Решение б/н Решение от 12.07.2013 года по делу №98-10К от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 98-10К о нарушении антимонопольного законодательства
12.07.2013 г.                                                                                        г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 02.07.2013 г.
Решение в полном объеме изготовлено 12.07.2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> – председатель Комиссии; <…> – члены Комиссии,
рассмотрев дело № 98-10К, возбужденное по признакам нарушения Павловским муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства (юридический адрес: 396420, Воронежская область, г. Павловск, ул. Ю.Фучика, 11; далее – Павловское МУП ЖКХ, Ответчик) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей:
от Павловского МУП ЖКХ – <…>;
от ООО «Управдом 2.0» - <…>;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области (далее - Управление Росприроднадзора) – <…>, установила:
04.04.2013 г. в Управление поступило заявление (от 02.04.2013г. исх. № 34) ООО «Управдом 2.0» (396420, Воронежская область, г. Павловск, мкр. Северный, 18А; далее - Заявитель) на действия Павловского МУП ЖКХ (396420, Воронежская область, г. Павловск, ул. Ю.Фучика, 11, далее - Ответчик), выразившиеся в необоснованной, по мнению Заявителя, угрозе прекращения оказания услуг по приему и захоронению твердых бытовых отходов (далее – ТБО).
29.03.2013 года от Павловского МУП ЖКХ в адрес ООО «Управдом 2.0» поступило уведомление (исх. № 134) об одностороннем расторжении договора от 17.12.2013г. № 3 на оказание услуг по приему и захоронению ТБО (с протоколом разногласий от 24.12.2012г. № 2; далее - Договор) по причине выявленных, как указано в уведомлении, Ответчиком нарушений условий указанного Договора со стороны Заявителя.
По информации, предоставленной Ответчиком (исх. от 08.04.2013г. № 144), в доставленных Заявителем на полигон твердых бытовых отходах были обнаружены люминесцентные ртутьсодержащие лампы, относящиеся к отходам 1 класса опасности, и не подлежащие размещению (захоронению) на полигоне, что является, по мнению Ответчика, нарушением п. 2.5 Договора.
Указанные факты были зафиксированы Ответчиком в актах от 13 марта, 20 марта (2 акта), 27 марта 2013 года, составленных Комиссией Павловского МУП ЖКХ. По мнению Заявителя, озвученному в ходе рассмотрения настоящего дела, указанные акты были составлены в одностороннем порядке, в отсутствие законного представителя ООО «Управдом 2.0», неуполномоченными на то лицами и на данном основании не могут быть признаны правомерными. Заявитель также считает, что у него отсутствует возможность сортировки ТБО, собираемых для дальнейшей транспортировки на полигон, а также отсутствует и такая обязанность.
В связи с этим, Заявитель полагает, что действия Павловского МУП ЖКХ по необоснованной угрозе прекращения оказания ООО «Управдом 2.0» услуг по приему и захоронению ТБО являются незаконными.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему материалов, Управлением в отношении Павловского МУП ЖКХ возбуждено дело № 98-10К по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившемся в необоснованной угрозе прекращения оказания ООО «Управдом 2.0» услуг по приему и захоронению твердых бытовых отходов, что ущемляет интересы последнего.
Рассмотрение дела № 98-10К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 15.05.2013 г. и отлагалось до 02.07.2013г.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 98-10К о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии факта злоупотребления доминирующим положением и нарушения ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в действиях Павловского МУП ЖКХ, выразившихся в необоснованной угрозе прекращения ООО «Управдом 2.0» оказания услуг по приему и захоронению твердых бытовых отходов, что могло привести к устранению конкуренции на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО в Павловском муниципальном районе Воронежской области и ущемлению интересов Заявителя, в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции», при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
На основании указанной нормы Управлением при рассмотрении настоящего дела был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынках услуг по сбору и вывозу, а также по захоронению (утилизации) ТБО в Павловском муниципальном районе Воронежской области (аналитические отчеты от 24.05.2013г. и от 27.05.2013г. имеются в материалах дела).
В соответствии с аналитическим отчетом о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО в Павловском муниципальном районе Воронежской области, указанные услуги оказывают два хозяйствующих субъекта: ООО «Управдом 2.0» и Павловское МУП ЖКХ, доли которых на указанном рынке составили соответственно 45,3% и 54,7%.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Таким образом, положение Павловского МУП ЖКХ на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО в Павловском муниципальном районе Воронежской области в соответствии с указанной нормой является доминирующим.
Согласно аналитическому отчету о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по захоронению (утилизации) ТБО в Павловском муниципальном районе Воронежской области от 27.05.2013г., доля Павловского МУП ЖКХ фактически составляет 100%, в связи с чем его положение на указанном товарном рынке в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции», также является доминирующим.
Таким образом, Павловское МУП ЖКХ как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке, обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, запреты, установленные частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», в том числе запрет на действия по необоснованной угрозе прекращения оказания услуг по приему и захоронению твердых бытовых отходов ООО «Управдом 2.0», что могло привести к устранению конкуренции на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО в Павловском муниципальном районе Воронежской области, ущемлению интересов ООО «Управдом 2.0».
Павловское МУП ЖКХ имеет лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности № ОП-12-001004(36), выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 15.07.2010г., в соответствии с приложением к которой Павловскому МУП ЖКХ разрешено осуществлять деятельность по сбору, транспортировке, размещению (захоронению), использованию отходов 4 класса опасности по прилагаемому у лицензии  перечню и транспортировке отходов 3 класса опасности.
ООО «Управдом 2.0» имеет лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности № ОП-12-001066(36), выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 29.09.2010г., в соответствии с которой ООО «Управдом 2.0» разрешено осуществлять деятельность по сбору и транспортировке отходов 4 класса опасности, указанных в приложении к данной лицензии.
На основании п. 30 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности в настоящее время лицензированию подлежит только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I – IV класса опасности.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, между Заявителем и Ответчиком заключен и действует договор 28.12.2012г. № 3 (с протоколом разногласий от 24.12.2012г. № 2; далее - Договор), согласно которому «Заказчик (ООО «Управдом 2.0») сдает и оплачивает, а Исполнитель (Павловское МУП ЖКХ) принимает и размещает на полигоне ТБО, расположенном по адресу: Воронежская область, Павловский район, земли СХА «Русская Буйловка» Бабиков яр, твердые бытовые отходы».
В соответствии с п. 5.4 указанного Договора «при нарушении Заказчиком пунктов 1.3, 2.5, 3.3, подтвержденного актом, форма которого утверждена приказом № 199-П от 04.10.2012г., Исполнитель вправе вернуть Заказчику отходы, не соответствующие указанным в пунктах 1.3 и 2.5, и направить в органы Росприроднадзора сообщение о выявленном нарушении, а Заказчику официальное предупреждение. При трехкратном повторении Заказчиком подобных ситуаций, Исполнитель вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор с Заказчиком, предварительно уведомив его за 10 дней до предполагаемой даты  расторжения и уведомив органы Росприроднадзора о расторжении Договора».
В соответствии с п. 1.3 указанного Договора «исполнитель оказывает услуги по приему на размещение (захоронение) отходов IV класса опасности согласно приложению к лицензии от 15 июля 2010 года № ОП-12-001004 (36), копия которой является неотъемлемым приложением к настоящему Договору».
На основании пункта 2.5 Договора «ТБО, предъявляемые к приему на размещение (захоронение) Заказчиком должны быть сухими, не горящими или тлеющими, не содержать крупногабаритные предметы, промышленные отходы, опасные, радиоактивные отходы, токсичные, горючие, взрывоопасные, легковоспламеняющиеся вещества, тяжелые металлы, трупы павших животных, жидкости, иные примеси».
