Решение №036/06/33-1415/2020 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Интра» на действия ... от 24 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Интра» на действия  заказчика – государственного учреждения - Воронежское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации при проведении открытого конкурса в электронной форме: Выполнение работ по обеспечению в 2021 году инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезно-ортопедическими изделиями (протезами нижних конечностей) (извещение № 0231100000220000238)
(дело № 036/06/33-1415/2020)
21.12.2020 год                                                                                             г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела;
Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика - государственного учреждения - Воронежского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации <…>, <…>, <…>,
в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного заявителя - ООО «Интра»,
рассмотрев жалобу ООО «Интра» на действия  заказчика – государственного учреждения - Воронежское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации при проведении открытого конкурса в электронной форме: Выполнение работ по обеспечению в 2021 году детей – инвалидов, инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезно-ортопедическими изделиями (протезами верхних конечностей) (извещение № 0231100000220000237) (далее — конкурс),

у с т а н о в и л а:
в Воронежское УФАС России поступила жалоба ООО «Интра» (далее - заявитель) на действия  заказчика – государственного учреждения - Воронежское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заказчик) при проведении конкурса.
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями  заказчика, выразившимися в  установлении в конкурсной  документации порядка оценки нестоимостных критериев оценки заявок участников закупки - «Квалификация участников конкурса в том, числе наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», не  соответствующего требованиям законодательства о закупках.
Представители заказчика считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика соответствующими законодательству о закупках.               
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч. 3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.    
10.11.2020 года в единой информационной системе в сфере закупок заказчиком размещено извещение о проведении конкурса и конкурсная документация. Начальная (максимальная) цена контракта – 90307958, 48 руб.
Техническим заданием документации об аукционе предусмотрена поставка  протезно-ортопедических изделий в количестве 520 штук.
В соответствии с ч.1 ст.54.1 Закона № 44-ФЗ под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч.2 ст.54.1 Закона № 44-ФЗ).
Согласно пункту 8  ч. 1 ст.  54.3 Закона № 44-ФЗ конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 32 Закона № 44-ФЗ установлен порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки.
Согласно ч. 1 указанной статьи для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок (ч. 4 ст. 32 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона № 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1085 (далее - Постановление Правительства №1085) утверждены  Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок, «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 27 Правил оценки заявок, показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели:
а)    квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б)    опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в)    обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г)    обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д)    деловая репутация участника закупки.   
В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (пункт 10 Привил оценки заявок).
Согласно п. 28 Правил оценки заявок, оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Для оценки заявок по нестоимостному критерию оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов (абзац второй пункта 11 Правил).
При рассмотрении жалобы установлено, что в конкурсной документации установлены критерии оценки заявок участников закупки:
1.  Стоимостной критерий оценки заявок участников закупки: Цена контракта.
Величина значимости критерия «цена контракта» (%) - 60 Коэффициент значимости критерия -  0,6. Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки «цена контракта» (ЦБi), определяется по соответствующей формуле.
2. Нестоимостной критерий оценки заявок участников закупки:  «Квалификация участников конкурса в том, числе наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее - «Квалификация участника закупки») величина значимости критерия - 40%. Данный критерий состоит из двух подкритериев:
2.1. Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема». Коэффициент значимости показателя - 0,4.
По данному показателю оценивается: наличие у участника закупки опыта по успешной поставке товаров сопоставимого характера и объема. Оценивается объемом выполненных работ (а именно: выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами верхних конечностей), исчисляемый в количестве предоставленных протезов верхних конечностей получателям в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника. При этом количество предоставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее 520 штук.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru содержащих сведения об объеме выполненных работ. Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Предельное необходимое максимальное значение показателя – 1 560 (Одна тысяча пятьсот шестьдесят) протезов нижних конечностей.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле:
а) в случае, если Kmax <Кпред, - по формуле:
b1 = КЗ х 100 х (Кi/Kmax)
б) в случае, если Kmax ≥ Кпред, - по формуле:
b1 = КЗ х 100 х (Кi/Кпред)
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред - предельно необходимое заказчику максимальное значение показателя.
2.2. Опыт участника по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема». Коэффициент значимости показателя - 0,6.
По данному показателю оценивается: наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарный объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей, исчисляемый в рублях по контрактам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
При этом объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 90 307 958,48 рублей.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются   копиями государственных   контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральными законами № 44 - ФЗ, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения о стоимости выполненных работ.
Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Предельное необходимое максимальное значение показателя – 270 923 875,44 (Двести семьдесят миллионов девятьсот двадцать три тысячи восемьсот семьдесят пять) рублей 44 копейки.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле:
а) в случае, если Kmax <Кпред, - по формуле:
b2 = КЗ х 100 х (Кi/Kmax)
б) в случае, если Kmax ≥ Кпред, - по формуле:
b2 = КЗ х 100 х (Кi/Кпред)
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого   оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред - предельно необходимое заказчику максимальное значение показателя.
Формула расчета рейтинга, присуждаемого заявке по данному критерию оценки:
Rb = КЗ х (b1 + b2)
где: КЗ - коэффициент значимости критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»;
b1,b2 -рейтинг по показателю критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие   у   них   финансовых   ресурсов,   оборудования   и   других   материальных   ресурсов, принадлежащих  им  на праве  собственности  или  на ином  законном  основании,  опыта работы, связанного  с  предметом  контракта,  и  деловой  репутации,  специалистов  и  иных  работников определенного уровня квалификации»;
Rb - рейтинг (количество баллов) i-й заявки по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного  уровня квалификации».
Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки:
Rитог = Ra + Rb, где:
Rитог - итоговый рейтинг, присуждаемый i-й заявке;
Ra - рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по критерию «Цена контракта»;
Rb - рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или; на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой; репутации, специалистов и иных работников определенного  уровня квалификации».  
В жалобе заявитель указал, что заказчиком незаконно установлены предельные необходимые максимальные значения подпоказателей 2.1 и 2.2 оценки опыта участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема, превышающие в пять раз значения количества требуемых к поставке протезов, начальной (максимальной) цены контракта, соответственно, что необоснованно ограничивает количество участников закупки.
На рассмотрении жалобы представители заказчика пояснили, что положения конкурсной документации в отношении оценки заявок на участие в конкурсе в части наличия у претендентов опыта выполнения работ в объеме,  сопоставимом с объемом предполагаемых к выполнению работ  обусловлены спецификой  предмета  закупки. Повышенные требования к  оценке  участников  закупки направлены  на надлежащее обеспечение социальных задач.  Установление предельных максимальных значений квалификационных характеристик необходимо для расчета баллов по показателям и не приводит к занижению количества присваиваемых баллов участникам, имеющим небольшой опыт, поскольку предельное максимальное количество поставленных протезов по всем контрактам за три года при оценке участников будет ограничиваться верхним пределом, указанным в критериях оценки заявок. Это, в свою очередь, позволяет исключить предоставление неограниченного количества контрактов крупными компаниями и повысить конкуренцию для остальных участников товарного рынка. Соответственно, установление предельных максимальных значений не ограничивает количество участников, а, напротив, расширяет, так как все, что равно или выше этого предельного показателя, получает одинаковое количество баллов. Таким образом, указанный критерий и показатели (подкритерии) для его оценки полностью соответствует требованиям Закона № 44-ФЗ, Правил № 1085. Отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика.
Ознакомившись с содержанием положений конкурсной документации, пояснениями представителей заказчика, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу о необоснованности довода жалобы по следующему основанию.         
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона № 44-ФЗ).
Значения  показателя нестоимостного критерия оценки заявок не препятствуют участию в рассматриваемом конкурсе, не создают преимущества  конкретному  участнику  закупки,  поскольку  предусматривают  возможность участникам  конкурса  конкурировать  по  всем  критериям,  установленным  заказчиком  в конкурсной документации.
Условия  конкурсной  документации  обеспечивают  равные возможности  для  участников  закупки,  направлены на определение  товара  соответствующего  потребностям заказчика.    
Невозможность  отдельных участников закупок  по  каким-либо  причинам  конкурировать  с  иными  участниками  рынка  не  является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании заявки на закупку и  установлении  критериев  оценки  заявок,  поскольку  иное  фактически  бы  противоречило состязательному характеру участия в конкурсе.    
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России не находит оснований для признания в действиях заказчика нарушений, выразившихся в установлении в конкурсной документации предельных необходимых максимальных значений показателей опыта участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема.
Также в жалобе заявитель указал, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупки.  Сведения и документы, которые участник закупки может предоставить для подтверждения опыта работы нормами Закона № 44-ФЗ не регламентированы. Заказчик не вправе  ограничивать виды контрактов (договоров), которыми участник закупки может подтвердить успешный опыт выполнения работ по контракту (договору) только государственными  контрактами.
На рассмотрении жалобы представители заказчика пояснили, согласно части 8 статьи 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Таким образом, при предоставлении в качестве подтверждения опыта работ договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в рамках Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ, заказчиком к оценке принимаются договоры, заключенные для удовлетворения собственных потребностей юридических лиц, а не договоры, исполненные для удовлетворения потребностей лиц, поименованных Законом о соцзащите населения. Таким образом, договоры, заключенные в соответствии с Законом №223-ФЗ, а также гражданско-правовые  договоры между хозяйствующими субъектами не являются договорами сопоставимого характера. При этом, внесение в реестр договоров Федерального закона №223-Ф3 информации о штрафах, пенях, неустойках, с помощью которой заказчик смог бы проверить опыт выполненных работ на наличие нарушения сроков, качества и иных условий договора по вине участника, не предусмотрено. Таким образом, заказчик не сможет проверить добросовестность исполнения заключенных договоров. Действия заказчика обусловлены необходимостью определения победителем конкурса более профессионального и конкурентоспособного участника, что не свидетельствует об ограничении доступа к участию в конкурсе и не может рассматриваться как несоответствие целям правового регулирования.
Ознакомившись с содержанием положений конкурсной документации, пояснениями представителей заказчика, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу о необоснованности довода жалобы по следующему основанию.         
Перечень сведений и документов, которые участник закупки представляет для подтверждения опыта работы, нормами Закона № 44-ФЗ не регламентирован, таким образом, в случае установления данного показателя заказчик вправе оценивать опыт участника закупки сопоставимого характера по государственным контрактам.  
Оценка  данного  критерия  по  государственным  (муниципальным)  контрактам, сведения о которых содержатся на официальном  сайте  закупок,  позволяет с достоверностью  установить  факт надлежащего  исполнения  участником закупки обязательств по контрактам.
Заявитель не доказал тот факт, что положения конкурсной  документации создали одним участникам закупки преимущества перед другими, каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона № 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России,

р е ш и л а :
признать жалобу ООО «Интра» на действия заказчика – государственного учреждения - Воронежское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации при проведении открытого конкурса в электронной форме: Выполнение работ по обеспечению в 2021 году инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезно-ортопедическими изделиями (протезами нижних конечностей) (извещение № 0231100000220000238) необоснованной.
Резолютивная часть объявлена:  21.12.2020 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 24.12.2020 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии                                                                     С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии                                                Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии                                                                                     Е.Л. Яковлева

Связанные организации

Связанные организации не указаны