕДЫ, 50
(комплекс из 4-х 16-этажных домов):
Уникальный жилой комплекс с подземным паркингом! /…/
Предложение месяца! /…/
ДОМ НА ЛЕНИНСКОМ ПРОСПЕКТЕ /…/
ГОТОВЫЕ КВАРТИРЫ ОТ ЗАСТРОЙЩИКА СО СВИДЕТЕЛЬСТВОМ О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ
Ипотека под готовое жилье. Рассрочка. Выгодные условия. /…/
ПОДЗЕМНЫЙ ПАРКИНГ В СЕВЕРНОМ РАЙОНЕ!
Район «Линия-Молодежный»
У НАС ВСЕГДА ВЫГОДНЫЕ ЦЕНЫ!
рассрочка кредит зачет вашего жилья».
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», вышеуказанная информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (объекты недвижимости (жилой комплекс, дом, квартиры) в кредит и ООО «ВЫБОР»), поддерживает интерес к ним и способствует продвижению на рынке.
Рассматриваемая реклама распространялась в ноябре 2009 года в пределах города Воронеж.
03.09.2010 Воронежским УФАС России возбуждено дело № 208-76р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «ВЫБОР», ООО «Парадный квартал», ООО «Медиа-Дом».
Определением от 06.09.2010 в отношении ООО «ВЫБОР» возбуждено дело № 92.03-14.3/79р об административном правонарушении и начато административное расследование.
В ходе административного расследования Воронежским УФАС России у ООО «ВЫБОР» истребована необходимая информация (сведения) по факту размещения рассматриваемой рекламы.
В результате анализа представленной ООО «ВЫБОР» информации установлено следующее.
14.09.2010 ООО «ВЫБОР» представлены копии, в том числе: оригинал-макета рекламы ООО «ВЫБОР», договора на оказание рекламных услуг № 1А/Р от 11.01.2009, акта приема-сдачи работ № 000670 от 30.10.2009, справок от 14.09.2010 исх. № б/н, ходатайства от 14.09.2010 исх. № б/н.
Согласно представленной Обществом справки от 14.09.2010 исх. № б/н, заказы, счета, счета-фактуры, платежные поручения и иные документы на производство и (или) размещение рассматриваемой рекламы, договоры между ООО «ВЫБОР» и кредитными организациями на осуществление услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита в ООО «ВЫБОР» не обнаружены.
15.09.2010 в ходе рассмотрения дела, представитель ООО «ВЫБОР» пояснил, что 11 января 2009г. между ООО «ВЫБОР» (Рекламодатель) и ООО «Медиа-Дом» (Редакция) был заключен договор № 1 А/Р, согласно условиям которого Редакция обязалась размещать рекламный материал в журнале «Парадный квартал», а Рекламодатель предоставлять информацию для размещения рекламного материала и оплачивать оказанные услуги в соответствии с условиями данного договора. В ноябре 2009г. во исполнение условия данного договора Редакцией была распространена информация об объектах недвижимости, отчуждаемых ООО «ВЫБОР» гражданам и юридическим лицам на основании договоров долевого участия в строительстве, купли-продажи и т.д. В ноябре 2009 г. в тексте рекламной информации содержались, в том числе, слова «Рассрочка, кредит, зачет вашего жилья». Данные слова использовались ООО «ВЫБОР» исключительно в целях информирования потенциальных приобретателей объектов недвижимости о способах (формах) оплаты за приобретаемую недвижимость. Данный вывод можно сделать исходя из анализа контекста употребления данных слов. Намерений рекламировать банковские услуги и банковские операции ООО «ВЫБОР» не имело. Представитель ООО «ВЫБОР» пояснил, что услуги, связанные с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита ООО «ВЫБОР» не представляет и не сотрудничает с кредитными организациями.
15.09.2010 на рассмотрении дела, представитель ООО «Парадный квартал» пояснил, что функции рекламораспространителя выполняет только ООО «Медиа-Дом», которое принимает на свой расчетный счет деньги от рекламодателей (договоры на размещение рекламы от рекламодателей, в том числе и от ООО «ВЫБОР»), финансирует производство журнала (договор с типографией), имеет договоры на распространение издания с Управлением РЖД, авиакомпанией «Полет», Агентством по распространению печатной продукцией «Камелот» и пр. ООО «Медиа-Дом» является издателем, соучредителем и распространителем журнала «Парадный квартал». ООО «Парадный квартал» является соучредителем, издателем и совладельцем зарегистрированной торговой марки.
