Решение б/н Решение от 15.02.2011 года по делу № 311-92р от 11 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 311-92р
«15» февраля 2011 года                                                                    город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <...>;
члены Комиссии: <...>,
рассмотрев дело № 311-92р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившемся в распространении рекламы глазных капель «Экстракт Алоэ по Филатову» в газете «МОЁ!» № 41 (830) от 12.10.2010 с признаками нарушения части пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе»,
в отсутствие представителей: лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе — <...>; заявителя <...>;  заинтересованного лица ЗАО Издательский дом «Свободная пресса» установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступило заявление <...> (вх. № 01-10/120 от 25.10.2010) относительно распространения в газете «МОЁ!» рекламы глазных капель «Экстракт Алоэ по Филатову» с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Из указанного заявления следует, что в газете «МОЁ!» от 12.10.2010 был размещен макет следующего содержания: «Если вам нужны глаза  Катаракта, глаукома, теряете зрение?  Уникальные глазные капли – «Экстракт Алоэ по Филатову /…/ Об обширных целебных свойствах алоэ известно издревле. Его очищающие гомеостатические питательные, иммуномодулирующие, противовоспалительные и регенерирующие свойства способствуют восстановлению нормализации жизнедеятельности и правильному функционированию всех зрительных анализаторов /…/ Приготовленный с особой тщательностью, «Экстракт» вызывает уникальные восстановительные процессы на тканевом уровне. Применение «Экстракта» улучшает зрение у пациентов с сахарным диабетом. «Экстракт» воздействует не химией, а за счет натуральных компонентов. Он направлен на восстановление клеток, нервов, тканей и сосудов глаз. Применяется при катаракте, глаукоме, диабетической ретинопатии, отслоении сетчатки, макулодистрофии, блефарите, кератите, близорукости, дальнозоркости, хроническом конъюктивите, в целях профилактики.»
Рассматриваемая информация, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — ФЗ «О рекламе») является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к ним и их продвижению на рынке (далее — рассматриваемая реклама).
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования — товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе являются глазные капли «Экстракт Алоэ по Филатову».
Из содержания рассматриваемой рекламы следует, что глазные капли «Экстракт Алоэ по Филатову» обладают лечебными свойствами и оказывают положительное воздействие на состояние зрения у пациентов с сахарным диабетом, направлены на восстановление клеток, нервов, тканей и сосудов глаз, оказывают положительное влияние на течение таких болезней как: катаракта, глаукома, диабетическая ретинопатия, отслоение сетчатки, макулодистрофия, блефарит, кератит, близорукость, дальнозоркость, хронический конъюктивит.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе», реклама биологически активных добавок не должна, в том числе, создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
При рассмотрении дела установлено, что глазные капли «Экстракт Алоэ по Филатову» являются, на основании Сертификата соответствия № РОСС RU.АИ35. СО35654, «тоником косметическим» и, следовательно, не относятся к биологически активным и пищевым добавкам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее — 86-ФЗ), лекарственные средства - вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 86-ФЗ, лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
В соответствии с пунктом 8 статьи 19 86-ФЗ, зарегистрированное лекарственное средство заносится в государственный реестр лекарственных средств.
Как следует из материалов дела, тоник косметический глазные капли - «Экстракт Алоэ по Филатову» не относится к лекарственным   средствам.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в рекламе не допускаются указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Учитывая изложенное, Комиссия находит основания для переквалификации правонарушения с пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» на пункт 6 часть 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Тем самым, рассматриваемая реклама распространяется с нарушением пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе», выраженном в указании в тексте рекламы на лечебные свойства, то есть положительное влияние тоника косметического «Экстракт Алоэ по Филатову» на течение болезней: катаракты, глаукомы, диабетической ретинопатии, отслоении сетчатки, макулодистрофии, блефарите, кератите, близорукости, дальнозоркости, хронического конъюнктивита, что не допускается.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Тем самым, рассматриваемая реклама является ненадлежащей. 
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является Закрытое Акционерное общество Издательский дом «Свободная пресса» (г. Воронеж, ул. Л. Рябцевой, 54) (далее – ЗАО ИД «Свободная пресса»).
Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
<...> является рекламодателем рассматриваемой рекламы, поскольку она заказала и разместила в газете «МОЁ!»  № 41 (830) от 12.10.2010 рекламу глазных капель «Экстракт Алоэ по Филатову, о чем свидетельствуют  распечатка переписки по электронной связи между <...> и представителем ЗАО ИД «Свободная пресса», а также платежное поручение № 630 972.
Сведения об уведомлении <...> о дате и месте рассмотрения дела отсутствуют. Корреспонденция, направленная по адресу, указанному в платежном поручении № 630 972, вернулась с пометной «такой улицы нет». Установить адрес места жительства и регистрации <...> не представляется возможным.
Таким образом, Воронежским УФАС России предприняты все меры для обеспечения надлежащего уведомления рекламодателя данной рекламы – <...> о месте и времени рассмотрения дела №311-92р.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ЗАО ИД «Свободная пресса» предписания.
Руководствуясь пунктом 6 части 5 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия решила:
1.
Признать ненадлежащей рекламу: «Если вам нужны глаза  Катаракта, глаукома, теряете зрение?  Уникальные глазные капли – «Экстракт Алоэ по Филатову /…/ Об обширных целебных свойствах алоэ известно издревле. Его очищающие гомеостатические питательные, иммуномодулирующие, противовоспалительные и регенерирующие свойства способствуют восстановлению нормализации жизнедеятельности и правильному функционированию всех зрительных анализаторов /…/ Приготовленный с особой тщательностью, «Экстракт» вызывает уникальные восстановительные процессы на тканевом уровне. Применение «Экстракта» улучшает зрение у пациентов с сахарным диабетом. «Экстракт» воздействует не химией, а за счет натуральных компонентов. Он направлен на восстановление клеток, нервов, тканей и сосудов глаз. Применяется при катаракте, глаукоме, диабетической ретинопатии, отслоении сетчатки, макулодистрофии, блефарите, кератите, близорукости, дальнозоркости, хроническом конъюктивите, в целях профилактики», поскольку указанная реклама нарушает требования пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе», а именно: в тексте рекламы указывается на лечебные свойства, то есть положительное влияние тоника косметического «Экстракт Алоэ по Филатову» на течение болезней: катаракты, глаукомы, диабетической ретинопатии, отслоении сетчатки, макулодистрофии, блефарите, кератите, близорукости, дальнозоркости, хронического конъюнктивита,
2. Выдать ЗАО ИД «Свободная пресса» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Решение изготовлено в полном объеме «21» февраля 2011 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны