Определение №СМ/2837/23 о назначении дела № 036/01/10-496/2023 о нарушении антимоноп... от 13 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о назначении дела № 036/01/10-496/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

12 апреля 2023г.                                                                            г. Воронеж

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 12.04.2023 № 37/23 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛ:

07.03.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) поступило заявление товарищества собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Сосновый бор» (вх. № 2075/23; далее – СНТ «Сосновый бор») по вопросам правомерности действий акционерного общества «Экотехнологии» (ОГРН: 1103668030950; ИНН: 3665079790; КПП: 366501001; дата регистрации: 30.09.2010; 394038, Воронежская область, город Воронеж, улица Дорожная, дом 38; далее – АО «Экотехнологии») по отказу от вывоза ТКО по договору № <...> на оказание услуг по обращению с ТКО от 18.07.2019 (Договор № 1), а также незаконному начислению платы за фактически неоказанные услуги по договору № <...> на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными и иными отходами (далее – ТКО) от 25.05.2021 (далее – Договор № 2).
Как установлено Управлением в ходе проведенной проверки, 18.07.2019 между СНТ «Сосновый бор» и АО «Экотехнологии» заключен Договор № 1.
Согласно пункту 1 Договора № 1, региональный оператор обязуется принимать ТКО в объёме и месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечить их сбор, транспортирование, обработку и последующую передачу отходов для размещения (захоронения) на объекте размещения ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определённой в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 2 Договора № 1, объем ТКО, места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО, а также тип контейнера определяются согласно Приложению № 1.
Согласно Приложению № 1 места накопления ТКО (площадки): с. Рыкань, СНТ «Сосновый бор», ул. Первомайская и ул. Полевая. Контейнер объёмом 2,5 м ³. Вывоз ТКО производится по заявкам.
Согласно пункту 12 Договора, стороны согласились производить учёт объёма и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505, способом, указанным в Приложении № 1 (расчётным путём исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО и используемых только потребителем, а в случае их отсутствия исходя из нормативов накопления ТКО.
По информации регионального оператора, в мае 2021 года комиссией, состоящей из представителя АО «Экотехнологии» и администрации Новоусманского района, было установлено, что на территории СНТ «Сосновый бор» отсутствует место накопления (контейнерная площадка), оборудованная в соответствии с СанПин 2.1.3684-21.
Однако документальных доказательств фиксирования данного факта в Управление не предоставлено.
Вместе с тем, указание на несоответствие контейнерной площадки требованиям СанПин 2.1.3684-21, является необоснованным, так как АО «Экотехнологии» не наделено полномочиями по установлению нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В период с 18.07.2019 по 15.06.2022 СНТ «Сосновый бор» не направляло АО «Экотехнологии» заявки на вывоз ТКО, что подтверждается обеими сторонами.
31.07.2021 АО «Экотехнологии» направило СНТ «Сосновый бор»:
- счет на оплату № р ЭТ000500758 по Договору № 2 за период с мая 2021 г. по декабрь 2021 г.;
- акт об оказании услуг № р ЭТ00051104 по Договору № 2 за период с мая 2021 г. по декабрь 2021 г.
23.08.2021, 16.09.2021, 16.10.2021, 25.10.2021, 07.12.2021, 17.02.2022, в связи с несогласием с указанными документами с целью устранения указанной ситуации и урегулирования конфликта, СНТ «Сосновый бор» направило АО «Экотехнологии» возражения (исх. № 2, 3, 6, 7, 9, 10), в которых указало, что требования об оплате задолженности за услуги по обращению с ТКО незаконны и необоснованны, так как в период с мая 2021 г. по декабрь 2021 г. СНТ не подавало заявок по вывозу ТКО, а региональный оператор фактически неоказывал соответствующие услуги.
Вместе с тем СНТ «Сосновый бор» считает Договор № 2 незаключенным, так как уже имеется действующий Договор № 1.
23.09.2021, 15.11.2021, 21.01.2022, 20.04.2022 АО «Экотехнологии» направило СНТ «Сосновый бор» претензии и письма (исх. № ЭТ20-9052, № 5252, №ЭТ21-0636, № ЭТ21-2294) в которых указало, что региональный оператор оказывал услуги по обращению с ТКО и просило оплатить задолженность.
14.06.2022, 15.06.2022, 24.06.2022 СНТ «Сосновый бор» направило АО «Экотехнологии» заявки (исх. 12, 14, 16) на вывоз ТКО по Договору № 1.
24.06.2022 АО «Экотехнологии» письмом (исх. № 3248) сообщило, что заявки на вывоз ТКО по Договору № 1 «не приняты по причине отсутствия с 01.05.2021 индивидуальных контейнеров для складирования отходов».
01.07.2022 СНТ «Сосновый бор» направило АО «Экотехнологии» письмо (исх. № 17) с просьбой направления представителя регионального оператора 04.07.2022 к 10 ч. 00 мин. Для составления акта о нарушении АО «Экотехнологии» обязательств по договору.
04.07.2022 АО «Экотехнологии» письмом (исх. № 3264) сообщило СНТ «Сосновый бор», что в Договор № 1 были внесены изменения и ему присвоен новый номер Договор № 2, а для составления акта не будет направлять представителя.
В этот же день СНТ «Сосновый бор» составлен и передан в адрес АО «Экотехнологии» акт о нарушении региональным оператором по обращению с ТКО АО «Экотехнологии» обязательств по вывозу ТКО.
Согласно части 1 статьи 24.6. ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее – Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 24.7 Закона об отходах, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Закона об отходах, собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно части 2 статьи 24.7 Закона об отходах, по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Таким образом, из указанной нормы Закона об отходах следует, что плата за услуги по обращению с ТКО начисляется региональным оператором потребителю только в случае фактического оказания этих услуг в объеме и в месте, которые определены в договоре, а, соответственно, обязанность по оплате указанных услуг возникает у потребителя при фактическом получении от регионального оператора услуг по обращению с ТКО.
Однако, как установлено Управлением в ходе проведения проверки, АО «Экотехнологии» фактически не оказывало услуг по обращению с ТКО территории СНТ «Сосновый бор».
Учитывая изложенное, у АО «Экотехнологии» не имелось законных оснований для начисления СНТ «Сосновый бор» платы за фактически неоказанные услуги.
Однако АО «Экотехнологии» были совершены действия по начислению СНТ «Сосновый бор» платы за фактически неоказанные услуги, что подтверждается счетом на оплату № р ЭТ000500758 по Договору № 2 за период с мая 2021 г. по декабрь 2021 г.
В результате совершения АО «Экотехнологии» указанных действий были ущемлены интересы неопределённого круга потребителей находящихся в пределах границ земельного участка СНТ «Сосновый бор», поскольку незаконное начисление платы за фактически неоказанные услуги по обращению с ТКО влечет для потребителей, в том числе членов СНТ«Сосновый бор», значительную необоснованную финансовую нагрузку и создание искусственной задолженности за услуги по обращению с ТКО.
При этом действующим законодательством в сфере обращения с ТКО не предусмотрено случаев, при наступлении которых региональный оператор вправе прекратить предоставление услуги по обращению с ТКО. Если договор на оказание услуг по обращению с ТКО не расторгнут и не признан судом недействительным, региональный оператор обязан продолжать оказывать соответствующую услугу потребителям.
Как установлено Управлением Договор № 1 не расторгнут и не признан судом недействительным.
В связи с этим, законных оснований для отказа АО «Экотехнологии» от вывоза ТКО с территории СНТ «Сосновый бор», не имелось.
Однако АО «Экотехнологии» были совершены действия по незаконному отказу от вывоза ТКО с территории СНТ «Сосновый бор».
В результате совершения АО «Экотехнологии» указанных действий были ущемлены интересы неопределённого круга потребителей находящихся в пределах границ земельного участка СНТ «Сосновый бор», поскольку неправомерное прекращение оказания услуги по обращению с ТКО нарушает право потребителей на своевременное и беспрепятственное получение услуги по обращению с ТКО.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
АО «Экотехнологии», согласно лицензионных условий, является региональным оператором по обращению с ТКО по Воронежскому межмуниципальному кластеру на территории городского округа город Воронеж, городского округа город Нововоронеж, Каширского, Нижнедевицкого, Новоусманского, Рамонского, Репьевского, Семилукского, Хохольского муниципальных районов Воронежской области, которому также приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 25.02.2019 № 8/18 «О внесении изменений в приказ УРТ от 18.12.2018 N 54/3 «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для открытого акционерного общества «Экотехнологии» на территории городского округа город Воронеж, городского округа город Нововоронеж, Каширского, Нижнедевицкого, Новоусманского, Рамонского, Репьевского, Семилукского, Хохольского муниципальных районов Воронежской области (зона деятельности - Воронежский межмуниципальный кластер), на 2019 год», установлен предельный единый тариф на услуги с 1 января 2019 года.
Кроме того, АО «Экотехнологии занимает доминирующее положение на рынке услуг по обращению с ТКО на территории Новоусманского муниципального района Воронежской области, что подтверждается аналитическим отчетом о состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению с ТКО от 31.03.2023.
Учитывая изложенное, действия АО «Экотехнологии» по незаконному начислению платы за фактически неоказанные услуги по обращению с ТКО, а также незаконному отказу СНТ «Сосновый бор» от оказания услуг по обращению с ТКО, что привело к ущемлению интересов неопределённого круга потребителей, содержат в себе признаки злоупотребления доминирующим положением и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 14 статьи 44 Закона о защите конкуренции,
О П Р Е Д Е Л И Л:

1. Назначить дело № № 036/01/10-496/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 15.05.2023 в 10 час. 00 мин. (мск.) по адресу: г. Воронеж, проспект Революции, 21, зал заседаний № 1.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 036/01/10-496/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве ответчика АО «Экотехнологии». Явка представителя АО «Экотехнологии» – ответчика по делу с надлежащей доверенностью на участие в деле обязательна.
3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 036/01/10-496/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заявителя СНТ «Сосновый бор». Явка представителя СНТ «Сосновый бор» – заявителя по делу с надлежащей доверенностью на участие в деле обязательна.
4. АО «Экотехнологии» в срок до 05.05.2023 предоставить следующие информацию и документы (заверенные надлежащим образом копии):
4.1. Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках АО «Экотехнологии» за 2021г. и 2022г.
4.2. Информацию о сумме выручки, полученной АО «Экотехнологии» за 2021г. и 2022г. от оказания услуг по обращению с ТКО.
4.3. Письменные объяснения по факту установленных в действиях АО «Экотехнологии» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
5. СНТ «Сосновый бор» в срок до 05.05.2023 предоставить информацию о том, каким образом ущемляются интересы потребителей находящихся в границах территории СНТ «Сосновый бор» в результате действий АО «Экотехнологии» по незаконному начислению платы за фактически неоказанные услуги по обращению с ТКО, а также незаконному отказу СНТ «Сосновый бор» от оказания услуг по обращению с ТКО.
Запрашиваемую информацию необходимо предоставить в соответствии с каждым отдельным пунктом и строго согласно цифровой последовательности настоящего определения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны