Решение №02-16/1538 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Медпроект» на действ... от 2 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Медпроект» на действия заказчика – Государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении электронного аукциона на поставку в 2019 году инвалидам технических средств реабилитации – слуховых аппаратов и индивидуальных ушных вкладышей (извещение № 0231100000219000005)
(дело № 036/06/33-156/2019)
27.03.2019 год                                                                                                       г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе: Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления - начальник отдела;    Рощупкина Ю.В. – заместитель председателя Комиссии, начальник отдела; Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика - Государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации <…>, <…>, <…>,
заявителя ООО «Медпроект» <…>,
рассмотрев жалобу ООО «Медпроект» на действия заказчика – Государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении электронного аукциона на поставку в 2019 году инвалидам технических средств реабилитации – слуховых аппаратов и индивидуальных ушных вкладышей (извещение № 0231100000219000005) (далее - аукцион),
у с т а н о в и л а:
20.03.2019 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО «Медпроект» (далее — заявитель) на действия заказчика – Государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заказчик) при проведении аукциона.
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями заказчика, выразившимися в установлении в документации об аукционе требований, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, а именно: наличие функции беспроводного бинаурального изменения параметров громкости и программ прослушивания у слухового аппарата цифрового заушного мощного.
Представители заказчика считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика соответствующими законодательству о закупках.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
29.01.2019 года заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта – 5411317, 59 руб. Торги проводятся на электронной торговой площадке - РТС-тендер.
05.03.2019 года заказчик разместил в ЕИС изменения к извещению о проведении аукциона и к документации об аукционе в части внесения обоснования необходимости установления к товару «Слуховой аппарат цифровой заушный мощный» требования о наличии функции беспроводного бинаурального изменения параметров громкости и программ прослушивания, не предусмотренного техническими регламентами, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.
В соответствии ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Описание объекта закупки представлено в разделе 3 документации к аукционе.
В соответствии с позицией 2 Описания объекта закупки (с учетом изменений, внесенных 05.03.2019 года) к поставке, помимо прочего, требуется товар: «Слуховой аппарат цифровой заушный мощный», в количестве 78 штук.
Характеристики товара:
1. Обработка цифрового акустического сигнала бесканальным или канальным (не менее 17 каналов цифровой обработки) способом.
2. Количество программ прослушивания не менее 3-х.
3. Диапазон частот не уже 0,1 – 5,5 кГц.
4. Максимальный ВУЗД90 не менее 130 и не более 135 дБ.
5. Максимальное усиление не менее 67 и не более 75 дБ.
Обязательно наличие:
- Адаптивной системы подавления обратной акустической связи
- Адаптивной системы шумоподавления
- Адаптивной направленности
- Подавление шума ветра
- Дневника записи данных о режимах работы слухового аппарата*
- Беспроводного бинаурального изменения параметров громкости и программ прослушивания **
- Программы подстройки параметров работы слухового аппарата в зависимости от окружающей среды (акустических обстановок)***
** Беспроводное бинауральное изменение параметров громкости и программ прослушивания - функция, обеспечивающая синхронное беспроводное изменение громкости и программ прослушивания на обоих слуховых аппаратах при бинауральном слухопротезировании. Наличие функции беспроводного бинаурального изменения параметров громкости и программ прослушивания является обязательной для достижения максимально возможного реабилитационного эффекта, так как восприятие громкости пациентами с потерями слуха складывается из восприятия интенсивности звука от обоих ушей, изменение громкости должно линейно изменяться в случае применения слуховых аппаратов на обоих ушах для получения корректного восприятия громкости инвалидом по слуху. Данная функция необходима для обеспечения возможности единовременного физиологического корректного изменения громкости и программ прослушивания при ношении слуховых аппаратов в бинауральном режиме.
На рассмотрении жалобы представитель заявителя пояснил, что требование к слуховому аппарату цифровому заушному мощному о наличии функции беспроводного бинаурального изменения параметров громкости и программ прослушивания является излишним и влечет за собой ограничение количества участников закупки. Заказчиком в обоснование установленного требования в документации об аукционе указано, что функция беспроводного бинаурального изменения параметров громкости и программ прослушивания является обязательной для достижения максимально возможного реабилитационного эффекта, однако это не соответствует действительности. Данная функция необходима для обеспечения возможности единовременного физиологического корректного изменения громкости и программ прослушивания при ношении слуховых аппаратов в бинауральном режиме. Однако далеко не у всех получателей аппаратов имеется потребность в слуховых аппаратах с указанной функцией. Кроме того, отсутствие функции беспроводного бинаурального изменения параметров громкости и программ прослушивания заменяется использованием одновременно двух слуховых аппаратов, не обладающих указанной характеристикой. ООО «Медпроект» является поставщиком слуховых аппаратов цифровые заушные мощные Эвери IN3CPx c идентичными характеристиками, требуемыми заказчику, но без функции беспроводного бинаурального изменения параметров громкости и программ прослушивания, таким образом, установлением требований о наличии указанной функции ограничено право ООО «Медпроект» на участие в аукционе. Доводы жалобы подтверждаются тем, что ранее - 29.06.2018 года между Государственным учреждением - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и ООО «Медпроект» был заключен контракт № Ф.2018.298849/164 в соответствии с которым поставлялись аналогичные слуховые аппараты цифровые заушные мощные Эвери IN3CPx c идентичными характеристиками, но без функции беспроводного бинаурального изменения параметров громкости и программ прослушивания.
На рассмотрении жалобы представители заказчика пояснили, что требование к слуховому аппарату цифровому заушному мощному о наличии функции беспроводного бинаурального изменения параметров громкости и программ прослушивания обусловлено потребностями заказчика и связано с применением аппаратов в медицинских целях. Проведение данного аукциона направлено на удовлетворение только части годовой потребности заказчика в слуховых аппаратах, в данном случае, для получателей, нуждающихся именно в аппаратах с указанной функцией. На сегодняшний день на товарном рынке слуховых аппаратов зарегистрировано в установленном законом порядке не менее трех слуховых аппаратов разных производителей, характеристики которых отвечают требованиям заказчика, а именно: РЗН 2018/6845 от 19.02.2018 года (модель Nevara 1 Срх), РЗН 2016/5009 от 23.05.2017 (модель Нева Срх), РЗН 2017/5570 от 27.03.2017 (модель Легато NE1 Срх). Таким образом, утверждение заявителя о том, что требования заказчика ограничивают количество участников закупки не соответствует действительности.
Ознакомившись с документацией об аукционе, принимая во внимание пояснение сторон, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу о необоснованности доводов заявителя, по следующему основанию.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заказчик самостоятельно устанавливает требования к товару с учетом собственных потребностей. При этом Закон № 44-ФЗ не содержит нормы, обязывающей заказчика устанавливать в документации об аукционе функциональные, технические и качественные характеристики предмета контракта, удовлетворяющие всех возможных участников закупки.
На товарном рынке слуховых аппаратов представлено не менее трех слуховых аппаратов разных производителей, характеристики которых отвечают требованиям заказчика, а именно: РЗН 2018/6845 от 19.02.2018 года (модель Nevara 1 Срх) производитель Бернафон АГ), РЗН 2016/5009 от 23.05.2017 (модель Нева Срх), ООО ЗСА «РИТМ», РЗН 2017/5570 от 27.03.2017 (модель Легато NE1 Срх). ООО «АЭРОН».
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России не находит оснований для признания нарушений в действиях заказчика, выразившихся в установлении к товару «Слуховой аппарат цифровой заушный мощный» требований о наличии функции беспроводного бинаурального изменения параметров громкости и программ прослушивания.
На основании изложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Закона № 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России
р е ш и л а:
признать жалобу ООО «Медпроект» на действия заказчика – Государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении электронного аукциона на поставку в 2019 году инвалидам технических средств реабилитации – слуховых аппаратов и индивидуальных ушных вкладышей (извещение № 0231100000219000005) необоснованной.    
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть объявлена: 27.03.2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 01.04.2019 года.
Председатель Комиссии                                                                       С.В. Михин
Члены комиссии                                                                                    Ю.В. Рощупкина
                                                                                                        Е.Л. Яковлева

Связанные организации

Связанные организации не указаны