Постановление №036/04/9.21-126/2021 по делу об административном правонарушении от 19 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу № 036/04/9.21-126/2021 об административном правонарушении
19 июля 2021 года                                                                                             г. Воронеж
Заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) Логошин А.В., рассмотрев материалы дела № 036/04/9.21-126/2021 об административном правонарушении, возбуждённого 01.07.2021 г. в отношении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (ОГРН: 1046900099498; ИНН:6901067107; КПП:771501001; дата регистрации: 17.12.2004; г. 119017, г. Москва, ул. Ордынка М, д. 15) по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя ПАО «МРСК Центра» <…>,

У С Т А Н О В И Л:
06.04.2021 г. в Управление от гр. <…> поступило электронное обращение (вх. № 01-10/206) по вопросу правомерности уклонения ПАО «МРСК Центра» от направления оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в установленный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила), утверждёнными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, срок.
Как установлено в ходе рассмотрения обращения гр. <…> и приложенных к нему материалов, 31.08.2020 г. гр. <…> направила в адрес ПАО «МРСК Центра» заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств строящегося жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <…> (далее – Объект) к электрическим сетям посредством личного кабинета.
Однако в предусмотренный Правилами срок оферта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия гр. <…> не получала ни посредством АО «Почта России», ни посредством личного кабинета.
12.04.2021 г. Управление, в связи с рассмотрением указанного обращения, в целях проверки фактов, изложенных в нём, направило в адрес ПАО «МРСК Центра» запрос/требование (исх. № 04-16/2251) о предоставлении следующей информации и документов (заверенных надлежащим образом копий):
1) письменных объяснений по факту невыполнения ПАО «МРСК Центра» мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта, принадлежащего гр. <…>, в установленный срок, с указанием нормативных правовых оснований, а также с приложением соответствующих документов, подтверждающих доводы ПАО «МРСК Центра»;
2) заявки № 232291 гр. <…> на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «МРСК Центра»;
3) проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, направленного ПАО «МРСК Центра» заявителю, со всеми приложениями и дополнениями;
4) технических условий на подключение объекта заявителя к электрическим сетям;
5) документальных доказательств направления ПАО «МРСК Центра» гр. <…> проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий;
6) схемы электрических сетей, посредством которых планируется осуществлять электроснабжение заявителя по соответствующему договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;
7) всей имеющейся переписки с гр. <…> по вопросу осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
21.04.2021 г. в Управление от ПАО «МРСК Центра» поступили письменные объяснения (исх. № МР1-ВР/10-2/3162 от 21.04.2021), согласно которым 31.08.2020 г. гр. <…> направила в адрес указанной сетевой организации заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств Объекта к электрическим сетям посредством личного кабинета.
20.04.2021 г. ПАО «МРСК Центра» направило гр. <…> письмо (исх. № МР1-ВР/10-2/3162 от 21.04.2021) с приложением оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий.
Таким образом, в ходе проверки фактов, изложенных в обращении гр. <…>, установлено, что в нарушение срока, предусмотренного абзацем 3 пункта 15 Правил, ПАО «МРСК Центра» направило оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия по истечении 203 календарных дней, а должно было направить в срок до 28.09.2020 г., что свидетельствует о признаках нарушения предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
В связи с заявлением физического лица, содержащим данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, 01.07.2021 г. должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в отношении ПАО «МРСК Центра» был составлен протокол № 036/04/9.21-126/2021 об административном правонарушении.
Рассмотрение дела № 036/04/9.21-126/2021 об административном правонарушении было назначено на 07.07.2021 г.
07.07.2021 г. на рассмотрении дела № 036/04/9.21-126/2021 об административном правонарушении присутствовали представители ПАО «МРСК Центра» <…> и <…>, которым в порядке пункта 5 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ разъяснены их права и обязанности.
На рассмотрении настоящего дела представитель ПАО «МРСК Центра» <…> устно пояснила, что заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям была подана гр. <…> в переходный период с системы «Личный кабинет» на систему «ТП РФ» на официальном сайте ПАО «МРСК Центра» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В связи с некачественной работой системы «ТП РФ» произошёл технический сбой, в результате которого несколько заявок, поданных ранее через систему «Личный кабинет», в том числе и заявка гр. <…>, перестали отображаться в системе «ТП РФ». Представитель ПАО «МРСК Центра» <…> отметила, что факт перехода с системы «Личный кабинет» на систему «ТП РФ» на официальном сайте ПАО «МРСК Центра» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» подтверждается соответствующим приказом <…> ПАО «МРСК Центра» <…>.
Представитель ПАО «МРСК Центра» <…> также сообщила, что со стороны указанной сетевой организации завершены все предусмотренные техническими условиями № 20657460 для присоединения к электрическим сетям ПАО «МРСК Центра» от 20.04.2021 (приложение № 1 к договору № 3600/04819/21 (42065605) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям) мероприятия, о чём 02.07.2021 составлены акты об осуществлении технологического присоединения и о выполнении технических условий.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 7 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении в случае необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы выносится определение об отложении рассмотрения дела.
При рассмотрении дела № 036/04/9.21-126/2021 установлена необходимость в получении дополнительных доказательств по делу, в связи с чем рассмотрение настоящего дела было отложено до 19.07.2021.
На рассмотрение дела № 036/04/9.21-126/2021 представитель ПАО «МРСК Центра» <…> предоставила в материалы дела копии приказа <…> ПАО «МРСК Центра» <…> № 93-ЦА от 05.03.2021 об утверждении Порядка оказания услуг по технологическому присоединению в ПАО «МРСК Центра» и ПАО «МРСК Центра и Приволжья», информационного письма ПАО «МРСК Центра» (исх. б/н б/д) об особенностях технологического присоединения с 01.07.2020, а также копии актов об осуществлении технологического присоединения и о выполнении технических условий от 02.07.2021.
Изучив материалы дела № 036/04/9.21-126/2021 об административном правонарушении, установлено следующее.
Согласно абзацу 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу абзаца 4 части 1 указанной статьи, технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Как установлено абзацем 5 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Абзацем 1 пункта 3 Правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им (заявителем) Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами.
Пунктом 7 Правил предусмотрена процедура технологического присоединения.
В силу абзаца 1 пункта 8 Правил, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Согласно абзацам 4 и 8 пункта 8(3) Правил, заявители вправе направлять заявку и прилагаемые документы посредством официального сайта сетевой организации (в том числе посредством переадресации на официальный сайт, обеспечивающий возможность направлять заявку и прилагаемые документы) или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.
Сетевая организация обязана обеспечить принятие в электронном виде заявок и прилагаемых документов от заявителей и возможность получения заявителем сведений об основных этапах обработки заявок юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей на технологическое присоединение к электрическим сетям.
В пункте 10 Правил содержится перечень документов, которые прилагаются к заявке.
В соответствии с абзацем 3 пункта 15 Правил, в адрес заявителей сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Таким образом, учитывая изложенные нормы Правил, ПАО «МРСК Центра» как сетевая организация обязано их соблюдать.
Однако в нарушении срока, предусмотренного абзацем 3 пункта 15 Правил, ПАО «МРСК Центра» направило в адрес гр. <…> оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия по истечении 203 календарных дней, а должно было направить в срок до 28.09.2020 г., что свидетельствует о нарушении предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Из материалов дела установлено, что ПАО «МРСК Центра» ранее, а именно: постановлением от 30.01.2020 г. № 036/04/9.21-11/2020 об административном правонарушении; 30.01.2020 г. № 036/04/9.21-12/2020 об административном правонарушении; постановлением от 06.02.2020 г. № 036/04/9.21-13/2020 об административном правонарушении; постановлением от 06.02.2020 г. по делу № 036/04/9.21-14/2020 об административном правонарушении; постановлением от 19.03.2020 г. по делу № 036/04/9.21-70/2020 об административном правонарушении; постановлением от 19.03.2020 г. по делу № 036/04/9.21-71/2020 об административном правонарушении; постановлением от 23.07.2020 г. по делу № 036/04/9.21-173/2020 об административном правонарушении; постановлением от 30.07.2020 г. по делу № 036/04/9.21-192/2020 об административном правонарушении уже привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 указанной статьи – влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц – от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ПАО «МРСК Центра», оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Оценка обстоятельств и доказательств по настоящему делу позволяет сделать вывод о том, что действия ПАО «МРСК Центра» по нарушению установленного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям (пункт 3, 6, 7, абзац 3 пункта 15 Правил) путём ненаправления в установленный срок оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий содержат в себе событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что у ПАО «МРСК Центра» имелась фактическая возможность для соблюдения требований законодательства об электроэнергетике (пункт 3, 6, 7, абзац 3 пункта 15 Правил), в частности направить оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия в установленный Правилами срок.
Однако ПАО «МРСК Центра» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений, предусмотренных пунктами 3, 6, 7, абзацем 3 пункта 15 Правил.
Таким образом, вина ПАО «МРСК Центра» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, при рассмотрении настоящего дела находит своё полное подтверждение.
При рассмотрении настоящего дела учитывается, что административное правонарушение, совершённое ПАО «МРСК Центра», имеет высокую степень общественной опасности, поскольку в результате его совершения гр. <…> была незаконно лишена права на своевременное получение оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий в установленный Правилами срок.
Административное правонарушение, совершённое ПАО «МРСК Центра», причиняет организационный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере энергетики, связанным с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.
Одновременно с этим, высокая степень общественной опасности совершённого административного правонарушения выражается в безразличном, пренебрежительном отношении ПАО «МРСК Центра» к установленной публично-правовой обязанности, в том числе по соблюдению требований Правил.
При таких обстоятельствах отсутствуют законные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения ПАО «МРСК Центра» от административной ответственности в связи с малозначительностью.
Довод ПАО «МРСК Центра» о том, что заявка гр. <…> была утеряна в системе «ТП РФ» на официальном сайте ПАО «МРСК Центра» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в связи с техническим сбоем при переходе с системы «Личный кабинет» отклоняется ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих факт такого сбоя, что свидетельствует о невыполнении ПАО «МРСК Центра» своей обязанности, предусмотренной абзацем 3 пункта 15 Правил и нарушении данного положения Правил.
Довод ПАО «МРСК Центра» о наличии в его действиях смягчающего административную ответственность обстоятельства в виде досрочного выполнения мероприятий по технологическому присоединению также подлежит отклонению в силу следующего.
Предоставленные в материалы настоящего дела ПАО «МРСК Центра» акты об осуществлении технологического присоединения и о выполнении технических условий от 02.07.2021 подписаны только со стороны представителей  ПАО «МРСК Центра», при этом в акте об осуществлении технологического присоединения от 02.07.2021 не заполнена графа «дата фактического присоединения». Как устно пояснил представитель ПАО «МРСК Центра» <…>, акты об осуществлении технологического присоединения и о выполнении технических условий от 02.07.2021 размещены указанной сетевой организацией на собственном официальном сайте в сети «Интернет» в системе «ТП РФ».
В соответствии с абзацами 1–3 пункта 88 Правил, по результатам мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий сетевая организация в 3-дневный срок составляет и направляет для подписания заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий по форме согласно приложению № 15.
Заявитель в течение 5 дней со дня получения подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий возвращает в сетевую организацию один экземпляр подписанного со своей стороны акта о выполнении технических условий.
Акт о выполнении технических условий составляется в отношении заявителей, указанных в пункте 12 Правил, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно по одному источнику электроснабжения, а также заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, и подписывается заявителем и сетевой организацией непосредственно в день проведения осмотра.
Таким образом, предоставленные на рассмотрение настоящего дела акты об осуществлении технологического присоединения и о выполнении технических условий от 02.07.2021 являются ненадлежащими доказательствами и не могут, в рассматриваемом случае, достоверно подтверждать факт состоявшегося технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя к электрическим сетям ПАО «МРСК Центра».
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 4 цитируемой статьи установлено, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в силу статей 4.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ необходимо учитывать характер совершённого правонарушения, оценить его последствия, причины и условия совершения правонарушения, обстоятельства, являющиеся основанием для смягчения или освобождения от ответственности.
Оценив обстоятельства настоящего дела, принимая во внимание характер совершённого правонарушения и его последствия, а именно: существенную просрочку (в размере 203 календарных дней) направления ПАО «МРСК Центра» заявителю оферты договора, а также нарушенное право заявителя на своевременное получение оферты договора (абзац 3 пункта 15 Правил), вместе с тем, учитывая одно смягчающее обстоятельство о том, что на момент рассмотрения настоящего дела ПАО «МРСК Центра» прекратило совершённое правонарушение и устранило его последствия путём направления оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия, а также имущественное и финансовое положение юридического лица от оказания услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям, конституционный принцип соразмерности административного наказания, считаю, что, в рассматриваемом случае, наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 (шестисот тысяч) рублей будет являться достаточным и соответствовать тяжести совершённого правонарушения.
Каких-либо иных смягчающих, отягчающих либо исключающих административную ответственность ПАО «МРСК Центра» обстоятельств в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.
Учитывая характер совершённого правонарушения, а также степень вины правонарушителя, руководствуясь статьей 4.1 КоАП РФ, считаю необходимым назначить административный штраф в размере – 600 000 (шестьсот тысяч) рублей. 00 коп.
Указанная сумма штрафа в данном конкретном случае является достаточной мерой, направленной на разъяснение ПАО «МРСК Центра» противоправности его действий и на недопущение совершения аналогичных правонарушений в будущем.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9 и статьей 29.10 и 29.13 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:
1. Признать публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (ОГРН: 1046900099498; ИНН: 6901067107; КПП: 771501001; дата регистрации: 17.12.2004; г. 119017, г. Москва, ул. Ордынка М, д. 15) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей. 00 коп.
2. Направить публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (ОГРН: 1046900099498; ИНН: 6901067107; КПП: 771501001; дата регистрации: 17.12.2004; г. 119017, г. Москва, ул. Ордынка М, д. 15) настоящее постановление для исполнения.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ и в соответствии со статьями 30.1-30.3 КоАП РФ может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Примечание: Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в силу.
В указанный срок Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области подлежит уведомлению об исполнении постановления.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.


Реквизиты для оплаты штрафа:

Получатель: УФК по Воронежской области (Воронежское УФАС России)
ИНН: 3664022568
КПП: 366601001
Расчетный счет: 03100643000000013100
Корреспондентский счет (ЕКС): 40102810945370000023
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖ БАНКА РОССИИ//УФК по Воронежской области г. Воронеж
БИК ТОФК: 012007084
Код бюджетной классификации: 161 1 16 01091 01 0021 140
ОКТМО: 20701000
УИН: 16100500000001042353
Назначение платежа – административный штраф по делу № 036/04/9.21-126/2021

Связанные организации

Связанные организации не указаны