Постановление №036/04/9.21-638/2022 по делу об административном правонарушении в отношении публи... от 13 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу № 036/04/9.21-638/2022 об административном правонарушении
13 июля 2022 года                                                                                             г. Воронеж
Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) Михин С.В., рассмотрев материалы дела № 036/04/9.21-638/2022 об административном правонарушении, возбуждённого 05.07.2022 в отношении публичного акционерного общества «Россети Центр» (ОГРН: 1046900099498; ИНН:6901067107; КПП:771501001; дата регистрации: 17.12.2004; 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15) по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя ПАО «Россети Центр» <…>, в отсутствие ИП <…> (далее – <…>; надлежащим образом извещён о времени и месте рассмотрения настоящего дела),

У С Т А Н О В И Л:
10.03.2022 в Управление от ИП <…> поступило обращение (вх. № 2248-ИП/22) по вопросу правомерности уклонения ПАО «Россети Центр» от направления оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в установленный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), срок.
Как установлено в ходе рассмотрения обращения ИП <…> и приложенных к нему материалов, 22.12.2021 ИП <…> посредством использования портала электросетевых услуг на официальном сайте ПАО «Россети Центр» (далее – Личный кабинет) направил в адрес сетевой организации заявку об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств здания пекарни, расположенной по адресу: Воронежская область, Россошанский район, с. Екатериновка, ул. Победы, д. 78 (далее – Заявка).
Согласно указанной заявке, заявитель обратился за технологическим присоединением объекта, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет 57 кВт при напряжении 0,4 кВ с учётом ранее присоединённой максимальной мощности в размере 3,0 кВт при напряжении 0,22 кВ по III категории надёжности, в связи с необходимостью увеличения максимальной мощности энергопринимающих устройств.
30.12.2021 ПАО «Россети Центр» разместило в Личном кабинете ИП <…> запрос о предоставлении недостающих сведений по Заявке.
14.01.2022 посредством Личного кабинета заявитель направил ПАО «Россети Центр» недостающие сведения по Заявке.
Однако в установленный Правилами срок ПАО «Россети Центр» не направило ИП <…> оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия и счёт на оплату ни посредством АО «Почта России», ни посредством портала электросетевых услуг на официальном сайте ПАО «Россети Центр».
04.05.2022 Управление, в связи с рассмотрением указанного обращения, в целях проверки фактов, изложенных в нём, направило в адрес ПАО «Россети Центр» запрос/требование (исх. № СМ/3633/22) о предоставлении необходимых информации и документов.
Согласно письменным объяснениям ПАО «Россети Центр», 25.03.2022 сетевая организация разместила в Личном кабинете ИП <…> проект договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств и технические условия, пояснив, что увеличение срока направления оферты договора об осуществлении технологического присоединения вызвано технической ошибкой в программе SAP/RT2: при создании договора ТП в данной программе неверно загрузилось наименование заявителя (деловой партнёр). По информации ПАО «Россети Центр», после устранения ошибки, договор ТП был выставлен на согласование в программе SAP/RT2 и направлен заявителю.
26.03.2022 ИП <…> направил в адрес ПАО «Россети Центр» посредством портала ТП РФ мотивированный отказ от подписания договора ТП с просьбой произвести расчёт стоимости договора ТП по Приложению №2 приказа Департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 27.12.2021г. № 76/11 «Об утверждении ставок платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Воронежской области на 2022 год».
30.03.2022 ПАО «Россети Центр» разместило в Личном кабинете ИП <…>, продублировав электронной почтой, проект договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств с внесёнными изменениями в части перерасчёта стоимости договора ТП, технические условия и счёт на оплату.
Таким образом, в ходе проверки фактов, изложенных в обращении ИП <…>, установлено, что в нарушение абзаца 1 пункта 105 Правил, ПАО «Россети Центр» направило оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия и счёт на оплату по истечении 48 рабочих дней, т.е. 25.03.2022, а должно было направить в течение 10 рабочих дней, т.е. в срок до 28.01.2022 включительно (просрочка составила 38 дней), что свидетельствует о признаках нарушения предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
В связи с заявлением физического лица, содержащим данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, 05.07.2022 должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Россети Центр» был составлен протокол № 036/04/9.21-638/2022 об административном правонарушении.
Рассмотрение дела № 036/04/9.21-638/2022 об административном правонарушении было назначено на 13.07.2022.
13.07.2022 на рассмотрении дела № 036/04/9.21-638/2022 об административном правонарушении присутствовала представитель ПАО «Россети Центр» <…>, которой в порядке пункта 5 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ разъяснены её права и обязанности. ИП <…> был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, однако, на рассмотрение настоящего дела не явился, о причинах неявки не сообщил.
13.07.2022 на рассмотрении настоящего дела представитель ПАО «Россети Центр» <…> пояснила, что просрочка направления ИП <…> оферты договора обусловлена возникновением технической ошибки в программе SAP/RT2, которая устраняется силами иной организации (подрядчика) и требует временных затрат. Кроме того, как отметила представитель ПАО «Россети Центр» <…>, ответчиком были предприняты меры по направлению оферты договора заявителю до получения запроса/требования Управления (исх. № СМ/3633/22 от 04.05.2022) и, как следствие, до составления протокола № 036/04/9.21-638/2022 об административном правонарушении и возбуждения настоящего дела.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что по состоянию на 12.05.2022 в ПАО «Россети Центр» оплата по договору от заявителя не поступала, каким-либо иным образом ИП <…> заключение договора о технологическом присоединении не подтвердил, что влечёт за собой в силу пункта 106 Правил аннулирование заявки и свидетельствует о незаинтересованности заявителя в заключении такого договора.
Изучив материалы дела № 036/04/9.21-638/2022 об административном правонарушении, установлено следующее.
Согласно абзацу 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу абзаца 4 части 1 указанной статьи, технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Как установлено абзацем 5 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Возникшие между ПАО «Россети Центр» и ИП <…> правоотношения регламентируются Правилами в редакциях: № 87 от 29.10.2021, № 88 от 29.12.2021 и № 89 от 14.03.2022.
Абзацем 1 пункта 3 Правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им (заявителем) Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами.
Пунктом 7 Правил предусмотрена процедура технологического присоединения.
В силу абзаца 1 пункта 8 Правил, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Согласно абзацам 4 и 8 пункта 8(3) Правил, заявители вправе направлять заявку и прилагаемые документы посредством официального сайта сетевой организации (в том числе посредством переадресации на официальный сайт, обеспечивающий возможность направлять заявку и прилагаемые документы) или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.
Сетевая организация обязана обеспечить принятие в электронном виде заявок и прилагаемых документов от заявителей и возможность получения заявителем сведений об основных этапах обработки заявок юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей на технологическое присоединение к электрическим сетям.
В пункте 10 Правил содержится перечень документов, которые прилагаются к заявке.
Пунктом 12(1) Правил предусмотрен перечень сведений, которые должны быть указаны в заявке, направляемой заявителем – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учётом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).
В соответствии с абзацами 1-6 пункта 105 Правил, в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее – личный кабинет потребителя):
условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами для соответствующей категории заявителей;
счёт, предусмотренный пунктом 103 Правил;
технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);
в отношении заявителей, указанных в пунктах 13(2) - 13(5) Правил, - проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности), выработанной на объектах микрогенерации, на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, в чьей зоне деятельности находятся соответствующие объекты;
инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
Абзацами 14 и 15 пункта 15 Правил предусмотрено, что, в случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с Правилами.
Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.
Таким образом, учитывая изложенные нормы Правил, ПАО «Россети Центр» как сетевая организация обязано их соблюдать.
Однако в нарушение абзаца 1 пункта 105 Правил, ПАО «Россети Центр» направило оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия и счёт на оплату по истечении 48 рабочих дней, т.е. 25.03.2022, а должно было направить в течение 10 рабочих дней, т.е. в срок до 28.01.2022 включительно (просрочка составила 38 дней), что свидетельствует о признаках нарушения предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Из материалов дела установлено, что ПАО «Россети Центр» ранее, а именно:
– постановлением от 14.02.2020 по делу № 036/04/9.21-17/2020 об административном правонарушении;
– постановлением от 04.02.2021 по делу № 036/04/9.21-15/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 08.02.2021 по делу № 036/04/9.21-16/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 04.02.2021 по делу № 036/04/9.21-17/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 21.04.2021 по делу № 036/04/9.21-19/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 08.02.2021 по делу № 036/04/9.21-20/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 05.03.2021 по делу № 036/04/9.21-72/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 21.04.2021 по делу № 036/04/9.21-111/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 19.07.2021 по делу № 036/04/9.21-126/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 19.07.2021 по делу № 036/04/9.21-136/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 19.07.2021 по делу № 036/04/9.21-137/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 20.07.2021 по делу № 036/04/9.21-138/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 11.06.2021 по делу № 036/04/9.21-180/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 08.11.2021 по делу № 036/04/9.21-275/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 21.10.2021 по делу № 036/04/9.21-287/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 21.10.2021 по делу № 036/04/9.21-288/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 08.10.2021 по делу № 036/04/9.21-290/2020 об административном правонарушении;
– постановлением от 21.10.2021 по делу № 036/04/9.21-305/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 21.10.2021 по делу № 036/04/9.21-314/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 21.10.2021 по делу № 036/04/9.21-328/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 10.11.2021 по делу № 036/04/9.21-340/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 19.01.2021 по делу № 036/04/9.21-420/2020 об административном правонарушении;
– постановлением от 22.12.2021 по делу № 036/04/9.21-528/2021 об административном правонарушении уже привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 указанной статьи – влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц – от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ПАО «Россети Центр», оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Оценка обстоятельств и доказательств по настоящему делу позволяет сделать вывод о том, что действия ПАО «Россети Центр» по нарушению установленного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям (пункты 3, 6, 7, абзац 1 пункта 105 Правил) путём запроса сведений и документов, не предусмотренных Правилами, а также ненаправления в установленный срок оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий содержат в себе событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что у ПАО «Россети Центр» имелась фактическая возможность для соблюдения требований законодательства об электроэнергетике (пункты 3, 6, 7, абзац 1 пункта 105 Правил), в частности: направить оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия в установленный Правилами срок.
Однако ПАО «Россети Центр» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений, предусмотренных пунктами 3, 6, 7, абзацем 1 пункта 105 Правил.
Таким образом, вина ПАО «Россети Центр» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, при рассмотрении настоящего дела находит своё полное подтверждение.
Вместе с тем, в соответствии со статьёй 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения. Это предполагает соразмерность деяния и назначаемого за него наказания. Следовательно, для привлечения к административной ответственности и назначения административного наказания необходимо, чтобы характер и степень общественной опасности совершённого правонарушения соответствовали характеру и размеру назначаемого административного наказания.
При рассмотрении настоящего дела учитывается, что на момент вынесения настоящего постановления ПАО «Россети Центр» направило ИП <…> оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия, что свидетельствует о создании всех необходимых условий для реализации права заявителя на беспрепятственный доступ к электрическим сетям.
Допущенное ПАО «Россети Центр» нарушение срока при направлении уведомления о предоставлении    недостающих сведений и документов, в рассматриваемом случае, не повлекло за собой существенного нарушения прав заявителя, что также косвенно подтверждается нарушением ИП <…> предусмотренного Правилами срока для направления подписанного договора (оплаты по договору) либо мотивированного отказа на скорректированную оферту договора.
То есть, указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям, поскольку совершённое ПАО «Россети Центр» правонарушение не повлекло существенного нарушения прав и интересов ИП <…>, общества и государства.
С учётом изложенного, указанные обстоятельства, в соответствии со статьёй 2.9 КоАП РФ, позволяют признать совершённое ПАО «Россети Центр» административное правонарушение малозначительным.
Несмотря на то, что при применении статьи 2.9 КоАП РФ нарушитель освобождается от административной ответственности, к нему всё же применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать моральное воздействие на нарушителя, и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать нарушителя о недопустимости совершения подобных нарушений впредь. Тем самым достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания: справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности.
В связи с этим, считаю возможным освободить ПАО «Россети Центр» от административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ввиду малозначительности совершённого им административного правонарушения.
Согласно пункту 2 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае объявления устного замечания в соответствии со статьёй 2.9 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 29.9 и статьёй 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:
1.
Признать публичное акционерное общество «Россети Центр» (ОГРН: 1046900099498; ИНН: 6901067107; КПП: 771501001; дата регистрации: 17.12.2004; 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
2. Производство по делу № 036/04/9.21-638/2022 об административном правонарушении, возбуждённому в отношении публичного акционерного общества «Россети Центр» (ОГРН: 1046900099498; ИНН: 6901067107; КПП: 771501001; дата регистрации: 17.12.2004; 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15) прекратить, в связи с малозначительностью совершённого административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
3. Освободить публичное акционерное общество «Россети Центр» (ОГРН: 1046900099498; ИНН: 6901067107; КПП: 771501001; дата регистрации: 17.12.2004; 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15) от административной ответственности и объявить указанному лицу устное замечание.
4. Направить публичному акционерному обществу «Россети Центр» (ОГРН: 1046900099498; ИНН: 6901067107; КПП: 771501001; дата регистрации: 17.12.2004; 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15) настоящее постановление для сведения.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ и в соответствии со статьями 30.1-30.3 КоАП РФ может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Связанные организации

Связанные организации не указаны