Определение №СМ/8084/23 о назначении дела №036/01/10-1547/2023 о нарушении антимоноп... от 17 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о назначении дела №036/01/10-1547/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

11 октября 2023 года                                                                                 г. Воронеж
 
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 25.08.2022 №142/22 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛ:

04.07.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) поступило обращение ООО «Новый Век» (вх. № 6084/23; далее – Обращение) по вопросу правомерности ограничения ООО «Теплодом» в период с 26.06.2023г. по 13.07.2023г. поставки коммунального ресурса «горячее водоснабжение» для многоквартирных жилых домов 4б корпус 1, 4б корпус 2, 4б корпус 3, 4 б корпус 4 по ул. Ростовская и многоквартирных жилых домов 3а и 3б по ул. Полевая, с. Новая Усмань, Новоусманского района, Воронежской области (далее – МКД). Как следует из Обращения и документов, предоставленных ООО «Новый Век» и ООО «Теплодом», ООО «Новый Век» является управляющей компанией (далее – УК) в МКД.
ООО «Теплодом», согласно приказу Департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области № 69/142 от 18.11.2022г., Обществу установлен тариф на горячую воду (горячее водоснабжение). 
Согласно информации, предоставленной ООО «Теплодом» в Управление, у части собственников жилых помещений МКД перед Обществом образовалась задолженность по оплате потребленных коммунальных услуг – теплоснабжение и горячее водоснабжение: 
- в размере, не превышающем 100 000 рублей у 19 собственников жилых помещений, расположенных по адресу: Воронежская область, Новоусманский муниципальный район, с. Новая Усмань, ул. Ростовская, д. 4б/2, у 17 собственников жилых помещений, расположенных по адресу: Воронежская область, Новоусманский муниципальный район, с. Новая Усмань, ул. Ростовская, д. 4б/3, у 12 собственников жилых помещений, расположенных по адресу: Воронежская область, Новоусманский муниципальный район, с. Новая Усмань, д. 4б/4, у 13 собственников жилых помещений, расположенных по адресу: Воронежская область, Новоусманский муниципальный район, с. Новая Усмань, ул. Ростовская, д. 4б/1, у 34 собственников жилых помещений, расположенных по адресу: Воронежская область, Новоусманский муниципальный район, с. Новая Усмань, ул. Полевая, д. 36 А и у 20 собственников жилых помещений, расположенных по адресу: Воронежская область, Новоусманский муниципальный район, с. Новая Усмань, ул. Полевая, д. 36Б на общую сумму <...>;
 - в размере от 100 000 рублей до 200 000 рублей у 3 собственников жилых помещений, расположенных по адресу: Воронежская область, Новоусманский муниципальный район, с. Новая Усмань, ул. Ростовская, д. 4б/2, у 5 собственников жилых помещений, расположенных по адресу: Воронежская область, Новоусманский муниципальный район, с. Новая Усмань, ул. Ростовская, д. 4б/3, у 2 собственников жилых помещений, расположенных по адресу: Воронежская область, Новоусманский муниципальный район, с. Новая Усмань, ул. Ростовская, д. 4б/1, у 4 собственников жилых помещений, расположенных по адресу: Воронежская область, Новоусманский муниципальный район, с. Новая Усмань, ул. Полевая, д. 36 А, у 3 собственников жилых помещений расположенных по адресу: Воронежская область, Новоусманский муниципальный район, с. Новая Усмань, ул. Ростовская, д. 4б/3 на общую сумму <...>; 
- на сумму <...> у 1 собственника жилого помещения, расположенного по адресу: Воронежская область, Новоусманский муниципальный район, с. Новая Усмань, ул. Ростовская, д. 4б/3. 
Таким образом, по предоставленным ООО «Теплодом» сведениям, общая сумма задолженности у 133 собственников жилых помещений в МКД по оплате коммунальных услуг – теплоснабжение и горячее водоснабжение составила <...>. 
В связи с образовавшейся задолженностью в период с 07.03.2023г. по 10.03.2023г. ООО «Теплодом» были направлены письменные уведомления о намерении ввести режим ограничения оказания коммунальной услуги горячего водоснабжения собственникам жилых помещений в МКД, имеющим задолженность по оплате коммунальных услуг – теплоснабжение и горячее водоснабжение. 
В подтверждении указанного факта, ООО «Теплодом» предоставило в Управление 45 чеков об оплате почтовых отправлений. 
28.03.2023г. ООО «Теплодом» направило в УК уведомление (исх. № 28-03-4) о намерении ввести режим ограничения или приостановления оказания коммунальной услуги - горячее водоснабжение. 
В этот же день УК направило ООО «Теплодом» письмо (исх. № 36) с просьбой пояснить причину приостановки горячего водоснабжения в МКД. 
13.07.2023г. ООО «Теплодом» направило УК ответ (исх. б/н), в котором указало о наличии задолженности у собственников МКД  за потребление тепловой энергии и горячего водоснабжения в размере 3 649 000 рублей 00 копеек, в связи с чем, ООО «Теплодом» с 26.06.2023г.  вынуждено ограничить подачу  горячего водоснабжения  до производства подачи горячей воды с 08 час. 00 мин. до 10 час. 00 мин. и с 18 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. ежедневно. 
Таким образом,  ООО «Теплодом» в своем письме (исх. № 26.07.-1 от 26.07.2023г.), направленном в Управление, подтвердило факт введения ООО «Теплодом»  ограничения  предоставления коммунальной услуги – горячее водоснабжение с 26.06.2023г. по 13.07.2023г. собственникам МКД в связи с наличием у части собственников МКД задолженности по оплате  коммунальных услуг – теплоснабжение и горячее водоснабжение и сообщило о возобновлении подачи горячего водоснабжения собственникам жилых помещений МКД в полном объеме с 14.07.2023г. 
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190 «О теплоснабжении» (далее – ФЗ «О теплоснабжении») в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. 
Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя. 
Частью 2 цитируемой статьи установлено, что до введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа. 
При задержке платежей сверх установленного предупреждением срока теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя за сутки до введения указанного ограничения. 
Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры. 
Также частью 4 статьи 22 ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям. 
В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ № 416) организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более. 
Частью 5 статьи 21 ФЗ № 416 установлено, что в случаях, предусмотренных пунктом 5 части 1, пунктами 2 - 4, 8 и 9 части 3 настоящей статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в отношении конкретного абонента, действия (бездействие) которого являются причиной такого прекращения или ограничения. 
Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила) условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме являются, в том числе предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1. 
Также подпунктом «г» пункта 3 Правил установлено, что предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг. 
Пунктом 8 Правил установлено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. 
При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил. 
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. 
Согласно подпункту «а» пункта 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. 
При этом в силу статьи 121 Правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 настоящих Правил. 
В соответствии с подпунктом «б» пункта 122 Правил действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. 
С учетом изложенного, исходя из правового смысла Правил, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, своевременно оплачивающие потребленные ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с теплоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам ресурсов в необходимых для них объемах. 
Следовательно, ООО «Теплодом» незаконно в период с 26.06.2023г. по 13.07.2023г. ограничило предоставление коммунальной услуги – горячее водоснабжение для потребителей, собственников жилых помещений в МКД, своевременно исполняющих свои обязательства по оплате указанной коммунальной услуги, что привело к ущемлению их интересов. 
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. 
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов. 
Управлением проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг поставки тепловой энергии на территории с. Новая Усмань, Новоусманского района Воронежской области (в пределах зоны обслуживания), по результатам которого у ООО «Теплодом» было установлено доминирующее положение на указанном рынке, что подтверждается соответствующим аналитическим отчетом от 03.10.2023г. 
Таким образом, ООО «Теплодом» как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством, в том числе частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 
Учитывая вышеизложенное, действия ООО «Теплодом» по незаконному введению в период с 26.06.2023г. по 13.07.2023г. ограничения предоставления коммунальной услуги – горячее водоснабжение для потребителей, собственников жилых помещений в МКД, своевременно исполняющих свои обязательства по оплате указанной коммунальной услуги,  привели к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей и имеют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 14 статьи 44 Закона о защите конкуренции, 

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. Назначить дело № 036/01/10-1547/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на ноября 2023 года в 10 час. 00 мин. (мск.) по адресу: г. Воронеж, проспект Революции, 21, зал №1.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 036/01/10-1547/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве ответчика ООО «Теплодом». Явка представителя ООО «Теплодом» – ответчика по делу с надлежащей доверенностью на участие в деле обязательна.
3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 036/01/10-1547/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заявителя ООО «Новый Век». Явка представителя ООО «Новый Век»– заявителя по делу с надлежащей доверенностью на участие в деле обязательна.
4. ООО «Теплодом» в срок до ноября 2023 года предоставить следующие информацию и документы (заверенные надлежащим образом копии):
4.1. Бухгалтерский баланс и отчёт о прибылях и убытках ООО «Теплодом» за 2022.
4.2. Информацию о сумме выручки ООО «Теплодом», полученной в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 от оказания услуг по коммунальных услуг – теплоснабжение и горячее водоснабжение. 
4.3. Информацию об общем количестве потребителей проживающих в МКД, которым ООО «Теплодом» оказывает коммунальные услуги по горячему водоснабжению, указав из общего количества потребителей, сведения о количестве добросовестных потребителей не имеющих задолженности перед ООО «Теплодом» по оплате за горячее водоснабжение по состоянию на 26.06.2023 г. (сведения предоставить отдельно по каждому МКД). 
4.4. Типовой договор теплоснабжения в виде горячей воды, заключенный ООО «Теплодом» с потребителями, проживающими в МКД. 
4.5. Сведения о соблюдении ООО «Теплодом» положений Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 642 (далее – Правил) в части, касающейся прекращения (временного прекращения) или ограничения горячего водоснабжения, в том числе уведомления абонентов, организации, осуществляющей транспортировку горячей воды и органов местного самоуправления, предусмотренных п.п. «б» п 89 Правил, акты, предусмотренные п 91 Правил (с приложением копий соответствующих документов и сведений, подтверждающих соблюдение установленного порядка их составления и направления). 
4.6. Сведения о мерах, принятых ООО «Теплодом», направленных на соблюдение положений п. 119, п 121 «Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. 
4.7. Документы, подтверждающие периоды прекращения оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению с указанием дат и времени введения соответствующего ограничения, дат и времени возобновления оказания данных услуг.
4.8. Схему тепловых сетей, посредством которых ООО «Теплодом» оказывает коммунальные услуги по горячему водоснабжению. 
4.9. Всю имеющуюся переписку между ООО «Теплодом» и ООО «Новый век» в части, касающейся поставки горячего водоснабжения для нужд МКД.
4.10. Письменные объяснения по факту установленных в действиях ООО «Теплодом» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Запрашиваемую информацию необходимо предоставить в соответствии с каждым отдельным пунктом и строго согласно цифровой последовательности настоящего определения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны