Решение б/н Решение от 02.06.2011 года по делу № 91-14к/13к от 11 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 91-14к/13к
                                                                                                             город Воронеж
Резолютивная часть решения оглашена "02" июня 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено "17" июня 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии: <...>,
члены Комиссии: <...>,
рассмотрев дело № 91-14к/13к, возбужденное в отношении Открытого акционерного общества «Липецккомплекс» (398531, Липецкая область, Липецкий район, с. Ленино, ИНН 4826007984 ОГРН 1024800689836) (далее – ОАО «Липецккомплекс», Общество, ответчик) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),
в присутствии законного представителя заинтересованного лица – <...> и представителя ответчика <...>, установила:
28.02.2011 в Воронежское УФАС России поступило обращение Общественного движения Центрального Федерального округа «Качество нашей жизни» (далее - ОД ЦФО «КНЖ»), содержащее информацию об участившихся в последнее время случаях реализации в г. Воронеже фальсифицированной продукции.
ОД ЦФО «КНЖ» считает, что применение заменителей натурального сырья при производстве пищевых продуктов дешевым сырьем неизвестного происхождения не только приводит к обману потребителей, нарушает принцип нормальной конкуренции, но и создает угрозу жизни и здоровья населения.
В соответствии с предоставленной Общественным движением Центрального Федерального округа «Качество нашей жизни» (далее - ОД ЦФО «КНЖ») копией протокола лабораторных исследований № 6056 от 07.10.2010, проводимых Аккредитованным испытательным лабораторным центром при ФГУ здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» (далее - АИЛЦ), 28.09.2010 в ЗАО «Торговый дом «Перекресток» (г. Воронеж, ул. Среднемосковская, д. 32б) представителем ОД ЦФО «КНЖ» <...> в присутствии представителя торговой организации <...> произведен отбор пробы (образца) вареной колбасы «Докторская» высший сорт (изготовитель – ОАО «Липецккомплекс»), изготовленной 03.09.2010, в количестве 0,630 кг для проведения сравнительного смотра качества колбасных изделий.
В ходе рассмотрения указанной выше информации (сведений) Воронежским УФАС России установлено, что производителем пищевого продукта - вареной колбасы «Докторская» высший сорт является Открытое акционерное общество «Липецккомплекс» (398531, Липецкая область, Липецкий район, с. Ленино, ИНН 4826007984 ОГРН 1024800689836).
В соответствии с Приказом от 29.03.2011 № 61 в отношении ОАО «Липецккомплекс» возбуждено дело и создана Комиссия по рассмотрению дела № 91-14к/13к о нарушении антимонопольного законодательства.
13.04.2011 Определением о назначении дела № 91-14к/13к о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрение настоящего дела назначено на 09 часов 30 минут 11.05.2011, у ОАО «Липецккомплекс» истребованы необходимые для рассмотрения настоящего дела сведения (информация).
11.05.2011 ОАО «Липецккомплекс» предоставлены копии: устава Общества, выписки из ЕГРЮЛ, свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, информационного письма об учете в ЕГРПО.
11.05.2011 на рассмотрении настоящего дела представитель заявителя пояснил, что в ноябре 2010 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (далее - Роспотребнадзор) проводились повторные исследования качества вареной колбасы «Докторская» высший сорт (производитель – ОАО «Липецккомплекс»). В ходе повторных исследований вареной колбасы «Докторская» высший сорт (производитель – ОАО «Липецккомплекс») также выявлены отклонения по ГОСТу Р 52196 по влажности и белку.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 47 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия отложила рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства до 09 часов 30 минут 02.06.2011 в связи с необходимостью получения от заявителя и ответчика дополнительных доказательств.
27.05.2011 ОАО «Липецккомплекс» предоставлены письменные объяснения б/н б/д, оригинал упаковки вареной колбасы «Докторская» высший сорт, сведения об объемах производства и реализации вареной колбасы «Докторская» высший сорт за 2010 год в натуральном и стоимостном выражении, информация о себестоимости вареной колбасы «Докторская» высший сорт, информация о поставщиках мясной продукции для производства вареной колбасы «Докторская» высший сорт, информация об ингредиентах и составе вареной колбасы «Докторская» высший сорт, сведения о географических границах распространения вареной колбасы «Докторская» высший сорт, копии рецептурного журнала на производство вареной колбасы «Докторская» высший сорт и выписок из бухгалтерских документов сбыта, поступления и расходования сырья за 2010 год.
02.06.2011 на рассмотрении дела представитель ответчика пояснил, что вареная колбаса «Докторская» высший сорт вырабатывается в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52196 и рецептуре, предусмотренной технологической инструкцией к указанному ГОСТу. На всех участках производства и стадиях технологического процесса обеспечен контроль за приемкой, подготовкой сырья и ингредиентов, составлением фарша, термической обработкой и получением готовой продукции. С целью обеспечения контроля качества и безопасности вырабатываемой продукции в штате ОАО «Липецккомплекс» имеется производственная лаборатория, также при Обществе функционирует отдел лабораторной диагностики и ветэкспертизы городской станции по борьбе с болезнями животных. По результатам лабораторных исследований готовой продукции по органолептическим и физико-химическим показателям, проводимых в ОАО «Липецккомплекс» в соответствии с графиком проведения лабораторных исследований, составленным во исполнение ГОСТ Р 52196, в вырабатываемой в период 2010 года вареной колбасе «Докторская» высший сорт каких-либо отклонений от требований ГОСТ Р 52196 не обнаруживалось. Таким образом, по мнению представителя ответчика, ОАО «Липецккомплекс» предпринимает все возможные меры к обеспечению контроля за надлежащим качеством вырабатываемой продукции.
Ознакомившись с полученными доказательствами, объяснениями представителей сторон и иными материалами дела, Комиссия считает, что действия ОАО «Липецккомплекс» по введению в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств и качества пищевого продукта - вареной колбасы «Докторская» высший сорт, в части указания на упаковке информации о соответствии продукта ГОСТу Р 52196, а также информации о массовой доле белка не менее 13%, являются актом недобросовестной конкуренции по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Частью 2 статьи 10 указанного закона определен обязательный перечень, который должна содержать информация о товарах, в том числе, в отношении продуктов питания сведения о составе, пищевой ценности.
Согласно ГОСТ Р 52196 «Изделия колбасные вареные» Технические условия, массовая доля влаги в колбасе вареной высшего сорта «Докторская» должна составлять не более 65%, а массовая доля белка – не менее 13%.
На упаковке вареной колбасы «Докторская» высший сорт (изготовитель – ОАО «Липецккомплекс») содержится информация о соответствии продукта ГОСТу Р 52196, а также информация о массовой доле белка не менее 13%.
В тоже время, согласно проведенным с 29.09.2010 по 06.10.2010 АИЛЦ лабораторным исследованиям установлено, что представленный образец вареной колбасы «Докторская» высший сорт не соответствует требованиям ГОСТ Р 52196 по завышенной массовой доле влаги на 1% и заниженной массовой доле белка на 3%.
ОАО «Липецккомплекс», являясь производителем пищевого продукта - вареной колбасы «Докторская» высший сорт, доводило до потребителей (покупателей) недостоверную/несоответствующую действительности информацию о содержании массовой доли влаги и массовой доли белка в данном продукте, и, тем самым, вводило потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств и качества продукта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции», целью указанного Закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В силу пункта 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно пункту 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Частью 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе, введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей (пункт 2 части 1 статьи 14).
Рассматриваемые действия ОАО «Липецккомплекс» имеют признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» в части введения потребителей (покупателей) в заблуждение в отношении потребительских свойств, качества пищевого продукта - вареной колбасы «Докторская» высший сорт, что не допускается.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Действия ОАО «Липецккомплекс» по введению потребителей (покупателей) в заблуждение относительно потребительских свойств и качества пищевого продукта - вареной колбасы «Докторская» высший сорт направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности с помощью неправомерных методов и средств (привлечение покупательского спроса к продукции ОАО «Липецккомплекс» за счет указания на этикетке вареной колбасы «Докторская» высший сорт соответствия ГОСТу Р 52196 и массовой доли белка 13%, в то время как фактическое содержание массовой доли влаги по результатам лабораторных исследований в образце составило 66,0+0,7%, массовой доли белка – 10,1+0,1%), противоречат действующему законодательству, принципам добропорядочности, разумности и справедливости, способны причинить имущественный ущерб конкурентам - производителям вареной колбасы «Докторская» высший сорт в виде убытков как реальных, так и в виде упущенной выгоды.
При этом, исходя из квалификации, возможность причинения ущерба конкурентам сама по себе является правонарушением без необходимости доказывания его фактического причинения.
Таким образом, перечисленные выше действия ОАО «Липецккомплекс» являются формами недобросовестной конкуренции, определенными в пункте 2 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».
Комиссия находит основания для выдачи ОАО «Липецккомплекс» предписаний о прекращении недобросовестной конкуренции и о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Руководствуясь частью 1 статьи 14, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия, решила:
1.
Признать Открытое акционерное общество «Липецккомплекс» (398531, Липецкая область, Липецкий район, с. Ленино, ИНН 4826007984 ОГРН 1024800689836), нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части введения в заблуждение потребителей (покупателей) относительно потребительских свойств и качества пищевого продукта - вареной колбасы «Докторская» высший сорт.
2. Выдать Открытому акционерному обществу «Липецккомплекс» (398531, Липецкая область, Липецкий район, с. Ленино, ИНН 4826007984 ОГРН 1024800689836), предписание о прекращении недобросовестной конкуренции (нарушения пункта 2 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции») путем приведения в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства информации, указанной на упаковке (ГОСТ Р 52196), фактическому составу вареной колбасы «Докторская» высший сорт, производимой ОАО «Липецккомплекс».
3. Выдать Открытому акционерному обществу «Липецккомплекс» (398531, Липецкая область, Липецкий район, с. Ленино, ИНН 4826007984 ОГРН 1024800689836), предписание о недопущении нарушения требований статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» в части распространения / размещения несоответствующих действительности сведений на упаковке (ГОСТ Р 52196) фактическому составу вареной колбасы «Докторская» высший сорт, производимой ОАО «Липецккомплекс», в течение всего периода производства вареной колбасы «Докторская» высший сорт ОАО «Липецккомплекс».
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны