Решение №036/10/18.1-521/2023 по результатам рассмотрения жалобы ООО "Охранное предприятие... от 18 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/10/18.1-521/2023
по результатам рассмотрения жалобы ООО "Охранное предприятие "Управление системами безопасности" на действия заказчика – Центрально-Черноземный банк ПАО «Сбербанк» при проведении адресного запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства

18.04.2023                                                  г. Воронеж

Резолютивная часть решения объявлена 13.04.2023
Решение в полном объеме изготовлено 18.04.2023

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции») на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Колмаков Р.В. - член Комиссии, начальник отдела контроля органов власти;
Артамонов Д.В. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт,
при участии в рассмотрении жалобы:
представителей заявителя: <...> и <...>;
представителя заказчика: <...>,
рассмотрев с применением системы видео-конференц-связи жалобу ООО «Охранное предприятие «Управление системами безопасности» на действия ПАО «Сбербанк России» в лице филиала Центрально-Чернозёмный банк ПАО Сбербанк при проведении адресного запроса предложений на оказание услуг охраны (номер торгов ЗП-8100091503), в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО «Охранное предприятие «Управление системами безопасности» (далее - ООО «ОП «УСБ») на действия ПАО «Сбербанк России» в лице филиала Центрально-Чернозёмный банк ПАО Сбербанк при проведении адресного запроса предложений на оказание услуг охраны (номер торгов ЗП-8100091503) (далее — Закупка).
Существо жалобы, с которой обратился Заявитель, состоит в следующем. В ходе проведения закупки в форме адресного запроса предложений Заявитель в ходе заполнения форм на электронной торговой площадке допустил техническую ошибку, а именно: в столбце «Ставка, руб.» указал цифру <...> руб., предполагая, что это ставка цены охраны объекта за один час одним охранником. 13.03.2023 г. Заказчик по электронной почте прислал письмо-сообщение о технической ошибке. Письмом от 14.03.2023 Заявитель просил считать в графе «Ставка, руб.» значение равное <...> руб. Заказчик отказался от рассмотрения Заявки ООО «ОП «УСБ».
В соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В силу пункта 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки; обжалование осуществляется в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Заявитель является лицом, подавшим заявку на участие в торгах, следовательно, входит в круг субъектов, наделенных правом обжалования в антимонопольном органе действий Заказчика.
Таким образом, указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», и принята к рассмотрению по существу.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны уведомлены надлежащим образом. В заседании Комиссии, назначенном на 12 часов 15 минут 10.04.2023, однократно объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 13.04.2023.
В ходе заседания комиссии представители Заявителя поддержали доводы жалобы, пояснили, что ООО ОП «УСБ» не отказывалось от заключения контракта, в своем письме Заказчику от 29.03.2023 общество просило не заключать с ним контракт на сумму <...> руб.; при этом в ранее направленном письме от 14.03.2023 просило считать в графе «Ставка, руб.» значение равное <...> руб., как это было указано в прикрепленном файле ценового предложения.
Представитель Заказчика выразил несогласие с доводами жалобы, в письменных и устных возражениях указал, что в соответствии с пунктами 4.22 и 4.23 Регламента Универсальной торговой платформы «Сбербанк-АСТ», а также аналогичными положениями пункта 3.2.3 Закупочной документации участник, подавший заявку на участие в процедуре закупки, вправе изменить или отозвать единую заявку на участие, либо по отдельному лоту в процедурах среди субъектов малого и среднего предпринимательства, не позднее даты и времени окончания срока подачи заявок; изменение заявки допускается только путем отзыва ранее поданной заявки и подачи новой заявки. С учетом установленных сроков и порядка Заявитель не имел возможности внесения изменений в свою заявку. В соответствии с пунктом 4.2.9 раздела 4 Закупочной документации сведения, содержащиеся в документах и файлах, входящих в состав подаваемой Участником закупки заявки, и аналогичные сведения, формируемые Участником с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом электронной торговой площадки (ЭТП), должны совпадать, а в случае несовпадения приоритетными являются сведения, сформированные с помощью функционала программно-аппаратного комплекса ЭТП. Письмом от 29.03.2023 № 00379 Заявитель фактически отозвал ранее поданную заявку. Также указано, что Комиссия в нарушение ч. 13 ст. 3 Закона о защите конкуренции выходит за пределы доводов жалобы.
В результате рассмотрения настоящего дела и исследования всех имеющихся доказательств и материалов Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Целями названного Закона № 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Заказчик является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Закона о закупках.
При осуществлении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупках ПАО «Сбербанк» (утверждено Решением Наблюдательного совета ПАО Сбербанк Протокол № 14 от 04.06.2020) (далее – Положение о закупке).
Положением о закупке предусмотрена возможность проведения Заказчиком адресного запроса предложений в электронной форме.
Способ рассматриваемой закупки - адресный запрос предложений, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства в электронной форме (далее - Закупка).
В соответствии с Информационной картой Закупки, проводимой посредством функционала электронной торговой площадки АО «Сбербанк-АСТ» (http://utp.sberbank-ast.ru), срок подачи заявок с 22.02.2023 до 18 часов 00 минут 03.03.2023; окончание рассмотрения заявок и подведение итогов: 31.03.2023.
В силу пунктов 4.22 и 4.23 Регламента ЭТП АО «Сбербанк-АСТ», торговой секции «Закупки ПАО Сбербанк», участник, подавший заявку на участие в процедуре закупки, вправе изменить или отозвать единую заявку на участие, либо по отдельному лоту в процедурах среди СМСП, не позднее даты и времени окончания срока подачи заявок. Изменение заявки допускается только путем отзыва ранее поданной заявки и подачи новой заявки.
Согласно пункту 3.2.3 Закупочной документации участник закупки имеет право изменять, дополнять или отзывать свою Заявку до истечения срока подачи Заявки, если иное не предусмотрено Извещением, Документацией.
Согласно материалам дела на участие в Закупке было подано 2 заявки которые были признаны соответствующими требованиям закупочной документации и допущены к участию.
13.03.2023 г., то есть после окончания срока подачи Заявок (срок истек в 18 часов 00 минут 03.03.2023) контактное лицо ПАО «Сбербанк» по данной Закупке <...> направила в адрес ООО «ОП «УСБ» электронное письмо, в котором указала на выявленное в Заявке ООО «ОП «УСБ», заполненной на ЭТП, несоответствие в части Цены лота, в связи с указанием цены лота: <...> рублей; просила прислать информационное письмо о технической ошибке при подаче ценового предложения и информацией не рассматривать участие ООО «ОП «УСБ», либо уточнить возможность оказывать услуги охраны с общей суммой по договору, равной <...> рублей.
Информационным письмом от 14.03.2023 № 00291 в адрес контактного лица Заказчика <...> ООО «ОП «УСБ» указало, что просит считать в графе «Ставка, руб.» значение равное <...> руб., либо провести заново адресный запрос предложения, ввиду отсутствия в конкурсной документации разъяснений порядка заполнения таблицы и отсутствия понятия, что включает в себя «Ставка, руб.», если по тексту конкурсной документации используется понятие «Тариф».
В информационном письме ООО «ОП «УСБ» от 29.03.2023 г. № 00379 в адрес контактного лица Заказчика <...> Заявитель указал, что в ходе заполнения Заявки на площадке АО «Сбербанк-АСТ» произошла техническая ошибка в столбце «Ставка, руб.» указано <...>; просит не заключать контракт с ООО «ОП «УСБ» на сумму <...> рублей.
Согласно пункту 2.4 протокола № 12 параграф 13 заседания конкурсной комиссии от 30.03.2023 г. о подведении итогов адресного запроса предложений в электронной форме № ЦЧБ 2023-013(ЗПА) по закупочной процедуре ЗП-8100091503 (Оказание услуг охраны) по результатам рассмотрения заявок на соответствие требованиям, установленным в закупочной документации с учетом проведенной оценки заявок, участникам присвоены следующие порядковые номера: Заявителю (номер заявки 2268) – 1, иному участнику (номер заявки 8353) – 2.
Подведение итогов проведения адресного запроса предложений изложено в пункте 3.1 протокола № 12 параграф 13 заседания конкурсной комиссии от 30.03.2023 г., из которого следует, что на основании п. 18.14 Положения о закупках ПАО Сбербанк Конкурсная комиссия Центрально-Черноземного банка приняла решение заключить договор с Участником с номером заявки – 8353, занявшим 2-ое место.
Пунктом 18.14 Положения о закупках предусмотрено, что в случае отказа Победителя заключить договор, в том числе уклонения от заключения договора, Банк имеет право заключить договор с Участником, занявшим второе (последующее) место.
В силу пункта 8.14 Положения о закупке и пункта 7.10. Закупочной документации под уклонением (отказом) от заключения договора понимаются следующие действия/бездействие Победителя Закупочной процедуры:
- непредставление в Банк подписанного Победителем Закупки договора в установленный срок и порядке;
- отказ Победителя Закупки заключить договор на условиях проекта договора, размещенного в Разделе «Проект договора»;
- представление Победителем Закупки в Банк требования/предложения о внесении изменений в условия проекта договора, размещенного в Разделе «Проект договора», либо измененного проекта договора, размещенного в Разделе «Проект договора»;
- непредставление в установленный срок надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных Извещением, Документацией и/или необходимых для заключения договора (если установлено);
- непредставление обеспечения исполнения договора (если соответствующее требование установлено в п. «Обеспечение заявки и исполнения договора» Раздела «Информационная карта закупки»);
- иные действия или бездействие Победителя Закупки, свидетельствующие о том, что договор не будет подписан с его стороны.
Положением о закупке (пункты 18.6.2.-18.6.3) предусмотрен следующий порядок заключения договора по итогам закупки:
18.6.2.1. Банк осуществляет подготовку договора в электронном виде, размещает его в программно-аппаратных средствах электронного документооборота и подписывает его электронной подписью.
18.6.2.2. Победитель Закупочной процедуры в течение срока, указанного в Документации, подписывает его со своей стороны электронной подписью.
18.6.3. Заключение договора по итогам конкурентной Закупочной процедуры осуществляется в сроки и в порядке, указанные в Извещении и/или Документации, но не ранее 10 (десяти) и не позднее 20 (двадцати) дней со дня подведения итогов Закупочной процедуры, а в случае размещения информации о Закупке в ЕИС – со дня размещения протокола подведения итогов конкурентной Закупочной процедуры в ЕИС.
Согласно пункту 7.5 Закупочной документации при заключении Договора в электронной форме:
- Банк осуществляет подготовку Договора в электронном виде, размещает его в программно-аппаратных средствах электронного документооборота и подписывает его усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица Банка;
- Победитель Закупочной процедуры в течение срока, указанного в п. «Срок заключения Договора» Раздела «Информационная карта закупки», подписывает его со своей стороны усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица Победителя Закупки.
В соответствии с пунктом 21 Информационной карты (Раздел 1 Закупочной документации) договор по результатам закупки заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения на сайте ЭТП итогового протокола, составленного по результатам закупки. Победитель закупки или иной участник, с которым принято решение о заключении договора, обязан подписать, полученный от Банка договор, в течение 3 (трех) рабочих дней с даты его получения.
Согласно позиции Заказчика об уклонении Заявителя от заключения договора по итогам Закупки свидетельствует письмо ООО «ОП «УСБ» от 29.03.2023 г. № 00379 в адрес специалиста АО «Сбербанк-АСТ» <...>, согласно которому: «В ходе заполнения Заявки на площадке АО «Сбербанк-АСТ» произошла техническая ошибка в столбце «Ставка, руб.» указано <...>. Просим не заключать контракт с ООО «ОП «УСБ» на сумму <...> рублей».
Однако из текста данного письма буквально следует просьба не заключать контракт именно на сумму <...> рублей, так как это цифровое значение является следствием технической ошибки, допущенной в ходе заполнения заявки.
Кроме того, на дату составления письма от 29.03.2023 № 00379 ООО «ОП «УСБ» не имело статуса Победителя закупки, также не наступил предусмотренный вышеуказанными нормами закупочной документации срок заключения договора (не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения на сайте ЭТП итогового протокола), и не были исполнены Заказчиком со своей стороны обязанности по направлению Победителю подписанного Договора.
Доводы возражений Заказчика о том, что письмом от 29.03.2023 № 00379 Заявитель фактически отозвал ранее поданную заявку, являются несостоятельными, так как в силу пунктов 4.22 и 4.23 Регламента ЭТП АО «Сбербанк-АСТ», торговой секции «Закупки ПАО Сбербанк», а также пункту 3.2.3 Закупочной документации участник закупки имеет право изменять, дополнять или отзывать свою Заявку до истечения срока подачи Заявки, который по настоящей Закупке истек в 18 часов 00 минут 03.03.2023 г.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно ч. 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Вопреки доводам возражений Заказчика Комиссия не выходит за предмет обжалования, так как сущность жалобы сводится к несогласию Заявителя с проведенной Заказчиком процедурой подведения итогов Закупки, при этом Заявителем ставится вопрос о признании Протокола № 12 параграф 13 недействительным. Следовательно, вышеизложенная проверка соблюдения процедуры подведения итогов и выводы Комиссии о нарушении данной процедуры находятся в пределах компетенции антимонопольного органа.
Признание в Протоколе № 12 параграф 13 от 30.03.2023 ООО «ОП «УСБ» уклонившимся (отказавшимся) от заключения Договора на основании переписки, предшествовавшей моменту определения Победителя, являлось преждевременным и необоснованным.
Следовательно, доводы жалобы заявителя, в части нарушения Заказчиком процедуры подведения итогов Закупки, являются обоснованными. Комиссией установлено нарушение Заказчиком процедуры проведения торгов, в связи с тем, что действия ООО «ОП «УСБ» необоснованно квалифицированы закупочной комиссией в качестве отказа (уклонения) Победителя от заключения Договора, что было изложено в пункте 3.1 Протокола № 12 параграф 13 и повлекло принятие незаконного решения о заключении на основании п. 18.14 Положения о закупках договора с участником, занявшим 2 место.
Таким образом, в нарушение норм п. 2 ч. 1 ст. 3, части 6 ст. 3 Закона о закупках, и п. 18.14 Положения о закупке, конкурсная комиссия приняла незаконное решение о заключении договора с Участником, занявшим 2-ое место.
На основании вышеизложенного, рассмотрев доводы жалобы в пределах предоставленных полномочий, выявив нарушение порядка проведения закупки, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, частью 1 статьи 23 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:
1.
Признать жалобу ООО «Охранное предприятие «Управление системами безопасности» на действия ПАО «Сбербанк России» в лице филиала Центрально-Чернозёмный банк ПАО Сбербанк при проведении адресного запроса предложений на оказание услуг охраны (номер торгов ЗП-8100091503), обоснованной.
2. Признать ПАО «Сбербанк России» в лице филиала Центрально-Чернозёмный банк ПАО Сбербанк нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, и п. 18.14 Положения о закупке.
3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии                               С.В. Михин

Члены Комиссии                                           Р.В. Колмаков
                                                                     Д.В. Артамонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны