Решение №АЛ/2775/21 по результатам рассмотрения жалобы ООО «РИО» на действия за... от 21 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/07/3-1103/2021

по результатам рассмотрения жалобы ООО "РИО" на действия заказчика при проведении открытого запроса котировок в электронной форме

 

18.10.2021                                                                                                            г. Воронеж

 

Резолютивная часть решения объявлена 18.10.2021

Решение в полном объеме изготовлено 21.10.2021

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции») на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:

Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;

Колмаков Р.В.- член Комиссии, начальник отдела контроля органов власти;

Субботин С.Г. – член Комиссии, специалист-эксперт,

в присутствии:

представителя АО Концерн «Созвездие» <...>;

представителя АО «Объединённая приборостроительная корпорация» <...>;

представителей ООО «РИО» <...> и <...>,

в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

у с т а н о в и л а:

 

08.10.2021 Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Воронежское УФАС России) приняло к рассмотрению жалобу общества с ограниченной ответственностью «РИО» (далее – Заявитель)  на действия заказчика - акционерного общества "Концерн "Созвездие" (далее – Заказчик) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку фильтров для очистки воздуха и проведение демонтажных, монтажных и пусконаладочных работ (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок № 32110688941) (далее – Запрос котировок).

Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению. О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушения при организации и проведении торгов проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. К числу таких торгов относится запрос котировок, проводимый в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.

Как следует из доводов жалобы, Заказчиком, по мнению Заявителя,  неправомерно установлено требование о приёмке фильтров-поглотителей военным представительством Министерства обороны Российской Федерации (далее – ВП МО РФ). Заявитель считает, что производство фильтров-поглотителей ФП-300-1, приёмка которых осуществляется ВП МО РФ, производит только один производитель ОАО «ЭХМЗ им. Н.Д. Дзержинского», в связи с чем требование о приёмке является скрыты указание на конкретного производителя.  

Представитель Заказчика выразил несогласие с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в ходе заседания Комиссии, а также в письменном возражении, в удовлетворении требований, указанных в жалобе Заявителя просит отказать.

В результате рассмотрения настоящего дела и исследования всех имеющихся доказательств и материалов Комиссией установлено следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно ч. 2 ст. 2  Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.   

Заказчик  является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Закона о закупках. 

При осуществлении закупочной деятельности Заказчик  руководствуется Единым положением о закупке государственной корпорации «Ростех» (далее – Положение о закупке).

Положением о закупке предусмотрена возможность проведения Заказчиком открытого запроса котировок в электронной форме.

30.09.2021 Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) было размещено извещение о проведении  Запроса котировок.

Дата начала срока подачи заявок- 30.09.2021 (МСК)

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) - 08.10.2021 в 10:00 (МСК).

Дата подведения итогов - 14.10.2021 (МСК).

Предметом закупки является поставка фильтров для очистки воздуха и проведение демонтажных, монтажных и пусконаладочных работ.

Закупаемый товар: фильтр-поглотитель ФП-300-1 (формуляр ВП МО РФ).

Закупаемые фильтры-поглотители являются запасными частями для фильтровентиляционного оборудования защитного сооружения гражданской обороны заказчика, проектная (техническая) документация которого предусматривает установку фильтров-поглотителей ФП-300-1.

Количество товара: 24 шт.

В соответствии с приложением № 2 документации Запроса котировок, установлено следующее требование к безопасности и качеству: «В целях исключения риска поставки фильтров-поглотителей ненадлежащего качества и подтверждения их соответствия требованиям технических условий и безопасного использования, контроль качества и приемка фильтров-поглотителей должны быть осуществлены военным представительством Министерства обороны Российской Федерации (далее – ВП МО РФ)».

Согласно п. 10.3.6. Положения о закупке при проведении заказчиками II группы конкурентных закупок в извещении, документации о закупке при описании предмета закупки допускается указание товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименований мест происхождения продукции или наименований производителей без дополнения таких указаний словами «(или эквивалент)» в следующих случаях:

(1)          при закупке запасных частей и / или расходных материалов для оборудования, использующегося заказчиком и находящегося на гарантийном обслуживании, при условии, что использование именно таких запасных частей и / или расходных материалов предусмотрено условиями гарантии;

(2)          при закупке запасных частей и / или расходных материалов для оборудования, использующегося заказчиком, при условии, что использование именно таких запасных частей и / или расходных материалов предусмотрено конструкторской документацией, технической эксплуатационной документацией;

(3)          если закупаемые товары будут использоваться во взаимодействии с товарами, уже использующимися заказчиком, при условии, что в соответствии с конструкторской документацией, технической эксплуатационной документацией такие товары несовместимы с товарами, на которых используются иные товарные знаки, знаки обслуживания, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товара или с товарами, произведенными иными производителями;

(4)          в случаях стандартизации (унификации) закупаемой продукции в порядке, определенном правовыми актами Корпорации;

(5)          при закупке продукции, указанной в технической политике заказчика;

(6)          в случаях, когда закупка продукции с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименований мест происхождения товара или произведенной конкретными производителями предусмотрена договором с третьим лицом (приобретателем продукции заказчика) либо законодательством либо в случаях осуществления закупки по отбору лизингодателя, проводимой после проведения лизингополучателем, являющимся организацией Корпорации, закупки по отбору поставщика предмета лизинга;

(7)          в случаях, если конкретный товарный знак, знак обслуживания, патент, полезная модель, промышленный образец, наименование места происхождения товара или наименование производителя указаны в проектной документации, конструкторской документации (в том числе – путем указания технических условий) и их замена невозможна без внесения изменений в такую документацию;

(8)          при приобретении товара только для целей последующей продажи в рамках осуществления заказчиком торговой деятельности без переработки и / или использования (потребления) этого товара в производственной деятельности заказчика.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 28, 29 ГОСТ Р 42.0.02-2001 "Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий", средство коллективной защиты ГО – это сооружение, предназначенное для защиты группы людей от воздействия средств нападения противника, защитное сооружение ГО - специальное сооружение, предназначенное для защиты населения, личного состава сил гражданской обороны, а также техники и имущества гражданской обороны от воздействия средств нападения противника.

Согласно Федеральному закону от 19.07.1998 № 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", ГОСТ 31278-2004 "Межгосударственный стандарт. Сотрудничество государств - участников Содружества Независимых Государств военно- экономическое. Термины и определения" коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового применения относятся к продукции военного назначения.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с п. 2, п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

В соответствии с ГОСТ Р 22.3.10-2015 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства коллективной защиты. Устройства очистки и регенерации воздуха. Классификация. Общие требования к схемам размещения" от 12.08.2015 устройство очистки и регенерации воздуха – комплекс фильтровентиляционного оборудования, предназначенный для снабжения защитного сооружения (убежища) очищенным воздухом и создания в сооружении (убежище) избыточного давления (подпора).

Согласно п.3.1.12 указанного ГОСТ фильтр-поглотитель; ФП: Элемент устройства очистки воздуха, предназначенный для очистки воздуха от отравляющих веществ, бактериологических агентов, радиоактивных веществ и аварийно-химически опасных веществ посредством физических (фильтрация) и физико- химических(сорбция, катализ, хемосорбция) процессов, состоящий из противоаэрозольного фильтра и сорбирующего блока, размещенных в одном корпусе.

Таким образом, фильтр-поглотитель является одним из элементов комплекта фильтровентиляционного оборудования, предназначенного для снабжения защитного сооружения (убежища) очищенным воздухом и создания в сооружении (убежище) избыточного давления (подпора). Из указанных положений следует, что указанные фильтры используются как комплектующие элементы в составе фильтрвентиляционных комплектов, предназначенных для нужд гражданской обороны. Самостоятельное использование указанных фильтров вне систем фильтрвентиляционных комплектов защитных сооружений не предусмотрено.

В соответствии с Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 полномочия в области создания вышеуказанных средств защиты населения возложены на Министерство обороны Российской Федерации (пп. 81.4 п. 7).

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.1992 г N 959 "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена", фильтры поглотители относятся к продукции военного назначения. Техническая приемка каждой партии продукции подлежит обязательному контролю ОТК предприятия и ВП МО РФ, на основании которой выдается формуляр, в котором указываются основные характеристики, комплектность и гарантийные обязательства производителя.

Наименование продукции, подлежащей контролю ВП МО РФ, указано в Номенклатуре военной продукции, подлежащей контролю качества и приемке, утвержденной начальником управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации 27.12.2012.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" и постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.1992 N 959 "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена", боевые отравляющие вещества, средства защиты от них и нормативно - техническая документация на их производство и использование относятся к перечню продукции решение о применении которой принимает Министерство обороны Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 N 804 "О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации", фильтры поглотители должны проходить приемку ВП МО РФ и сопровождаться паспортом или формуляром с заключением ВП МО РФ о соответствии техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам и требованиям технической документации. Заключение ВП МО РФ в паспорте или формуляре подтверждает пригодность фильтров для использования по назначению (эксплуатации).

В свою очередь изложенное означает, что реализация фильтров поглотителей осуществляется потребителям любым хозяйствующим субъектом, после осуществления контроля о соответствии техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам и требованиям технической документации военным представительством Минобороны России.

Помимо вышеизложенного Комиссия отмечает, что Заявителем не представлено доказательств, что производство фильтров-поглотителей ФП-300-1, приёмка которых осуществляется ВП МО РФ, производит только один производитель ОАО «ЭХМЗ им. Н.Д. Дзержинского». Круг участников закупки не был ограничен только производителями указанных фильтров, поэтому у участников Запроса котировок имелась возможность приобрести указанную продукцию для последующей поставки Заказчику.

Учитывая изложенное, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о правомерности установления Заказчиком требования о наличии приёмки фильтров-поглотителей ФП-300-1 ВП МО РФ.

На основании изложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

р е ш и л а:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «РИО» на действия заказчика - акционерного общества "Концерн "Созвездие"  при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку фильтров для очистки воздуха и проведение демонтажных, монтажных и пусконаладочных работ (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок № 32110688941)  необоснованной.

 

Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                                               А.В. Логошин

Члены Комиссии                                                                                            Р.В. Колмаков

                                                                                                                        С.Г. Субботин

Связанные организации

Связанные организации не указаны