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что постоянно действующей Комиссией Павловского МУП ЖКХ, созданной на основании приказа Павловского МУП ЖКХ от 28.02.2012г. № 45-П, были составлены акты обследования отходов, доставленных для размещения (захоронения) на полигон ТБО от 13 марта 2013г. № 2П, от 20 марта 2013г. №№ 3П, 4П, от 27 марта 2013 г. № 6П. В указанных актах были зафиксированы факты наличия в отходах, доставленных ООО «Управдом 2.0» для размещения (захоронения) на полигоне, люминесцентных ртутьсодержащих ламп, относящихся к отходам 1 класса опасности и не подлежащих размещению (захоронению) на полигоне, находящемся в хозяйственном ведении Павловского МУП ЖКХ.
Довод ООО «Управдом 2.0» о том, что указанные выше акты были составлены без участия его законного представителя, отклоняется Комиссией Управления за несостоятельностью, так как в соответствии с п. 2.4 Договора «Заказчик (ООО «Управдом 2.0») обязан обеспечить своего представителя (водителя, экспедитора, иное лицо) талонами на тот объем, который предполагается к вывозу на полигон, и паспортом отходов. Факт предъявления талонов на полигоне подтверждает наделение представителя Заказчика полномочиями по передаче ТБО для размещения (захоронения) и представления интересов Заказчика в случае возникновения спорных ситуаций».
В соответствии с Инструкцией по приему бытовых отходов на полигоне ТБО (далее – Инструкция), утвержденной приказом Павловского МУП ЖКХ от 04.10.2012г. № 199-П и являющейся неотъемлемой частью Договора (п. 4.1.3 Договора), после составления актов об обнаружении ТБО, не соответствующих требованиям п.п. 1.3 и 2.5 Договора, указанные отходы возвращаются водителю, доставившему ТБО на полигон. В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что после составления Комиссией Павловского ЖКХ указанных актов, обнаруженные отходы 1 класса опасности - ртутьсодержащие лампы, были возвращены водителям ООО «Управдом 2.0», доставлявшим данные отходы.
Комиссией Управления в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что на основании актов от 13 марта 2013г. № 2П, от 20 марта 2013г. №№ 3П, 4П, от 27 марта 2013 г. № 6П обследования отходов, привезенных для размещения (захоронения) на полигон ТБО, в которых были зафиксированы факты наличия в отходах, доставленных ООО «Управдом 2.0» для размещения (захоронения) на полигон, отходов 1 класса опасности - ртутьсодержащих ламп, Павловское МУП ЖКХ направило в адрес ООО «Управдом 2.0» уведомление от 29.03.2013г. № 134 об одностороннем расторжении договора от 17.12.2013г. № 3 на оказание услуг по приему и захоронению ТБО (с протоколом разногласий от 24.12.2012г. № 2).
Однако, в нарушение пункта 5.4 Договора Павловское МУП ЖКХ, направив ООО «Управдом 2.0» уведомление о расторжении Договора в одностороннем порядке, не уведомило об этом органы Росприроднадзора, а также о выявленных нарушениях, зафиксированных в указанных выше актах, т. е. о наличии отходов 1 класса опасности в отходах, доставленных Заявителем на полигон для размещения (захоронения).
Таким образом, содержащаяся в уведомлении Павловского МУП ЖКХ угроза о расторжении договора от 17.12.2013г. № 3 на оказание услуг по приему и захоронению ТБО (с протоколом разногласий от 24.12.2012г. № 2) с ООО «Управдом 2.0» и прекращении оказания услуг по приему и захоронению твердых бытовых отходов является необоснованной.
Указанные действия Павловского МУП ЖКХ могут иметь своим результатом устранение конкуренции на данном товарном рынке, так как основные объемы ТБО с территории г. Павловска вывозятся Павловским МУП ЖКХ и ООО «Управдом 2.0», а в случае реализации указанной в уведомлении угрозы ООО «Управдом 2.0» лишается фактической возможности осуществления деятельности на рынке по сбору и вывозу ТБО в Павловском муниципальном районе Воронежской области, что безусловно приведет к устранению конкуренции на указанном рынке и усилению доминирующего положения Павловского МУП ЖКХ.
При таких обстоятельствах, с учетом доминирующего положения Павловского МУП ЖКХ на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО в Павловском муниципальном районе Воронежской области, его действия по необоснованной угрозе прекращения ООО «Управдом 2.0» оказания услуг по приему и захоронению твердых бытовых отходов являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением ч. 1 ст.10 Закона о защите конкуренции.
Указанные действия Павловского МУП ЖКХ могут иметь своим результатом устранение конкуренции на данном товарном рынке, так как основные объемы ТБО с территории г. Павловска вывозятся Павловским МУП ЖКХ и ООО «Управдом 2.0», а в случае реализации указанной в уведомлении угрозы ООО «Управдом 2.0» лишается фактической возможности.
Одновременно следует отметить, что потребителями услуг по сбору и вывозу ТБО ООО «Управдом 2.0», в числе иных, являются 15 управляющих компаний, обслуживающих многоквартирные дома общей площадью 155878 кв. м или 8165 человек – 1/3 населения г. Павловска Воронежской области.
Учитывая изложенное, действия Павловского МУП ЖКХ по необоснованной угрозе прекращения оказания ООО «Управдом 2.0» услуг по приему и захоронению ТБО могли привести не только к ущемлению интересов ООО «Управдом 2.0» в сфере его хозяйственной деятельности, но и к ущемлению интересов жителей, проживающих в указанных многоквартирных жилых домах, так как последние могли на определенное время лишиться возможности пользоваться услугами по сбору и вывозу ТБО, а также права на санитарно-эпидемиологическое благополучие в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела, до вынесения решения по настоящему делу, установлено, что 05.04.2011г. Ответчиком был направлен в адрес ООО «Управдом 2.0» отзыв уведомления о расторжении Договора (исх. № 143).
Учитывая указанный факт, Комиссия Управления приходит к выводу об устранении Павловским МУП ЖКХ нарушения антимонопольного законодательства, в частности, ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в добровольном порядке.
Данная информация также была подтверждена ООО «Управдом 2.0» и Павловским МУП ЖКХ при рассмотрении дела № 98-10К о нарушении антимонопольного законодательства.
Согласно п. 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
На основании изложенного, принимая во внимание тот факт, что Павловское МУП ЖКХ в добровольном порядке устранило нарушение антимонопольного законодательства и его последствия до принятия решения по существу, Комиссия Управления считает необходимым, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, производство по делу № 98-10К о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции, в случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства.
В соответствии со статьей 22 Закона защите конкуренции, одной из основных функций антимонопольного органа является предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
В целях предупреждения монополистической деятельности ООО «Благоустройство», Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия решила:
1. Признать факт наличия у Павловского МУП ЖКХ доминирующего положения на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО в Павловском муниципальном районе Воронежской области.
2. Признать факт наличия у Павловского МУП ЖКХ доминирующего положения на рынке услуг по захоронению (утилизации) ТБО в Павловском муниципальном районе Воронежской области.
3. Признать действия МУП ЖКХ по необоснованной угрозе прекращения оказания услуг по приему и захоронению твердых бытовых отходов (далее – ТБО) ООО «Управдом 2.0», которые могли привести к ущемлению интересов ООО «Управдом 2.0» в сфере его хозяйственной деятельности, а также к устранению конкуренции на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО в Павловском муниципальном районе Воронежской области, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».
4. Рассмотрение дела № 98-10К о нарушении антимонопольного законодательства прекратить в связи с добровольным устранением Павловским МУП ЖКХ нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
5. Выдать Павловскому МУП ЖКХ предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны