Решение №СМ/3297/24 по результатам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной о... от 16 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/07/3-614/2024
по результатам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "РВГ" на действия заказчика - Юго-восточной дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения "Трансэнерго" - филиала ОАО "РЖД" при проведении  запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме

16.05.2024                                                  г. Воронеж

Резолютивная часть решения объявлена 13.05.2024
Решение в полном объеме изготовлено 16.05.2024

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции») на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Качкин И.В. - член Комиссии, начальник отдела контроля органов власти;
Артамонов Д.В. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт,
при участии в рассмотрении жалобы:
представителя заявителя: <...> (по доверенности);
представителей заказчика: <...>, <...> и <...> (по доверенностям),
рассмотрев с применением системы видео-конференц-связи жалобу Общества с ограниченной ответственностью «РВГ» (далее - Заявитель) на действия заказчика — открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Юго-Восточной дирекции по энергообеспечению - Структурное Подразделение "Трансэнерго" - филиала ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1268/ЗКТЭ-ТЭ/24 на право заключения договора выполнения работ, связанных с выбытием объектов основных средств (извещение в ЕИС № 32413520742), в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции», 
 
у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области 26.04.2024 поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «РВГ» (далее - Заявитель) на действия заказчика — открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Юго-Восточной дирекции по энергообеспечению - Структурное Подразделение "Трансэнерго" - филиала ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1268/ЗКТЭ-ТЭ/24 на право заключения договора выполнения работ, связанных с выбытием объектов основных средств (извещение в ЕИС № 32413520742) (далее – Закупка).
Существо жалобы, с которой обратился Заявитель, состоит в следующем. Заявитель является единственным участником Закупки, при этом в Протоколе подведения итогов указано решение о признании Закупки несостоявшейся, рассмотрение и оценка заявки не осуществляется, договор с единственным участником не заключается.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы: на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, могут быть обжалованы лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов;
В силу пункта 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика,  комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Обжалование осуществляется в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
Заявитель являлся участником Закупке, при этом заявлены доводы о том, что права или законные интересы Заявителя могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», и принята к рассмотрению по существу.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны уведомлены надлежащим образом.
В ходе заседания комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
Представители Заказчика выразили несогласие с доводами жалобы, в своих устных и письменных возражениях указали на соответствие действий Заказчика требованиям закона, Положения о закупке и закупочной документации.
В результате рассмотрения настоящего дела, исследования всех имеющихся доказательств и материалов Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Заказчик является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Закона о закупках.  
При осуществлении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» (утверждено Советом директоров ОАО «РЖД» 28 июня 2018 г.) (далее – Положение о закупке).
Положением о закупке предусмотрена возможность проведения Заказчиком запроса котировок.
18.04.2024 Заказчиком на электронной торговой площадке РТС-тендер (http://www.rts-tender.ru) и на сайте http://www.rzd.ru (раздел «Тендеры), размещено извещение о проведении Закупки. 
В соответствии с извещением о Закупке: время начала подачи заявок 18.04.2024; дата окончания срока подачи заявок – 26.04.2024 г. в 09:00 часов по московскому времени; подведение итогов закупки - 16.05.2024 г.
В Протоколе подведения итогов запроса котировок № 1268/ЗКТЭ-ТЭ/24Ю, дата публикации 26.04.2024, зафиксировано следующее решение закупочной комиссии: в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка, запрос котировок признается несостоявшимся; рассмотрение, оценка заявки не осуществляется; отклоненных заявок нет; иные протоколы в ходе закупки не оформляются; договор с единственным участником по результатам закупки не заключается.
ОАО «РЖД» с доводами Жалобы ООО «РВГ» не согласно, считает данную Жалобу не обоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Согласно пункту 4 статьи 447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
В силу пункта 5 статьи 447 ГК РФ аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.
В соответствии с пунктом 4 статьи 448 ГК РФ если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее, чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 23.12.2022 N 57-П ("По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 432, пункта 1 статьи 438, пункта 4 статьи 445, пункта 5 статьи 447 и пункта 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы") установлено, что пункт 2 статьи 432, пункт 1 статьи 438, пункт 5 статьи 447 и пункт 4 статьи 448 ГК Российской Федерации не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку эти нормы - по своему конституционно-правовому смыслу и в системной связи с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" - не предполагают обязанности заказчика (организатора торгов) заключить договор, на право заключения которого проводятся обязательные торги, с единственным участником торгов в случае их признания несостоявшимися в связи с отсутствием других участников торгов, если в положении о закупке, принятом в соответствии с данным Федеральным законом, прямо предусмотрено, что в этом случае договор не заключается и торги проводятся повторно.
Согласно пункту 364 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» (утв. советом директоров ОАО «РЖД» 28.06.2018 г., протокол № 26) (далее - Положение о закупке) если на участие в запросе котировок не поступило ни одной заявки или поступила одна заявка, такая заявка не рассматривается заказчиком, формируется итоговый протокол, в котором указывается информация о признании запроса котировок несостоявшимся.
Пунктом 461 Положения о закупке предусмотрено, что в случае признания процедуры закупки несостоявшейся вследствие поступления заявки (предложения о цене договора при проведение конкурентного отбора) от одного участника, а также если к участию в закупке допущен только один участник, договор с таким участником не заключается.
Если запрос котировок признан несостоявшимся, заказчик вправе объявить новый запрос котировок или осуществить закупку другим способом. Выбор иного способа осуществляется исходя из условий применения такого способа, предусмотренных настоящим Положением (пункт 378 Положения о закупке).
Аналогичные императивные нормы, в силу которых, в связи с отсутствием иных участников, Заказчик по результатам Закупки не имел права заключить договор с единственным участником ООО «РВГ», установлены в пунктах 3.6.2 и 3.9.2 закупочной документации. 
Следовательно, как в Положении о закупке, так и в закупочной документации прямо предусмотрено, что в случае поступления заявки только от одного участника, договор с таким участником не заключается, объявляется новый запрос котировок или закупка осуществляется другим способом что полностью соответствует вышеуказанным требованиям закона и позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках.
На основании изложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

р е ш и л а:

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «РВГ» (далее - Заявитель) на действия Заказчика — открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Юго-Восточной дирекции по энергообеспечению - Структурное Подразделение "Трансэнерго" - филиала ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1268/ЗКТЭ-ТЭ/24 на право заключения договора выполнения работ, связанных с выбытием объектов основных средств (извещение в ЕИС № 32413520742), необоснованной. 
Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии                                                                   С.В. Михин
Члены комиссии:                                                                               И.В. Качкин

                                                                                                            Д.В. Артамонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны