Решение №036/01/10-1292/2022 по делу в отношении АО «Воронежская горэлектросеть» по призн... от 10 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 036/01/10-1292/2022 о нарушении антимонопольного законодательства
        
10.05.2023г.                                                                                                       г. Воронеж

Резолютивная часть решения объявлена: 24.04.2023г.
Решение в полном объёме изготовлено: 10.05.2023г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Михин С.В. – председатель Комиссии, заместитель руководителя,
Русаленко Н.В. – член Комиссии, начальник отдела антимонопольного контроля,
Степанова М.В. – ведущий специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля,
в присутствии представителя ОАО «Телеком-Сервис» <...>, в отсутствие представителей АО «Воронежская горэлектросеть» (о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещены),

рассмотрев дело № 036/01/10-1292/2022, возбужденное в отношении АО «Воронежская горэлектросеть» по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в экономически необоснованном установлении для неопределенного круга потребителей различных цен за услуги по предоставлению во временное пользование опор воздушных линий электропередач (далее – ОВЛЭ) для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей,

У С Т А Н О В И Л А:

15.04.2022г. ОАО «Телеком-Сервис» обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) с заявлением (вх. № 3994/22) на действия АО «Воронежская горэлектросеть» по установлению для интернет-провайдеров (операторов связи) различных цен за услуги по предоставлению во временное пользование опор воздушных линий электропередач (далее - ОВЛЭ) для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж.
Как следует из заявления и приложенных к нему материалов, между ОАО «Телеком-Сервис» и АО «Воронежская горэлектросеть» заключен и действует договор на оказание услуг по предоставлению во временное пользование интернет – провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж. Стоимость указанных услуг составляет <...> рубля <...> копеек с НДС.
При этом, по информации ОАО «Телеком-Сервис», стоимость аналогичных услуг для других интернет-провайдеров (операторов связи) у АО «Воронежская горэлектросеть» составляет 30 рублей 00 копеек с НДС.
Управлением при рассмотрении заявления ОАО «Телеком-Сервис» установлено, что АО «Воронежская горэлектросеть» занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению во временное пользование интернет-провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж (в пределах зоны обслуживания), что подтверждается аналитическим отчетом о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по предоставлению интернет-провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж от 13.07.2022г.
В ходе проверки фактов, изложенных в заявлении было установлено, что цена услуги по предоставлению во временное пользование интернет-провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж у АО «Воронежская горэлектросеть» для АО ИК «Информсвязь-Черноземье», АО «КВАНТТЕЛЕКОМ», ООО «Интеркон» составляет <...> рублей 00 копеек; ООО «Нет Бай Нэт Холдинг», ООО «Реком», ПАО «Ростелеком», ОАО «Телеком-Сервис», ООО «Т2 Мобайл» - <...> рублей <...> копеек с НДС; ЗАО «Инфосистемы», АО «ЭР-Телеком Холдинг», ПАО «Мегафон» - <...> рублей <...> копеек с НДС; АО «ТТК», ПАО «Вымпелком», ПАО «МобильныеТелеСистемы», ООО фирма «Техно-Р» - <...> рублей <...> копеек с НДС.
Однако на каждый из указанных размеров цен АО «Воронежская горэлектросеть» в Управление не предоставило какого-либо экономического обоснования.
Между тем, решением от 25.07.2018г. Комиссии Управления по делу № 154-10К о нарушении антимонопольного законодательства действия АО «Воронежская горэлектросеть», занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по предоставлению интернет-провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж по установлению и поддержанию монопольно высокой цены в размере 484 рубля 98 копеек с НДС на указанные услуги, что привело к ущемлению интересов АО ИК «Информсвязь-Черноземье», ООО «СТ-Воронеж», АО «КВАНТТЕЛЕКОМ», ООО «Интеркон» в сфере их предпринимательской деятельности были признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При этом в данном решении в качестве справедливой рекомендуемой рентабельной цены на услуги по предоставлению интернет-провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи указана цена в размере не более 30 рублей 00 копеек с НДС за одну опору.
С учетом этого, действия АО «Воронежская горэлектросеть» по экономически необоснованному установлению различных цен на услуги по предоставлению во временное пользование интернет – провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж содержали признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.
В связи с этим, 15.07.2022г., на основании частей 1 и 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, Управлением было выдано АО «Воронежская горэлектросеть» предупреждение о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. № ДЧ/5169/22; далее - Предупреждение).
В целях прекращения признаков нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции АО «Воронежская горэлектросеть» надлежало совершить следующие обязательные действия:
1. Установить единую экономически обоснованную цену для неопределенного круга потребителей на услуги по предоставлению во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж, учитывая решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по делу № 154-10К о нарушении антимонопольного законодательства от 25.07.2018г.
2. Направить всем контрагентам, с которыми у АО «Воронежская горэлектросеть» заключены и действуют договоры на оказание услуг по предоставлению во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж дополнительные соглашения об изменении условий этих договоров, в части установления единой экономически обоснованной цены на указанные услуги.
Срок для выполнения Предупреждения – пятнадцать дней (рабочих) со дня вручения (получения) такого предупреждения. Кроме того, о выполнении Предупреждения АО «Воронежская горэлектросеть» обязано было сообщить в Управление в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив документальное подтверждение его исполнения.
Согласно отчету АО «Почта России» об отслеживании почтовых отправлений 27.07.2022г. АО «Воронежская горэлектросеть» получило Предупреждение.
Таким образом, АО «Воронежская горэлектросеть» обязано было исполнить Предупреждение в срок до 17.08.2022г. и направить уведомление об его исполнении в Управление в срок до 22.08.2022г.
Однако в установленный срок какой-либо информации и документов, подтверждающих исполнение Предупреждения от АО «Воронежская горэлектросеть» в Управление не поступило.
Одновременно с этим, 20.10.2022г. в Управление от ОАО «Телеком-Сервис» поступило обращение (вх. № 9786-ЭП/22) о неисполнении АО «Воронежская горэлектросеть» Предупреждения.
Учитывая указанные обстоятельства, 18.11.2022г. Управлением в отношении АО «Воронежская горэлектросеть» возбуждено дело № 036/01/10-1292/2022 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в экономически необоснованном установлении для неопределенного круга потребителей различных цен за услуги по предоставлению во временное пользование опор воздушных линий электропередач для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.
Рассмотрение настоящего дела было назначено на 12.12.2022г.
В связи с необходимостью получения дополнительных информации и документов, а также подготовкой заключения об обстоятельствах настоящего дела, рассмотрение настоящего дела отлагалось до 26.01.2023г., 17.02.2023г., 13.03.2023г., 24.03.2023г., 24.04.2023г.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 036/01/10-1292/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, оценив предоставленные по делу доказательства Комиссия Управления приходит к следующим выводам.
Пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически, технологически и иным образом необоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно частям 1 и 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее – Предупреждение).
Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пункта 6 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Управлением проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по предоставлению во временное пользование интернет – провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж, по результатам которого у АО «Воронежская горэлектросеть» было установлено доминирующее положение на указанном рынке, что подтверждается аналитическим отчетом от 13.07.2022г. (имеется в материалах дела).
