Решение №036/05/5-323/2023 о нарушении АО «Тинькофф Банк» требований части 7 статьи 5 Ф... от 5 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/05/5-323/2023

«05» апреля 2023 года                                                                        г. Воронеж
    
Резолютивная часть решения объявлена 28 марта 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 05 апреля 2023 года

Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: А.В. Логошин - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: Капранчиков А.В. – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Лисенко С.А. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело № 036/05/5-323/2023 по признакам нарушения акционерным обществом «Тинькофф Банк» (ИНН 7710140679, ОГРН 1027739642281, адрес: 127287, г. Москва, ул. Хуторская 2-я, д. 38А, стр. 26, далее – АО «Тинькофф Банк»), требований части 7 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в отсутствие: представителя АО «Тинькофф Банк» (Общество уведомлено надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

Воронежским УФАС России 02.09.2022 года в ходе осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций), выявлено распространение на рекламной конструкции (электронный цифровой билборд), расположенной по адресу: г Воронеж, пересечение улиц 20-Летия Октября и Моисеева (в непосредственной близости от Воронежского Государственного Цирка), информации следующего содержания:
«Тинькофф инвестиции. Получи акции до 20 000 р. за бесплатное обучение. Курсы. Инвестиции, Акции, Облигации. 0+» (слайд № 1).
При этом, слова «Получи акции до 20 000 р. за бесплатное обучение», содержащиеся на слайде № 1, выполнены крупным шрифтом, хорошо читаемым с большого расстояния.
 «Срок Акции «Академия инвестиций» (Акция) с 25.08.2022 по 07.10.2022 (Срок). Клиентам АО «Тинькофф Банк», лиц. 045-14050-100000, открывшим брокерский счет (БС)/ИИС (кроме ИНС) в банке, получившим предложение от Банка и прохождении курсов (Предложение) и сдавшим в течении 90 дней с даты Предложения экзамен(ы), предоставляется: 1) за Курс – 1 виртуальная акция в виде доли от цены последней сделки с ценной бумагой (Бонус) до 10 000 балов: 2) за все 4 Курса – пакет из 5 акций в виде Бонуса общей стоимостью до 20 000 балов. В течении 90 дней с даты начисления Бонус должен быть сконвертирован в рубли после пересчета Бонуса по цене последней сделки с ценной бумагой и достижении суммарной стоимости ценных бумаг, учитываемых на БС/ИИС не менее 20 000 р. Клиенты, совершившие операции по БС/ИИС и/или приступившие к экзаменам по итогу Курсов до Срока, не участвуют в акции. Подробности об организаторе Акции, о правилах проведения, количестве бонусов, сроках, месте и порядке их получения на сайте tinkoff.ru» (слайд № 2).
Вся информация, содержащаяся на слайде № 2, выполнена мелким шрифтом, не поддающимся прочтению без применения специальных технических средств.
Рассматриваемая информация транслировалась на электронном цифровом билборде наряду с иными информационными (рекламными) материалами. Продолжительность трансляции слайда № 1 составляет 3 секунды, а слайда № 2 - 2 секунды.
При этом указанный электронный цифровой билборд расположен таким образом, что расстояние, на которое может приблизится потенциальный потребитель рекламы, составляет около 50 метров.
Расположение осмотренной рекламной конструкции не позволяет приблизиться к ней и совершить осмотр рекламы с близкого расстояния.
Кроме того, невозможности прочтения мелкого шрифта, формально содержащегося в рассматриваемой рекламе, способствует короткий отрезок времени трансляции рекламы (3 и 2 секунды соответственно для каждого рекламного слайда).
Согласно положению пункта 6 Правил, в случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространяется на территории, подведомственной 2 и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, выявивший такое нарушение территориальный орган Федеральной антимонопольной службы передает материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, или дело в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, либо ходатайствует перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.
Воронежское УФАС России ходатайствовало перед ФАС России о наделении Управления полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении АО «Тинькофф Банк».
Письмом ФАС России (исх. № ГМ/87311/22 от 21.09.2022 г.) о наделении полномочиями, Воронежскому УФАС России предоставлены полномочия по возбуждению и рассмотрению дела в отношении АО «Тинькофф Банк» (место нахождения г. Москва).
Учитывая наличие в действиях АО «Тинькофф Банк» признаков нарушения требований части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», Определением № 036/05/5-323/2023 (исх. № АЛ/1671/23 от 01.03.2023 г.) в отношении указанного лица возбуждено дело по признакам нарушения ФЗ «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 11 ч. 30 мин. (мск) 28.03.2023 г.
Указанным определением у Общества были истребованы, в том числе, утвержденные АО «Тинькофф Банк» условия предоставления финансового продукта «Академия инвестиций».
23.03.2023 г. от АО «Тинькофф Банк» поступили сведения, истребованные Воронежским УФАС России. Также, Общество заявило ходатайство о рассмотрении дела № 036/05/5-323/2023 в отсутствии представителя АО «Тинькофф Банк».  
28.03.2023 г. Комиссия, ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные лицом, участвующим в деле, установила следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (услуги АО «Тинькофф Банк» по обучению проведения сделок, связанных с торговлей ценными бумагами (акциями), возможность получения 20 000 р. за прохождение соответствующего обучения), поддерживает интерес к ним и способствует продвижению товара на рынке (далее — рассматриваемая реклама).
В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 1.4. условий маркетинговой акции «Академия инвестиций» (приложение № 1 к Приказу АО «Тинькофф Банк» № 0811.83 от 11.08.2022 г. далее – Условия акции), бонус – расчетные единицы (баллы), указанные в Условиях использования и предоставления виртуальных ценных бумаг. Первоначальное количество баллов для каждого участника акции определяется Брокером случайным образом и не может превышать 10 000 (Десять тысяч) баллов. Банк вправе увеличивать количество балов по своему усмотрению.
Брокерский счет –инвестиционный счет внутреннего учета (за исключением индивидуального инвестиционного счета /ИИС и инвестиционного накопительного счета/ИНС), открываемый Брокером при заключении договора для обособленного учета активов инвестора, обязательств из сделок, совершенных за счет активов инвестора, обязательств Брокера перед инвестором, в том числе по возврату активов, а также обязательств инвестора перед Брокером, в том числе по уплате вознаграждения.
Срок проведения акции с 25.08.2022 г. – по 07.10.2022 г. (без учета срока предоставления бонуса) (пункт 1.9. Условия акции).
Согласно пункту 1.8. Условий акции, участник акции (Участник) – любое физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста, не имеющее действующего Брокерского счета/ИИС на момент участия в Акции, либо не совершившее ни одной операции по брокерскому счету/ИИС на момент участия в Акции.
При этом, необходимость открытие брокерского счета/ИИС (индивидуального инвестиционного счета), для участия в акции, прямо предусмотрено пунктом 2.1.2.  Условий акции.
Участник получает по 1 (Одному) бонусу, при условии выполнения пунктов 1.1. и 1.2 Условий, за каждый пройденный Курс, указанный в п. 2.1.3., п. 2.1.4., п. 2.1.5. и в п. 2.1.6 Условий и сдачу экзамена предусмотренного по окончании каждого курса. Бонус предоставляется в течение 10 (Десяти) календарных дней с момента прохождения курса и сдачи экзамена. При выполнении Участником п. 2.1.3., п. 2.1.4., п. 2.1.5. и в п. 2.1.6 Условий Участник получает 1 (Один) дополнительный бонус//…// Общее количество бонусов, которое может получить участник за выполнение условий акции не может превышать — 5 (Пять) бонусов (пункт 2.1.7. Условий акции).
Необходимость прохождения курса обучения и сдачи соответствующего экзамена в течении 90 календарных дней с момента получения предложения, закреплена в пункте 2.2. Условий акции.
В соответствии с пунктом 2.3. Условий акции, бонусы, полученные за прохождение всех курсов, представляют собой пакет акций, максимальное общее количество баллов за который не может превышать 20 000 (Двадцать тысяч) балов. Участник может получит бонус не более 5 раз (пункт 3.1. Условий акции).
Согласно пункту 2.4. Условий использования и предоставления виртуальных ценных бумаг, бонус может быть сконвертирован в российские рубли при достижении суммарной стоимости ценных бумаг и денежных средств, учитываемых на всех брокерских счетах, в том числе ИИС участника, суммы более 20 000 (Двадцати тысяч) рублей или эквивалент в валюте по биржевому курсу (далее – Стоимость активов) и последующем сохранении Стоимости активов на протяжении 30 (Тридцати) календарных дней с момента Стоимости активов.
  Участник должен сконвертировать Бонус в российские рубли в течении 90 календарных дней с даты его начисления, после чего Бонус будет аннулирован Брокером.
Таким образом, как следует из условий маркетинговой акции «Академия инвестиций», а также, из условий использования и предоставления виртуальных ценных бумаг, потенциальному потребителю, решившему откликнуться на рекламное предложение, необходимо открыть брокерский счет/ИИС (индивидуальный инвестиционный счет) и пройти обучение, состоящее из 4 курсов (пункты: 2.1.3.-2.1.6. Условий акции). Прохождение курсов возможно не более пяти раз (пункт 3.1. Условий акции), а максимальное количество бонусов, которые может получить потребитель за каждый раз прохождения курсов не может превышать 5 бонусов (пункт 2.1.7. Условий акции).
Как следствие, потенциальный участник акции «Академия инвестиций», при участии в названной акции, не может получить более 10 025 бонусов (10 000 бонусов – максимально возможное первоначальное количество баллов, определенных Брокером и 25 бонусов – максимальное возможное количество баллов, полученных участником акции при прохождении обучения).
При этом, конвертация балов в российские рубли (один бал – один рубль) возможно только при достижении суммарной стоимости ценных бумаг более 20 000 (Двадцати тысяч) рублей (балов).
При невыполнении условий конвертации балов в российские рубли, в течении 90 календарных дней, Бонус будет аннулирован Брокером.
Необходимо учесть, что хорошо читаемая информация, содержащаяся на слайде № 1 (Получи акции до 20 000 р. за бесплатное обучение), не содержит дополнительных условий, которые должен выполнить потенциальный участник акции, для получения 20 000 рублей или акций аналогичной стоимости.
Рассматриваемая реклама нарушает требований части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку существенная информация о сроке и условиях акции, а также, информация о возможности конвертации бонуса в российские рубли, является нечитаемой без использования специальных технических средств, ввиду того, что вся существенная информация выполнена мелким шрифтом, а время ее прочтения ограниченно.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Как следует из содержания рассматриваемой рекламы, ее рекламодателем является акционерное общество «Тинькофф Банк» (ИНН 7710140679, ОГРН 1027739642281, адрес: 127287, г. Москва, ул. Хуторская 2-я, д. 38А, стр. 26).
Кроме того, в материалы дела АО «Тинькофф Банк» предоставлен договор № 01/10/2017 от 23.10.2017 г., заключенный между Обществом и ООО «СкайТЕК Медиа» (ОГРН 5177746036738) на размещение рекламно-информационных материалов.
Согласно пункту 2.3.1 договора № 01/10/2017, АО «Тинькофф Банк» обязано, в том числе, предоставлять ООО «СкайТЕК Медиа» рекламные материалы, документацию или иную информацию, необходимую для выполнения обязательств.
Согласно приложению № 34 к дополнительному соглашению № 7 от 19.02.2017 г.к договору № 01/10/2017 от 23.10.2017 г., рассматриваемая реклама была размещена на электронном цифровом билборде, расположенном на пересечении улиц 20-Летия Октября и Кирова, у Воронежского цирка, в районе ТЦ «Европа» в период с 01.09.2022 г. по 30.09.2022 г.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Комиссия не может согласится с доводами АО «Тинькофф Банк» об отсутствии в действиях Общества нарушений требований части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», по следующим обстоятельствам.
В рассматриваемом случае, информация, выполненная мелким шрифтом (слайд № 2), является недоступной для потребителей вследствие ограниченного времени считывания указанной информации (2 секунды), в связи с чем, потребитель фактически не может получить полную, предусмотренную законом информацию.
Кроме того, необходимо дополнительно оценивать место расположения рекламы, время и условия ее восприятия, поскольку эти факторы могут помешать потребителю изучить рекламу должным образом. Невозможность такого изучения вводит потребителя в заблуждение. Рассматриваемая реклама, транслировалась на электронном цифровом билборде, расположенном по адресу: г Воронеж, пересечение улиц 20-Летия Октября и Моисеева (в непосредственной близости от Воронежского Государственного Цирка) и рассчитана на импульсивное восприятие с дальнего расстояния автомобилистами и пешеходами, т.е. на быстрое осознание информации и на ее уяснение без длительного сосредоточения внимания. Автомобилисты, пассажиры транспортных средств, а также пешеходы обладают ограниченными возможностями восприятия информации с точки зрения времени, мелкий шрифт ими не может быть воспринят физически (вследствие расстояния до рекламной конструкции, а также невозможности приближения к указанной конструкции).
Отсутствие в Законе о рекламе либо иных нормативных правовых актах указания на размер шрифта текста не свидетельствует о том, что размер шрифта на рассматриваемой рекламе может быть любым. Основным условием размещения рекламы является предоставление потребителю добросовестной и достоверной информации.
В рассматриваемом случае, невозможность прочтения информации, выполненной мелким нечитаемым шрифтом, может быть приравнена к её отсутствию.   
Кроме того, потенциальный потребитель, заинтересовавшийся рассматриваемой рекламой, в рассматриваемом случае не имеет возможность приблизиться к рекламной конструкции для детального многократного ознакомления с текстом рекламы. Как установлено материалами дела, общая продолжительность трансляции рассматриваемой рекламы составляет 5 секунд, при этом, трансляция рекламного ролика осуществляется наряду с иными рекламными материалами. Информация о периодичности трансляции спорной рекламы нигде не приведена.
Таким образом, заинтересованный потребитель не может знать через какой промежуток времени произойдет повторная трансляция рекламного ролика, а также о самой возможности повторной трансляции ролика.
Требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускают отсутствия существенной информации именно в рекламе. Хозяйствующий субъект, распространивший рекламный материал, имеет право дополнительно указать условия приобретения и использования рекламируемого товара с помощью иных способов (Интернет сайт, разместить информацию в операционном офисе и т.д.).
Однако, такое дополнительное указание не может заменить и подменить необходимость соблюдения ФЗ «О рекламе», а ссылка в тексте рекламного сообщения, на источник существенной информации (Интернет сайт), не является надлежащим исполнением требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Иных документов и материалов, противоречащих позиции Комиссии Воронежского УФАС Росси, а также материалов, дополняющих и подтверждающих позицию АО «Тинькофф Банк», Комиссией не выявлено, а Ответчиком по делу не предоставлено.
На основании изложенных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях АО «Тинькофф Банк» нарушения требований части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 40 - 48 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2020 года № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную на рекламной конструкции (Цифровой электронный билборд), расположенной по адресу: г Воронеж, пересечение улиц 20-Летия Октября и Моисеева (в непосредственной близости от Воронежского Государственного Цирка), информации следующего содержания: «Тинькофф инвестиции. Получи акции до 20 000 р. за бесплатное обучение. Курсы. Инвестиции, Акции, Облигации. 0+» (слайд № 1).
«Срок Акции «Академия инвестиций (Акция) с 25.08.2022 по 07.10.2022 (Срок). Клиентам АО «Тинькофф Банк», лиц. 045-14050-100000, открывшим брокерский счет (БС)/ИИС (кроме ИНС) в банке, получившим предложение от Банка и прохождении курсов (Предложение) и сдавшим в течении 90 дней с даты Предложения экзамен(ы), предоставляется: 1) за Курс – 1 виртуальная акция в виде доли от цены последней сделки с ценной бумагой (Бонус) до 10 000 балов: 2) за все 4 Курса – пакет из 5 акций в виде Бонуса общей стоимостью до 20 000 балов. В течении 90 дней с даты начисления Бонус должен быть сконвертирован в рубли после пересчета Бонуса по цене последней сделки с ценной бумагой и достижении суммарной стоимости ценных бумаг, учитываемых на БС/ИИС не менее 20 000 р. Клиенты, совершившие операции по БС/ИИС и/или приступившие к экзаменам по итогу Курсов до Срока, не участвуют в акции. Подробности об организаторе Акции, о правилах проведения, количестве бонусов, сроках, месте и порядке их получения на сайте tinkoff.ru» (слайд № 2), поскольку указанная реклама нарушает требования части 7 статьи 5 «О рекламе», а именно, существенная информация о сроке и условиях акции «Академия инвестиций», а также, информация о возможности конвертации бонуса в российские рубли, является нечитаемой без использования специальных технических средств.
2. Учитывая прекращение распространения ненадлежащей рекламы, предписание о прекращении нарушения требований части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не выдавать.
3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному сотруднику Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в отношении АО «Тинькофф Банк».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии                                                          А.В. Логошин

Члены Комиссии                                                                      А.В. Капранчиков

                                                                                                   С.А. Лисенко

Связанные организации

Связанные организации не указаны