Решение №СМ/1458/21 по жалобе ООО "Эффектэнергомонтаж" на действия заказчика - М... от 2 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/07/3-960/2021

по результатам рассмотрения жалобы ООО "Эффектэнергомонтаж" на действия заказчика - Муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж «Воронежгорсвет» при проведении конкурса на поставку светильников (извещение в ЕИС № 32110516339)

 

30.08.2021                                                                                                            г. Воронеж

 

Резолютивная часть решения объявлена 30.08.2021

Решение в полном объеме изготовлено 02.09.2021

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции») на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:

Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;

Колмаков Р.В.- член Комиссии, начальник отдела контроля органов власти;

Субботин С.Г. – член Комиссии, специалист-эксперт,

При рассмотрении жалобы с помощью сервера видеоконференций ФАС России TrueConf Server, с участием представителей:

от заявителя: <...>;

от заказчика очно: <...>;

от уполномоченного органа очно: <...>,

в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции»,  

У С Т А Н О В И Л А:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Воронежское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Эффектэнергомонтаж»  (далее – Заявитель) на действия заказчика – муниципального казённого предприятия городского округа город Воронеж «Воронежгорсвет» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на поставку светильников  (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок № 32110516339) (далее – Конкурс).

Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению. О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет. Стороны обеспечили явку представителей на рассмотрение жалобы.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушения при организации и проведении торгов проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. К числу таких торгов относится конкурс, проводимый в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.

Как следует из доводов жалобы, Заказчиком неправомерно, по мнению Заявителя,  установлен критерий оценки заявки по аналогичному опыту поставок с указанием конкретных показателей светильников.

Представители Заказчика и Уполномоченного органа выразили несогласие с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в ходе заседания Комиссии, а также в письменном возражении, в удовлетворении требований, указанных в жалобе Заявителя просит отказать.

В результате рассмотрения настоящего дела и исследования всех имеющихся доказательств и материалов Комиссией установлено следующее.

В соответствии с п.1 ст. 2. Закона о закупках,  указанным законом  установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.  

Согласно ч. 2 ст. 2  Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.   

МКП «Воронежгорсвет» является хозяйствующим субъектом на который распространяется действие Закона о закупках. 

При осуществлении закупочной деятельности МКП «Воронежгорсвет» руководствуется Положением о закупочной деятельности (утверждено постановлением администрации городского округа город Воронеж  от 04.06.2015 № 457).

28.06.2021 МКП «Воронежгорсвет» в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение № 32110516339 о проведении  Конкурса.

В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

   Часть 10 статьи 4 Закона о закупках устанавливает, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

 Часть 16 статьи 3.2 Закона о закупках определяет, что под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

   Часть 10 статьи 4 Закона о закупках устанавливает, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том, числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона; иные сведения, определенные положением о закупке.

   Из изложенных норм следует, что заказчиком в документации о закупке могут быть установлены критерии, предусмотренные положением о закупке и в зависимости от своих потребностей заказчик в закупочной документации должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, заказчик вправе включить в закупочную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.

Приложением № 4 Конкурсной документации установлен критерий оценки заявок участников Конкурса «Аналогичный опыт поставки товаров». Данный опыт подтверждается  копиями ранее исполненных   муниципальных (государственных) контрактов (договоров),  заключенных в рамках Закона о закупках или Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» с ценой более 5 млн. рублей на поставку аналогичных товаров со всеми приложениями (при наличии);  изменениями к таким  муниципальным (государственным) контрактам (договорам) (при наличии); копиями накладных, составленных в ходе исполнения таких  муниципальных (государственных) контрактов (договоров) и/или  копиями счетов-фактур (при их наличии)  и/или    копиями универсальных передаточных документов и/или копиями актов приема-передачи товаров     Муниципальные (государственные) контракты (договоры), заключенные в рамках 223-ФЗ или 44-ФЗ должны быть исполнены  за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок (по дате универсального передаточного документа и/или товарной накладной и/или акт приема-передачи товаров)).

При этом, в приложении есть примечание, согласно которому под аналогичным опытом поставки товара понимается поставка светодиодных светильников для наружного уличного освещения: световой поток не менее 21 000 люмен; мощность светильника не более 200Вт.

В соответствии с пунктом 9.5.2. Положения о закупках, критериями оценки заявок могут быть:

1) цена договора;

2) качественные характеристики товаров, работ, услуг, являющиеся улучшенными по сравнению с указанными в описании предмета закупки;

3) деловая репутация участника закупки, выражающаяся в отсутствии рекламаций по ранее исполняемым договорам, в которых участник закупки является поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и в иных репутационных показателях;

4) аналогичный опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Обязательно дается пояснение о том, какой именно опыт признается аналогичным, а также указывается период времени поставки аналогичных товаров, выполнения аналогичных работ, оказания аналогичных услуг (не более 5 (пяти) лет);

5) оснащение материально-техническими, трудовыми, финансовыми ресурсами, необходимыми для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

 Следовательно, установление Заказчиком критерия оценки заявок «аналогичный опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг с обязательным пояснением о том, какой именно опыт признается аналогичным, а также указание периода времени поставки аналогичных товаров, выполнения аналогичных работ, оказания аналогичных услуг (не более 5 (пяти) лет) не противоречит нормам Положения о закупках.

Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон о закупках не содержат закрытого  перечня  критериев для оценки заявок,  которые  могут устанавливаться заказчиком при проведении конкурса, либо прямого запрета на применение какого-либо требования. Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

 Следовательно,  основной  задачей  законодательства,  устанавливающего порядок  проведения  торгов,  является  не  столько  обеспечение  максимально широкого  круга  участников  аукциона,  сколько  выявление  в  результате  торгов лица,  исполнение  договора  которым  в  наибольшей  степени  будет  отвечать потребностям  заказчика  и  целям  эффективного  использования  денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

В соответствии с частью 5 статьи 3  Закона о закупках, участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В силу  части  6 статьи 3  Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пояснениям представителей Заказчика и Уполномоченного органа, ранее, при заключении договоров на поставку аналогичного товара, со стороны поставщиком имели место случаи попытки поставки товара, не соответствующего требованиям Заказчика. В связи с этим, с целью заключения договора с лицом, которое действительно может поставить требуемый товар, было установлен критерий оценки по поставке аналогичного товара.

Комиссия отмечает, что поставка аналогичного товара является именно критерием оценки, который может оказать влияние на выбор победителя Конкурса, но не исключает возможности победы того или иного участника Конкурса.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией было установлено, что на участие в Конкурсе было подано 4 заявки. В связи с этим, Комиссия делает вывод о том, что оспариваемый критерий оценки не оказал негативного влияния на состояние конкуренции при проведении Конкурса.

Заявитель в свою очередь не предоставил сведений о том, что оценка участников по данному критерию может ограничить право на подачу заявки, как самому заявителю, так и другому лицу.

Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о том, что доводы Заявителя не нашли своего подтверждения в материалах дела. 

На основании изложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Эффектэнергомонтаж» заказчика – муниципального казённого предприятия городского округа город Воронеж «Воронежгорсвет» при проведении конкурса в электронной форме на поставку светильников  (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок № 32110516339) необоснованной.

Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                                                   С.В. Михин

Члены Комиссии                                                                                           Р.В. Колмаков                                                                                                                          С.Г. Субботин

Связанные организации

Связанные организации не указаны