Таким образом, АО «Воронежская горэлектросеть» как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством, в том числе пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Между тем, из материалов настоящего дела следует, что цена на услуги по предоставлению во временное пользование интернет – провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж была установлена АО «Воронежская горэлектросеть» в отношении АО ИК «Информсвязь-Черноземье», АО «КВАНТТЕЛЕКОМ», ООО «Интеркон» установлена в размере <...> рублей 00 копеек; в отношении ООО «Нет Бай Нэт Холдинг», ООО «Реком», ПАО «Ростелеком», ОАО «Телеком-Сервис», ООО «Т2 Мобайл» - <...> рублей <...> копеек с НДС; в отношении ЗАО «Инфосистемы», АО «ЭР-Телеком Холдинг», ПАО «Мегафон» - <...> рублей <...> копеек с НДС; в отношении АО «ТТК», ПАО «Вымпелком», ПАО «МобильныеТелеСистемы», ООО фирма «Техно-Р» - <...> рублей <...> копеек с НДС.
Таким образом, АО «Воронежская горэлектросеть» на одни и те же услуги установило различные цены.
При этом в материалы настоящего дела АО «Воронежская горэлектросеть» не предоставило документальных доказательств экономического обоснования установления различных цен для потребителей на одни и те же услуги.
Из материалов дела № 036/01/10-1292/2022 о нарушении антимонопольного законодательства следует, что АО «Воронежская горэлектросеть» экономически обоснованную цену на указанные услуги в размере 30 рублей 00 копеек с учетом НДС установило с 23.04.2019г. только для АО ИК «Информсвязь-Черноземье», АО «КВАНТТЕЛЕКОМ», ООО «Интеркон».
Вместе с тем, 25.06.2020г., 01.08.2020г., 02.10.2020г., 08.02.2021г., 15.02.2021г., 01.02.2022г., 25.04.2022г. между АО «Воронежская горэлектросеть» и:
- ОАО «РЕКОМ» заключен договор № 143;
- ОАО «Телеком-Сервис» заключен договор № 144;
- ПАО «Ростелеком» заключен договор № 140/0304/25/1128/20;
- гр. <...> заключен договор № 148;
- гр. <...> заключен договор № 149;
- гр. <...> заключен договор № 150;
- гр. <...> заключен договор № 151.
В отношении указанных потребителей АО «Воронежская горэлектросеть» установило цену названной услуги в размере <...> рублей <...> копеек с НДС.
Таким образом, цена на услуги по предоставлению во временное пользование интернет-провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж в размере 30 рублей 00 копеек с НДС, установленная АО «Воронежская горэлектросеть» с 23.04.2019г. применялась только в отношении трех потребителей.
Между тем, в отношении остальных потребителей, с которыми договоры на указанные услуги были заключены позднее 23.04.2019г. АО «Воронежская горэлектросеть» не привело соответствующую цену к единому экономически обоснованному размеру.
С учетом этого, АО «Воронежская горэлектросеть», установив с 23.04.2019г. экономически обоснованную справедливую цену на услуги в размере 30 рублей 00 копеек с НДС в отношении одних потребителей - АО ИК «Информсвязь-Черноземье», АО «КВАНТТЕЛЕКОМ», ООО «Интеркон», обязано было применять после указанной даты данную цену в качестве единой для всех других потребителей (неопределенного круга), приобретающих услуги по предоставлению во временное пользование интернет-провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж.
Однако потребители одних и тех же услуг, получая эти услуги по экономически необоснованным различным ценам были поставлены АО «Воронежская горэлектросеть» в неравное положение, что привело к ущемлению интересов неопределённого круга потребителей.
В связи с этим, АО «Воронежская горэлектросеть», вступая в новые правоотношения с ОАО «РЕКОМ» (25.06.2020г.), ОАО «Телеком-Сервис» (01.08.2020г.), ПАО «Ростелеком» (02.10.2020г.), гр. <...> (08.02.2021г.), гр. <...> (15.02.2021г.), гр. <...> (01.02.2022г.), гр. <...> (25.04.2022г.), обязано было оказывать услуги по предоставлению во временное пользование интернет-провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж по единой экономически обоснованной цене - 30 рублей 00 копеек.
Однако из предоставленных АО «Воронежская горэлектросеть» в материалы настоящего дела документов следует, что единая экономически обоснованная цена в размере 30 рублей 00 копеек с НДС была установлена данным лицом в отношении всех потребителей (неопределённого круга) только с 01.12.2022г.
Согласно статье 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Учитывая положения указанной нормы, сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства по договорам, заключенным между АО «Воронежская горэлектросеть» и ПАО «Ростелеком» (30.12.2011г.), ПАО «ВымпелКом» (05.04.2017г.), гр. <...> (01.02.2016г.), ЗАО «Информсистемы» (01.07.2016г.), АО «ТрансТелеКом» (06.02.2019г.), ПАО «Мегафон» (01.02.2015г.), ПАО «МобильныеТелеСистемы» (12.08.2016г.), гр. <...> (16.12.2015г.), ООО фирма «Техно-Р» (01.02.2014г.), ООО «Цифровая связь» (30.12.2011г.), АО «ЭР-Телеком Холдинг» (30.12.2011г. и 27.04.2012г.), ООО «Нет Бай Нэт Холдинг» (21.01.2020г.), ООО «Т2 Мобайл» (27.11.2019г.) истекли 31.12.2014г., 06.04.2020г., 02.02.2019г., 02.07.2019г., 07.02.2022г., 02.02.2018г., 13.08.2019г., 17.12.2018г., 02.02.2017г., 31.12.2014г., 31.12.2014г., 28.04.2015г., 22.01.2022г., 28.11.2022г., соответственно.
В связи с этим, указанные эпизоды подлежат исключению из предмета рассматриваемого дела, с учетом истечения сроков давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Таким образом, временем совершения АО «Воронежская горэлектросеть» нарушения требований антимонопольного законодательства является период с 25.06.2020г. по 01.12.2022г.
При указанных обстоятельствах, действия АО «Воронежская горэлектросеть» по экономически необоснованному установлению в период с 25.06.2020г. по 01.12.2022г. различных цен на услуги по предоставлению во временное пользование интернет – провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Довод АО «Воронежская горэлектросеть» о том, что Общество на момент рассмотрения дела № 036/01/10-1292/2022 о нарушении антимонопольного законодательства выполнило Предупреждение, в связи с чем необходимо прекратить его рассмотрение отклоняется как несостоятельный в силу следующего.
Статьей 48 Закона о защите конкуренции установлен исчерпывающий перечень оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В указанной норме отсутствует такое основание как выполнение Предупреждения либо прекращение нарушения антимонопольного законодательства.
Довод АО «Воронежская горэлектросеть» о том, что время совершения им нарушения антимонопольного законодательства должно исчисляться с момента неисполнения Предупреждения (18.08.2022г.) также подлежит отклонению за несостоятельностью в силу следующего.
Основанием для выдачи АО «Воронежская горэлектросеть» Предупреждения явилось наличие в действиях АО «Воронежская горэлектросеть» по экономически необоснованному установлению различных цен услуги по предоставлению во временное пользование интернет-провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж признаков нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции поводом для возбуждения настоящего дела явилось неисполнение АО «Воронежская горэлектросеть» Предупреждения.
Между тем, основанием для возбуждения в отношении АО «Воронежская горэлектросеть» настоящего дела явилось также наличие в его вышеуказанных действиях признаков нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которые не были устранены АО «Воронежская горэлектросеть» в установленный в Предупреждении срок.
Неисполнение АО «Воронежская горэлектросеть» Предупреждения явилось лишь поводом, а не основанием к возбуждению настоящего дела, поскольку неисполнение Предупреждения само по себе не является нарушением антимонопольного законодательства.
Таким образом, временем нарушения антимонопольного законодательства, является время совершения АО «Воронежская горэлектросеть» действий по экономически необоснованному установлению различных цен на услуги по предоставлению во временное пользование интернет-провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж, а не время неисполнения Предупреждения.
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции, одной из основных функций антимонопольного органа является предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
В целях предупреждения монополистической деятельности АО «Воронежская горэлектросеть» Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 Закона о защите конкуренции, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт наличия у АО «Воронежская горэлектросеть» доминирующего положения на рынке услуг по предоставлению во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж.
2. Признать действия АО «Воронежская горэлектросеть» по экономически необоснованному установлению в период с 25.06.2020г. по 01.12.2022г. различных цен на услуги по предоставлению во временное пользование интернет – провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать АО «Воронежская горэлектросеть» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии                                                                    С.В. Михин
Члены Комиссии:                                                                              Н.В. Русаленко  
                                                                                                         М.В. Степанова

Связанные организации

Связанные организации не указаны