Решение №02-16/1539 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Мелисента» на действ... от 2 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Мелисента» на действия заказчика – Государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении электронного аукциона на поставку в 2019 году инвалидам технических средств реабилитации – слуховых аппаратов и индивидуальных ушных вкладышей (извещение №  0231100000219000005)
(дело № 036/06/33-157/2019)
27.03.2019 год                                                                                                           г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе: Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления - начальник отдела; Рощупкина Ю.В. – заместитель председателя Комиссии, начальник отдела; Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика - Государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации <…>, <…>, <…>),
заявителя  ООО «Мелисента» <…>,
рассмотрев жалобу ООО «Мелисента» на действия заказчика – Государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации  при проведении электронного аукциона на поставку в 2019 году инвалидам технических средств реабилитации – слуховых аппаратов и индивидуальных ушных вкладышей (извещение № 0231100000219000005) (далее - аукцион),
у с т а н о в и л а:
20.03.2019 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО «Мелисента» (далее — заявитель) на действия заказчика – Государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации  (далее - заказчик) при проведении аукциона.
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями заказчика, выразившимися в установлении в документации об аукционе  требований к товару: Слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности: максимальное усиление не менее 60 дБ; Слуховой аппарат цифровой заушный мощный: максимальное усиление не менее 67 и не более 75 дБ без обоснования необходимости установления данных требований, и влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Представители заказчика считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика соответствующими законодательству о закупках.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, руководствуясь ч.3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
29.01.2019 года заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта – 5411317, 59 руб. Торги проводятся на электронной торговой площадке - РТС-тендер.
05.03.2019 года  размещены в ЕИС изменения к извещению о проведении аукциона и документации об аукционе.
В силу ч. 2 ст.8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу ч. 2 ст.8 Закона № 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2  ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.      
Описание объекта закупки представлено в разделе 3 документации к аукционе.
В соответствии с Описанием объекта закупки к поставке требуется товар:
- Слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности, максимальное усиление не менее 60 дБ
- Слуховой аппарат цифровой заушный мощный,  максимальное усиление не менее 67 и не более 75 дБ.
Технические характеристики и качество поставляемых слуховых аппаратов должно соответствовать:
- ГОСТ Р 50444-92 «Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия»;
- ГОСТ Р 51024-2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний»;
- ГОСТ Р 51407-99 «Совместимость технических средств электромагнитная. Слуховые аппараты. Требования и методы испытаний».
В жалобе заявитель указывает, что в ГОСТ Р 50444-92, ГОСТ Р 51024-2012, ГОСТ Р 51407-99 отсутствует требование о том, что слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности должен обладать характеристикой - максимальное усиление не менее 60 дБ; слуховой аппарат цифровой заушный мощный характеристикой - максимальное усиление не менее 67 и не более 75 дБ. Таким образом, указанные требования установлены заказчиком не в соответствии  с законодательством Российской Федерации о стандартизации и при составлении описания объекта закупки не представлено обоснования необходимости использования данных требований, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ. На рынке слуховых аппаратов существуют идентичные слуховые аппараты, обладающие иными показателями характеристики «максимальное усиление», таким образом, заказчиком нарушены требования  ч. 2 ст. 8, пунктов 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, выразившиеся в необоснованном ограничении количества участников закупки.    
На рассмотрении жалобы представители заказчика пояснили, что установленные требования обусловлены потребностями заказчика. Перечисленными заявителем ГОСТами не установлено требований к показателю «максимальное усиление» слухового аппарата, таким образом, заказчик описал характеристики товара в полном соответствии с  требованиями ст. 33 Закона № 44-ФЗ, указав минимальные и максимальные значения показателей.
На рассмотрении жалобы представитель заявителя пояснений в отношении доводов жалобы не представил.
Ознакомившись с документацией об аукционе, принимая во внимание пояснение сторон, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу о необоснованности доводов жалобы по следующему основанию.
По смыслу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования показателей товара, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология.
ГОСТ Р 50444-92, ГОСТ Р 51024-2012, ГОСТ Р 51407-99 не установлено требований к показателю слухового аппарата: «максимальное усиление», таким образом, у заказчик вправе описать характеристики товара в соответствии с нормами ст. 33 Закона № 44-ФЗ, указав минимальные и максимальные значения показателей данной характеристики слухового аппарата без обоснования необходимости их использования.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заказчик самостоятельно устанавливает требования к товару с учетом собственных потребностей. При этом Закон № 44-ФЗ не содержит нормы, обязывающей заказчика устанавливать в документации об аукционе функциональные, технические и качественные характеристики предмета контракта, удовлетворяющие всех возможных участников закупки.
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.    
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России не находит оснований для признания нарушений в действиях заказчика, выразившихся в установлении требований к товару: Слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности: максимальное усиление не менее 60 дБ; Слуховой аппарат цифровой заушный мощный: максимальное усиление не менее 67 и не более 75 дБ.
На основании изложенного, принимая во внимание не представление заявителем доказательств в отношении доводов жалобы, руководствуясь  ч.8 ст. 106 Закона № 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России
р е ш и л а:
признать жалобу ООО «Мелисента» на действия заказчика – Государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации  при проведении электронного аукциона на поставку в 2019 году инвалидам технических средств реабилитации – слуховых аппаратов и индивидуальных ушных вкладышей (извещение № 0231100000219000005) необоснованной.    
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть объявлена: 27.03.2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 01.04.2019 года.
Председатель Комиссии                                                                       С.В. Михин
Члены комиссии                                                                                    Ю.В. Рощупкина
                                                                                                  Е.Л. Яковлева

Связанные организации

Связанные организации не указаны