Определение №036/05/7-632/2021 о возбуждении дела по признакам нарушения ИП <…> законодател... от 16 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е № 036/05/7-632/2021
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
«16» июня 2021 года                                                                                город Воронеж
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Воронежское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе Андрей Владимирович Логошин – заместитель руководителя управления-начальник отдела, рассмотрев материалы, предоставленные государственным инспектором Воронежского УФАС России Никитой Михайловичем Федирчуком, свидетельствующие о признаках нарушения индивидуальным предпринимателем <…> пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 7 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

У С Т А Н О В И Л:
В Воронежское УФАС России поступили заявления гр. /…/ (вх. № 01-10/149 от 16.03.2021, вх. № 01-10/173 от 26.03.2021); (вх. № 01-14/274 от 30.03.2021, вх. № 01-14/330 от 13.04.2021), перенаправленные из Прокуратуры Левобережного района г. Воронежа; (вх. № 01-11/1105 от 07.04.2021), перенаправленное из Управления службы по защите прав потребностей и обеспечению доступности финансовых услуг в Уральском федерльном округе, о размещении ИП <…> на лицевой стороне фасада комиссионного магазина «Звезда» расположенного на первом этаже жилого дома (394029, г. Воронеж, пр-т Ленинский, 27) следующей спорной информации: «24 звезда комиссионный магазин 24 ЧАСА залог скупка техника золото ЛОМБАРД скупка залог техника золото», что дает основание потребителям полагать, что хозяйствующий субъект, разместивший указанную информацию, предоставляет услуги ломбарда и по мнению Заявителя нарушает нормы законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (ломбард, техника, золото), поддерживает интерес к ним и способствует продвижению товара на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) финансовой услугой является банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Пунктом 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что финансовая организация – это хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, – кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).
Отношения, возникающие при осуществлении ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей, урегулированы Федеральным законом от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон о ломбардах).
В силу частей 1, 1.1 статьи 2 Закона о ломбардах ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей; ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».
В порядке части 2 статьи 2 Закона о ломбардах ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.
Таким образом, деятельность ломбардов может осуществлять только юридическое лицо, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
Ломбард является поднадзорной Центральному банку РФ (далее – Банк России) организацией, обязан выполнять предписания и запросы Банка России и представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и об органах управления ломбарда в порядке, установленном Банком России.
По смыслу пункта 2 части 3 статьи 2.3 Закона о ломбардах перечень организаций, осуществляющих деятельность ломбардов, содержится в специальном реестре, который ведется Центральным Банком Российской Федерации.
Из указанных норм следует, что наименование «ломбард» может использоваться при осуществлении деятельности только ломбардами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими деятельность в порядке, установленном Законом о ломбардах.
При этом, сведения об ИП <…> не содержатся в государственных реестрах субъектов рынка микрофинансирования, предприниматель в установленном законом порядке ломбардом не признан, что подтверждается сведениями из указанных реестров, размещенных на сайте ЦБ РФ в открытом доступе. Согласно сведениям ЕГРНИП, основным видом деятельности ИП <…> является «49.32 Деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем», дополнительными видами деятельности являются «46.12.22 Деятельность агентов по оптовой торговле металлами в первичных формах», «46.72.23 Торговля оптовая золотом и другими драгоценными металлами», «46.76.4 Торговля оптовая драгоценными камнями», «46.77 Торговля оптовая отходами и ломом», «47.19 Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах», «47.75 Торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах», «47.77.2 Торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах», «47.79 Торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах», «95.25 Ремонт часов и ювелирных изделий».
Следовательно, ИП <…> неправомерно использует обозначение «ломбард» при осуществлении предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 990 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 № 14-ФЗ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
Таким образом, продажа переданного потребителем изделия по договору комиссии, является целью и предметом сделки, заключенной между потребителем и комиссионным магазином. Договор займа, заключаемый с ломбардом, имеет целью выдачу краткосрочного кредита под залог недвижимого имущества, которое можно выкупить в соответствии с условиями договора и положениями Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – ФЗ «О ломбардах»). Так же, отличительной особенностью ломбардов от комиссионных магазинов является наличие льготного срока – гарантия сохранности имущества.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Использование слова «ломбард» в рассматриваемой рекламе вводит потребителей в заблуждение относительно характера оказываемых ИП <…> услуг, является недостоверным, а, следовательно, нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 7 статьи 7 не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Поскольку ИП <…> не является ломбардом, рассматриваемая реклама представляет собой рекламу услуг, на оказание которых отсутствуют специальные разрешения, следовательно, рассматриваемая реклама содержит также признаки нарушения пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
Согласно частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
Воронежским УФАС России установлено, что деятельность в указанном комиссионном магазине осуществляет ИП <…>, соответственно является предполагаемым рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.
Учитывая изложенное, действия ИП <…>., связанные с изготовлением и распространением рассматриваемой рекламы, содержат признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
На основании пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36, части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1922 от 24.11.2020 года,

О П Р Е Д Е Л И Л:
1. Возбудить производство по делу № 036/05/7-632/2021 по признакам нарушения законодательства о рекламе.
2. Назначить дело № 036/05/7-632/2021 к рассмотрению на 11 часов 00 минут (мск) 08 июля 2021 года в помещении Воронежского УФАС России (г. Воронеж, пр-т Революции, д. 21, зал заседаний).
3. Признать лицами, участвующими в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ИП <…>;
заявитель – /…/.
4. ИП <…> в срок до 15 часов 00 минут (мск) 05 июля 2021 года, обеспечить доставку в Воронежское УФАС России (г. Воронеж, пр-т Революции, д. 21), в т. ч. продублировать по электронной почте to36@fas.gov.ru, следующей информации (сведений, документов или их надлежащим образом заверенных копий):
4.1. свидетельство о государственной регистрации;
4.2. сведения о фактически осуществляемых видах деятельности;
4.3. лицензии на осуществляемые виды деятельности;
4.4. сведения о всей рекламе/информации распространяемой/распространённой ИП <…> с 01 июля 2020 года по настоящее время о комиссионном магазине «Звезда», с указанием конкретных периодов времени, средства (способов) и места распространения;
4.5. все иные документы и доказательства, имеющие отношение к данному запросу;
4.6. письменные объяснения по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, указанным в настоящем запросе.
Вышеуказанную информацию и документы необходимо предоставить в указанный срок по каждому отдельному пункту.
Все копии документов (каждая страница) должны быть заверены печатью и подписью руководителя.  
Информацию необходимо предоставить с сопроводительным письмом, содержащим перечень предоставляемых документов, а также их наименование, номер и дату принятия.
Непредоставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно предоставление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо предоставление недостоверных сведений (информации) – влечет ответственность в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В указанные в пункте 2 настоящего определения время и место предлагается явиться ИП <…> и/или защитнику ИП <…> с документами, удостоверяющими личность, и документами, определяющими защитника.

Связанные организации

Связанные организации не указаны