Решение №036/07/3-452/2023 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Универсал» на действ... от 31 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/07/3-452/2023
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Универсал» на действия заказчика – АУЗ ВО «ВОКСП» при проведении аукциона в электронной форме

31.03.2023                                                           г. Воронеж

Резолютивная часть решения объявлена 30.03.2023
Решение в полном объеме изготовлено 31.03.2023

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:
Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Колмаков Р.В. – член Комиссии, начальник отдела;
Субботин С.Г. – член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей АУЗ ВО «ВОКСП» <…> и <…>, на основании доверенностей, представителей ООО «Универсал» <…> и <…>, на основании доверенности;
в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

у с т а н о в и л а:

В Воронежское УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Универсал» (далее – Заявитель) на действия заказчика – автономного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежская областная клиническая стоматологическая поликлиника» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на закупку работ по подготовке системы отопления к отопительному сезону (закупка в Единой информационной системе в сфере закупок № 32312161018) (далее – Аукцион).
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушения при организации и проведении торгов проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 1 ч. 10 ст. 3 Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закон о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, в частности в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках и принята к рассмотрению. Рассмотрение назначено на 29.03.2023. О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.
При рассмотрении жалобы однократно объявлялся перерыв до 30.03.2022.
Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы.
По мнению Заявителя, его заявка была неправомерно отклонена Заказчиком ввиду установления незаконного требования к участникам, а именно требования о наличии опыта исполнения договоров (контрактов) по аналогичным видам работ.
В просительной части жалобы Заявитель просит обязать заказчика отменить протоколы Аукциона и провести повторное рассмотрение заявок.
Представители Заказчика возражали относительно доводов жалобы, просят признать жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения настоящего дела и исследования всех имеющихся доказательств и материалов Комиссией установлено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.    
Заказчик является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Закона о закупках.  
При осуществлении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Автономного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежская областная клиническая стоматологическая поликлиника», утверждённым Наблюдательным советом АУЗ ВО «ВОКСП» (протокол от 27.09.2022 № 2(84)) (далее – Положение о закупке).
Пунктом 8.2 Положения о закупке предусмотрена возможность проведения Заказчиком конкурентной закупки в форме аукциона.
02.03.2023, на ЭТП «РТС-тендер» Заказчиком были размещены извещение о проведении Аукциона и соответствующая Аукционная документация.
Согласно Аукционной документации, дата начала срока подачи заявок на участие в Аукционе: 03.03.2023, дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе: 20.03.2023, дата окончания срока рассмотрения заявок н7а участие в Аукционе: 20.03.2023, дата подведения итогов: 21.03.2023.
Предметом закупки является выполнение работ по подготовке системы отопления к отопительному сезону: ремонт, промывка и опрессовка системы отопления, теплового узла и теплового ввода, ОКПД2 43.22.12.120.
Заявителем была сформирована и подана заявка на участие в Аукционе.
Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в Аукционе № 2668450 от 20.03.2023 заявка Заявителя была отклонена в соответствии с ч. 1 п. 10.6 и ч. 2 п. 10.7 Положения о закупке, ввиду несоответствия заявки требованиям пп. 1.7 п. 17 Аукционной документации.
Комиссия, изучив доводы жалобы, представленные доказательства и пояснения сторон пришла к следующим выводам.
Пунктом 10.6. Положения о закупке установлено, что участник закупки, подавший заявку, не допускается комиссией к участию в закупке в случае непредставления:
- обязательных документов, предусмотренных требованиями документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки, а также о соисполнителях в случае их наличия в заявке участника закупки, если требования к предоставлению документов о соисполнителях были установлены в документации о закупке;
- обязательной информации, предусмотренной требованиями документации о закупке, извещением о проведении запроса котировок;
- независимой гарантии (в качестве обеспечения заявки) или документа (копии документа), подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, закрытых конкурентных закупках, а также внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, закрытых конкурентных закупках не в полном размере.
Согласно п. 10.7. Положения о закупке участник закупки, подавший заявку, не допускается комиссией к участию в закупке в случае несоответствия:
- участника закупки, а также соисполнителя, если таковые указаны в заявке участника закупки, а требования к соисполнителям были установлены в документации о закупке, требованиям, установленным к ним в соответствии с пунктами 10.1. и 10.2. настоящего положения о закупке;
- заявки участника закупки требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок либо наличия в заявке недостоверных сведений, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, начальную (максимальную) цену единицы, либо о сроке выполнения работ (оказания услуг, поставки товара), превышающем срок, установленный документацией о закупке.
В соответствии с п 10.2.6. Положения о закупке Заказчик вправе установить дополнительные требования к участникам закупки, в частности о наличии документов, подтверждающих деловую репутацию участника закупки (привлекаемого субподрядчика / соисполнителя) и (или) предприятия - изготовителя товара, право на поставку которого является предметом закупки.
Подпунктом 3 части II пункта 15 Аукционной документации установлено требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на выполнение работ по подготовке системы отопления к отопительному сезону: ремонт, промывка и опрессовка системы отопления, теплового узла и теплового ввода (аналогичных Приложению 2 документации об аукционе в электронной форме), заключенных за период 2018 - 2021 гг., исключая договоры с АУЗ ВО «ВОКСП».
В соответствии с пп 1.7 п. 17 Аукционной документации, участник представляет документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным в документации об аукционе в электронной форме дополнительным требованиям в соответствии с ч. 2 п. 15 настоящей документации:
- декларация о не нахождении в РНП по Федеральным законам № 223-ФЗ и № 44-ФЗ;
- не менее 3 (трёх) скан-копий ранее исполненных контрактов (договоров) или контрактов (договоров), выгруженных с ЭТП с паспортом электронных подписей, на выполнение работ по подготовке системы отопления к отопительному сезону: ремонт, промывка и опрессовка системы отопления, теплового узла и теплового ввода (аналогичных Приложению 2 документации об аукционе в электронной форме), заключенных за период 2018 - 2021 гг., исключая договоры с АУЗ ВО «ВОКСП».
Комиссией, в ходе рассмотрения жалобы, от ЭТП «РТС-тендер» была получена заявка Заявителя.
При изучении заявки Заявителя установлено, что в её составе приложены четыре исполненных договора (контракта) на выполнение работ, аналогичных предмету закупки. Три договора были заключены и исполнены в 2022 г., и не входят в требуемый временной период, согласно аукционной документации.
Комиссия, изучив требования Аукционной документации, пришла к выводу о том, что Заказчик, устанавливая требование о наличии опыта фактически делает вывод о невозможности выполнения работ участниками без опыта. Требование о подтверждении наличия опыта работ по предмету закупки является избыточным, поскольку отсутствие или недостаточность опыта оказания работ по предмету Конкурса не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, и, как следствие, ограничивает количество участников конкурентной закупки. Такое требование необоснованно исключает из числа участников закупки хозяйствующих субъектов, имеющих меньший опыт выполнения работ или не имеющих такой опыт, что нарушает принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленные пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
Указанный вывод согласуется с позицией ФАС России (решение ФАС России от 12.08.2021 № 223ФЗ-430/21) и судебной практикой (решение Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2021, постановление от Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 № 09АП-10/2022, постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.06.2022 по делу № А40-183975/2021).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно установившего требование к участникам закупки о наличии опыта и, как следствие, принявшего неправомерное решение об отказе Заявителю в участие в Конкурсе, противоречат ч. 1 ст. 2 Закона о закупках и нарушают требования п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Ввиду того, что допущенное нарушение повлекло за собой прямое нарушение законного права Заявителя на участие в конкурентной закупке, соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании изложенного, в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

р е ш и л а:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Универсал» на действия заказчика – автономного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежская областная клиническая стоматологическая поликлиника» при проведении аукциона в электронной форме на закупку работ по подготовке системы отопления к отопительному сезону (закупка в Единой информационной системе в сфере закупок № 32312161018) обоснованной.
2. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с настоящим решением.

Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель Комиссии                                    А.В. Логошин
Члены Комиссии                                                                                           Р.В. Колмаков
                                                                                                                         С.Г. Субботин

Связанные организации

Связанные организации не указаны