15.09.2010 в ходе рассмотрения дела, представитель ООО «Медиа-Дом» пояснил, что в своей работе ООО «Медиа-Дом» стремиться максимально точно выполнять положения Закона «О рекламе». ООО «Медиа-Дом» посчитало, что в макете строительной компании «ВЫБОР» речь идет не о рекламе финансовых услуг какого-то конкретного банка, а об условиях продажи (форме реализации) квартир ООО «ВЫББОР» - можно в кредит, возможна рассрочка, можно в зачет вашего жилья.  ООО «Медиа-Дом» не нашло в рассматриваемой рекламе призыва воспользоваться финансовыми услугами, а увидело разъяснение возможных способов оплаты жилья, возводимого ООО «ВЫБОР». Изъявление согласия работать с разными формами оплаты, на взгляд ООО «Медиа-Дом», не являлось рекламой финансовых услуг, в связи с чем, не были истребованы дополнительные сведения от рекламодателя. Вместе с тем, рекламораспространитель имеет только право, но не обязанность проверять достоверность заявляемой рекламодателем информации и, как правило, не обладает данными о наличии либо отсутствии у рекламодателя заявляемых в рекламе услуг, равно как и договоров с финансовыми организациями, уполномоченными такие услуги оказывать. Таким образом, публикуя рассматриваемую рекламу от ООО «ВЫБОР», ООО «Медиа-Дом» не усмотрело связи с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе». ООО «Медиа-Дом» обязуется впредь более внимательно подходить к оформлению рекламных материалов, принимая во внимание ту трактовку содержания рекламного макета ООО «ВЫБОР», которая сформулирована в Определении №208-76р Воронежским УФАС России.
Ознакомившись с материалами дела, оценив доводы лиц участвующих в деле, Комиссия считает рассматриваемую рекламу ненадлежащей по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Кроме того, согласно части 1 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Рассматриваемая реклама распространяется с нарушением требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», поскольку в ней отсутствует наименование или имя лица, оказывающего услуги, связанные с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, что не допускается.
Кроме того, согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в главе 42 установлено несколько видов кредитования: банковский, товарный, коммерческий.
Из части 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.
Согласно статье 822 Гражданского кодекса Российской Федерации, товарный кредит, предусматривает обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками.
В силу статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит). Предоставление подобного кредита неразрывно связано с тем договором, условием которого является. Коммерческим кредитом может считаться всякое несовпадение во времени встречных обязанностей по заключенному договору, когда товары поставляются (работы выполняются, услуги оказываются) ранее их оплаты, либо платеж производится ранее передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
При этом товарный и коммерческий кредиты могут предоставляться и не финансовыми организациями.
Учитывая названные нормы права, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг, в том числе услуг, предлагаемых ООО «ВЫБОР».
Непосредственно из текста рассматриваемой рекламы, не следует, о каком именно кредите идет речь: товарном, коммерческом или банковском, так как сам текст рассматриваемой рекламы не содержит сведений для однозначного вывода о том, что кредит предоставляется как самим ООО «ВЫБОР» в форме товарного либо коммерческого кредита, так и банками.
Поскольку рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие в тексте рассматриваемой рекламы указанных существенных сведений искажает смысл информации, так как одно лишь включение в рекламу слова "кредит" не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления как о кредиторе, так и об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг), и вводит потенциальных клиентов в заблуждение, т.к. не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого.
Таким образом, рассматриваемая реклама ООО «ВЫБОР» содержит нарушение части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, несоответствующая требованиям законодательства РФ.
Тем самым, рассматриваемая реклама является ненадлежащей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
Из представленных ООО «ВЫБОР» документов установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «ВЫБОР», рекламораспространителем – ООО «Медиа-Дом» на основании договора от 11.01.2009 № 1 А/Р, заключенного между ООО «ВЫБОР» и ООО «Медиа-Дом» и акта приема-сдачи работ №000670 от 30.10.2009.
Согласно Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО «ВЫБОР» осуществляет, в том числе, покупку и продажу собственного недвижимого имущества.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, в том числе части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, в том числе части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
На основании изложенного рекламодателем – ООО «ВЫБОР» допущены нарушения части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», выраженные в отсутствие в рекламе части существенной информации о видах предоставляемых кредитов, а также, наименования или имени лица, оказывающего услуги, связанные с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, что не допускается.
На основании изложенного рекламораспространителем – ООО «Медиа-Дом» допущены нарушения части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», выраженные в отсутствие в рекламе наименования или имени лица, оказывающего услуги, связанные с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, что не допускается.
На момент вынесения настоящего Решения, распространение ненадлежащей рекламы прекращено.
Основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе отсутствуют.
Как установлено из материалов настоящего дела, ООО «Парадный квартал» не является рекламораспространителем ненадлежащей рекламы, в связи с чем, в отношении ООО «Парадный квартал» подлежит прекращению.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1.
Признать ненадлежащей рекламу Общества с ограниченной ответственностью «ВЫБОР» (ул. Вл. Невского, д.13«Б», г. Воронеж, 394088 ИНН 3662047623 ОГРН 1023601546143), распространенную Обществом с ограниченной ответственностью «Медиа-Дом» (ул. Кольцовская, д. 5, г. Воронеж, 394000 ИНН 3666117624 ОГРН 1043600085198) в каталоге недвижимости «Парадный квартал» ноябрь 2009 Воронеж поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
2. Не выдавать Обществу с ограниченной ответственностью «ВЫБОР» (ул. Вл. Невского, д.13 «Б», г. Воронеж, 394088 ИНН 3662047623 ОГРН 1023601546143), и Обществу с ограниченной ответственностью «Медиа-Дом» (ул. Кольцовская, д. 5, г. Воронеж, 394000 ИНН 3666117624 ОГРН 1043600085198) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы.
3. Производство по делу № 208-76р в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Парадный квартал» прекратить в связи с отсутствием в его действиях признаков нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Решение изготовлено в полном объеме «27» сентября 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны