Постановление №036/04/14.31-186/2021 по делу в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» по ча... от 9 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу № 036/04/14.31-186/2021 об административном правонарушении
09.08.2021 г.                                                                                                  г. Воронеж
Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) Михин С.В., рассмотрев материалы дела № 036/04/14.31-186/2021 об административном правонарушении, возбужденного 12.11.2020г. в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Воронеж» (394006, г. Воронеж, пер. Красноармейский, д. 12А; ОГРН: 1023601568110; ИНН: 3650004897; КПП: 366401001; дата регистрации: 02.11.1999г.; далее – ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж») на основании решения Комиссии Управления от 18.06.2021г. по делу № 036/01/10-1282/2020 о нарушении антимонопольного законодательства по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» <…>,

У С Т А Н О В И Л:
18.06.2021г. Управлением по результатам рассмотрения дела № 036/01/10-1282/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было принято решение, пунктом 2 которого действия ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» по нарушению установленного Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее – Правила № 549) порядка приостановления исполнения обязательств по поставке газа, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
В связи с принятием Комиссией Управления указанного решения, которым установлен факт нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» антимонопольного законодательства, 30.07.2021 года лицом, уполномоченным возбуждать дела об административных правонарушениях, в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» был составлен протокол № 036/04/14.31-186/2021 об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт совершения данным хозяйствующим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Рассмотрение дела № 036/04/14.31-186/2021 об административном правонарушении было назначено на 09.08.2021г.
09.08.2021г. на рассмотрении настоящего дела присутствовал ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» <…>, которому в порядке пункта 5 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ разъяснены его права и обязанности.
Изучив материалы дела № 036/04/14.31-186/2021 об административном правонарушении установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
На основании указанной нормы Управлением, при рассмотрении дела № 036/01/10-1282/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по розничной реализации природного газа населению Воронежской области, по результатам которого у ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» было установлено доминирующее положение на указанном рынке, что подтверждается обзором от 05.04.2021г. (имеется в материалах дела).
Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение обязано соблюдать запреты установленные антимонопольным законодательством, в том числе частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Отношения, связанные с прекращением поставки газа физическим лицам регулируются законодательством в сфере газоснабжения, в том числе Правилами № 549.
Согласно подпункту «а» пункта 22 Правил № 549 поставщик газа обязан обеспечивать круглосуточную подачу абоненту газа надлежащего качества в необходимом количестве.
Пунктом 11 Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»; далее - Правила № 354) установлено, что допустимая продолжительность перерыва газоснабжения - не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца.
В соответствии с подпунктом «е» с пункта 45 Правил № 549 поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случае отсутствия у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного со специализированной организацией.
Пунктом 46 Правил № 549 установлено, что до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.
Таким образом, из правового смысла указанных норм следует, что поставщик газа вправе осуществлять прекращение поставки газа строго по основаниям, предусмотренным в пункте 45 Правил № 549, при наличии направленного абоненту уведомления заказным с уведомлением письмом, при этом допустимая продолжительность перерыва газоснабжения не должна превышать 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца.
Несоблюдение поставщиком газа требований Правил № 549 влечет существенное нарушение прав абонентов на полное и бесперебойное получение коммунальной услуги – газоснабжение.
Как следует из материалов дела № 036/01/10-1282/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» в нарушение положений пункта 46 Правил № 549 и пункта 11 приложения № 1 к Правилам № 354, Общество полностью прекратило в период с 19.08.2019г. по 22.08.20219г. поставку газа всем жителям МКД без их предварительного уведомления.
В связи с этим, указанные действия по прекращению в период с 19.08.2019г. по 22.08.20219г. поставки газа всем жителям МКД, в том числе имеющим договоры на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования привели к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, поскольку ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» не направило абонентам, предусмотренного пунктом 46 Правил № 549 уведомления о дате и времени введения полного ограничения поставки газа в МКД, а также о причинах такого ограничения.
При указанных обстоятельствах, у ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» отсутствовали законные основания для введения прекращения поставки газа в отношении жильцов МКД с нарушением установленного Правилами № 549 порядка прекращения газоснабжения потребителей.
При этом как было установлено в ходе рассмотрения дела № 036/01/10-1282/2020 о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» не направляло кому-либо из жителей многоквартирного жилого дома № 31А, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Переверткина (далее-МКД) уведомлений о прекращении поставки газа, что является обязательным в соответствии с пунктом 46 Правил № 549.
Таким образом, при рассмотрении дела № 036/01/10-1282/2020 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией Управления был установлен факт нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» установленного Правилами № 549 порядка приостановления исполнения обязательств по поставке газа.
При указанных обстоятельствах, действия ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» по нарушению установленного Правилами № 549 порядка приостановления исполнения обязательств по поставке газа, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Оценка всех в совокупности обстоятельств и доказательств по делу позволяет сделать вывод о том, что действия ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж», признанные злоупотреблением доминирующим положением и недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, по нарушению установленного Правилами № 549 порядка приостановления исполнения обязательств по поставке газа, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, содержат в себе признаки события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что у ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» имелась фактическая возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства (части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции), в частности не допускать действий по нарушению установленного Правилами № 549 порядка приостановления исполнения обязательств по поставке газа неопределенному кругу потребителей.
Однако ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных требований антимонопольного законодательства.
С учетом указанных обстоятельств, вина ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» в результате совершения им действий, признанных злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, по нарушению установленного Правилами № 549 порядка приостановления исполнения обязательств по поставке газа, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей настоящего дела находит свое подтверждение.
Административное правонарушение, совершенное ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» имеет высокую степень общественной опасности, что фактически выражается в нарушении прав неопределенного круга потребителей на полное бесперебойное получение коммунальной услуги - газоснабжение.
Кроме того, высокая общественная опасность совершенного ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» административного правонарушения выражается в пренебрежительном отношении данного лица к требованиям Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах отсутствуют законные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» от административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 4 цитируемой статьи установлено, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в силу статей 4.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ необходимо учитывать характер совершенного правонарушения, оценить его последствия, причины и условия совершения правонарушения, обстоятельства, являющиеся основанием для смягчения или освобождения от ответственности.
В ходе рассмотрения настоящего дела каких-либо обстоятельств смягчающих, отягчающих или исключающих административную ответственность ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9 и статьей 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:
1.
Признать общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Воронеж» (394006, г. Воронеж, пер. Красноармейский, д. 12А; ОГРН: 1023601568110; ИНН: 3650004897; КПП: 366401001; дата регистрации: 02.11.1999г.) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей (триста тысяч рублей) 00 копеек.
2. Направить обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Воронеж» (394006, г. Воронеж, пер. Красноармейский, д. 12А; ОГРН: 1023601568110; ИНН: 3650004897; КПП: 366401001; дата регистрации: 02.11.1999г.) настоящее постановление для исполнения.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ и в соответствии со статьями 30.1-30.3 КоАП РФ может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Примечание: Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в силу.
В указанный срок Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области подлежит уведомлению об исполнении постановления.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Реквизиты для оплаты штрафа:

Получатель: УФК по Воронежской области (Воронежское УФАС России)
ИНН: 3664022568
КПП: 366601001
Расчетный счет: 03100643000000013100
Корреспондентский счет (ЕКС): 40102810945370000023
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖ БАНКА РОССИИ//УФК по Воронежской области г. Воронеж
БИК ТОФК: 012007084
Код бюджетной классификации: 161 1 16 01091 01 0016 140
ОКТМО: 20701000
УИН 16100500000001070551
Назначение платежа – административный штраф по делу № 036/04/9.21-186/2021

Связанные организации

Связанные организации не указаны