Решение №036-07/18.1-461/2020 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Промэкcпертиза» на д... от 29 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036-07/18.1-461/2020
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Промэкcпертиза» на действия заказчика - ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" при проведении запроса предложений в электронной форме на заключение договора для выполнения работ, оказания услуг по экспертизе промышленной безопасности и технического диагностирования подземных стальных газопроводов (номер извещения в ЕИС 32009045845)
Резолютивная часть решения объявлена 27.04.2020
Решение в полном объеме изготовлено 29.04.2020
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции») на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя-начальник отдела;
Капранчиков А.В. - член Комиссии, старший государственный инспектор;
Сисева Н.И. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт,
Посредством проведения видеоконференцсвязи, в которой участвовал представитель ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" – <…> на основании ходатайства о проведении заседания посредством видеоконференцсвязи,
в отсутствии заявителя, не заявившего ходатайства о рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи,
в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции»,
у с т а н о в и л а:
16.04.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ( вх. № 01-11/1460) ООО «Промэкcпертиза» (далее - заявитель) на действия заказчика - ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" (далее - заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на заключение договора для выполнения работ, оказания услуг по экспертизе промышленной безопасности и технического диагностирования подземных стальных газопроводов (номер извещения в ЕИС 32009045845, далее – запрос предложений).
В заседании Комиссии объявлялся перерыв до 15 часов 30 минут 27.04.2020.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Жалоба ООО «Промэкcпертиза» на действия заказчика соответствует требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» и принята к рассмотрению. О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.
Заявитель считает, что в закупочной документации были допущены следующие нарушения законодательства о закупках:
- в разделе наименование подкритерия в документации «опыт выполнения аналогичных работ в денежном выражении за последние пять лет, предшествующие дате окончания подачи заявок» некорректно установлен способ оценки, который препятствуют участию в закупке организациям с опытом работы менее пяти лет;
- в разделе наименование подкритерия «соответствие персонала, привлекаемого участником, требованиям документации» является некорректным, так, как заказчиком в закупочной документации не установлен необходимый верхний предел по максимальному количеству специалистов требуемой квалификации, привлекаемых для выполнения работ».
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил устные и письменные пояснения.
Изучив материалы дела, руководствуясь требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), ч.ч. 16, 17, 20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, указанным законом  установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.    
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Закона № 223-ФЗ.
При осуществлении закупочной деятельности ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" руководствуется Положением о закупочной деятельности (утверждено решением Совета директоров ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», протокол № 6 от 29.12.2018г.).
Согласно пункту 1.6.2.3 Положения о закупке, для оценки и сопоставления заявок на участие в конкурентной закупке заказчиком, в том числе может использоваться такой критерий, как квалификация участника конкурентной закупки и планируемых им к привлечению соисполнителей (субподрядчиков), в том числе деловая репутация, наличие опыта выполнения работ, оказания услуг, производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иных показателей, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом конкурентной закупки.
Комиссия Воронежского УФАС России, ознакомившись с извещением и документацией о проведении запроса предложений установила, что 27.03.2020 ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение № 32009045845 о проведении запроса предложений в электронной форме на заключение договора для выполнения работ, оказания услуг по экспертизе промышленной безопасности и технического диагностирования подземных стальных газопроводов.
Закупка осуществляется в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ.
Часть 22 статьи 3.2 определяет, что под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Часть 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ устанавливает, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том, числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона; иные сведения, определенные положением о закупке.
Из изложенных норм следует, что заказчиком в документации о закупке могут быть установлены критерии, предусмотренные положением о закупке.
Комиссия, ознакомившись с условиями рассматриваемой закупочной документации установила следующее.
Порядок оценки заявок по установленным критериям предусмотрен в информационной карте (раздел 3 документации).
В связи с тем, что заявитель не согласен с критериями оценки заявок, Комиссия Воронежского УФАС России в рамках доводов жалобы проанализировала критерии оценки и сопоставления заявок, установленные в закупочной документации и пришла к выводу о том, что установление заказчиком в пункте 3.31 документации рейтинга заявок на участие в запросе предложений, представляющего оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям с учетом значимости (веса) данных критериев позволяет оценить профессионализм участников путем сопоставления количества исполненных участниками договоров за определенный период времени.
Подкритерий «опыт выполнения аналогичных работ» не предусматривает определенное количество договоров, что в свою очередь позволяет участнику предоставить любое количество договоров по выполнению аналогичных работ, на основании которых закупочная комиссия будет производить оценку по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ».
В связи с тем, что заказчиком в Положении о закупках, в том числе предусмотрена возможность оценки заявок по критерию «опыт выполнения работ», Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о том, что данный критерий не противоречит нормам Положения о закупках.
Соответственно, любой участник может принять участие в запросе предложений и его заявка будет оцениваться в соответствии со сведениями, которые он предоставит в заявке.
Часть 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ устанавливает, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским  кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской  Федерации,  а  также  принятыми  в  соответствии  с  ними  и утвержденными  с  учетом  положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон № 223-ФЗ не содержат закрытого  перечня критериев для оценки заявок, которые могут устанавливаться заказчиком при проведении конкурса, либо прямого запрета на применение какого-либо требования. Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона.
Согласно части 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Комиссией Воронежского УФАС России, установлено, что Положением о закупках, заказчик определил право организатора и заказчика на установление в закупочной документации, квалификационных критериев для участников.
Таким образом, исходя из положения пункта 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах критериев, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Довод заявителя о том, подкритерий «соответствие персонала, привлекаемого участником, требованиям документации» является некорректным, так, как заказчиком в закупочной документации не установлен необходимый верхний предел по максимальному количеству специалистов требуемой квалификации, привлекаемых для выполнения работ», также не нашел своего подтверждения в силу того, что в документации не установлено обязательных требований к участникам о предоставлении документов в отношении специалистов.
Оценка заявок по данному критерию производится на основании сведений о количестве специалистов требуемой квалификации, что не противоречит специфики проводимой закупки, предусматривающей выполнение работ именно квалифицированными специалистами в области промышленной безопасности и технического диагностирования подземных стальных газопроводов и количество специалистов может влиять на сроки выполнения работ по договору.
Комиссия Воронежского УФАС России, также принимает во внимание тот факт, что на участие в запросе предложений было подано восемь заявок, заявитель заявку не подавал и не предоставил сведений, свидетельствующих о невозможности подачи заявки на участие в запросе предложений и формирования своего предложения в рамках данной закупки.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика - ОАО "Газпром газораспределение Воронеж нарушений Закона № 223-ФЗ и Положения о закупках в части установления в закупочной документации критериев для оценки заявок на участие в запросе предложений.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», Комиссия
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО «Промэкcпертиза» на действия заказчика - ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" при проведении запроса предложений в электронной форме на заключение договора для выполнения работ, оказания услуг по экспертизе промышленной безопасности и технического диагностирования подземных стальных газопроводов (номер извещения в ЕИС 32009045845) необоснованной.
Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии                                       С.В. Михин
Члены Комиссии                                                  А.В. Капранчиков
                                                                            Н.И. Сисева

Связанные организации

Связанные организации не указаны