Решение №ДЧ/9214/23 о признании ненадлежащей рекламы от 28 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/05/24-1538/2023

«28» ноября 2023 г.                                                                            г. Воронеж

Резолютивная часть решения оглашена «28» ноября 2023 года
В полном объеме решение изготовлено «28» ноября 2023 года

Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: 
председатель Комиссии: Д.Ю. Чушкин - руководитель управления;
члены Комиссии: Капранчиков А.В. – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Лисенко С.А. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело №036/05/24-1538/2023 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <...> требований части 7 статьи 24 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в отсутствие представителя ИП <...> (уведомлена надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

В результате проведения 04.10.2023 г. мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области зафиксирован факт размещения на цифровом-электронном табло (методом бегущей строки), расположенном над входом в «центр коррекции веса «Ecosklim» (адрес: г. Воронеж, Ленинский пр-кт. д. 38), информации следующего содержания: «Комплекс процедур от выпадения волос! Аппаратные методы похудения (криолиполиз, кавитация, прессотерапия, лазерная эпиляция, все виды массажа, скрабирование, обертывание, аппаратная косметология (SMAS-LIFTING, RF-LIFTING), мезотерапия, фотоомоложение, депиляция и шугаринг. Новинки – тканевые маски SKIN SOPHY в розницу 320р., прием нутрициолога».
По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:
реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Вышеуказанная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками - распространена наружным способом в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к медицинским услугам, оказываемым в организации - «центр коррекции веса «Ecosklim».
Проанализировав содержание спорной информации, способы ее размещения и распространения, Воронежское УФАС России пришло к выводу, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
Как следует из содержания вывески, расположенной на входной двери в помещение по адресу: г. Воронеж, Ленинский пр-кт. д. 38 следует, что деятельность в «центре коррекции веса «Ecosklim» осуществляет индивидуальный предприниматель <...>.
Определением от 10.10.2023 г. (исх. № ДЧ/7828/23) Воронежским УФАС России возбужденно дело № 036/05/24-1538/2023 в отношении ИП <...> по признакам нарушения требований части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 11 ч. 00 мин. (МСК) 26.10.2023 г.
Указанным определением у ИП <...> была запрошена необходимая информация.
По состоянию на 11 ч. 00 мин. 26.10.2023 г. в Управление не поступила истребованная информация.
Рассмотрение дела было отложено на 10 ч. 00 мин. 08 ноября 2023 года (Определение исх. № ДЧ/8424/23 от 27.10.2023 г.).
Названным определением у ИП <...> повторно была запрошена необходимая информация.
По состоянию на 10 ч. 00 мин. 08 ноября 2023 года в Управление не поступила истребованная информация.
Учитывая изложенные обстоятельства, рассмотрение дела было отложено на 10 ч. 00 мин. 28.11.2023 г. (Определением исх. № ДЧ/8708/23 от 08.11.2023 г.). 
У индивидуального предприрнимателя была запрошена необходимая информация.
Кроме того, срок рассмотрения дела был продлен до 10 января 2024 г. (Определение исх. № ДЧ/8709/23 от 08.11.2023 г.).
23.11.2023 г. в Воронежское УФАС России поступила информация, запрошенная у ИП <...> в рамках рассмотрения настоящего дела.
28 ноября 2023 г. Ознакомившись с материалами дела № 036/05/24-1538/2023, Комиссия установила следующее.
Согласно положению части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» даны понятия:
медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Приказом Минздрава России от 13.10.2017г. № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» утверждена Номенклатура медицинских услуг, представляющая собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении (далее - Номенклатура).
Согласно положениям Номенклатуры перечень медицинских услуг разделен на два раздела «А» и «В»:
- раздел «А» включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение;
- раздел «В» включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В соответствии с Номенклатурой рефлексотерапия обозначенные медицинские услуги относятся к следующим классам раздела «А»:
A17.30.009 - Баровоздействие - прессотерапия конечностей, пневмокомпрессия;
A21.01.001 - Общий массаж медицинский;
A21.01.002 - Массаж лица медицинский;
A21.01.003 - Массаж шеи медицинский;
A21.01.003.001 - Массаж воротниковой области;
A21.01.004 - Массаж верхней конечности медицинский;
A21.01.004.001 - Массаж верхней конечности, надплечья и области лопатки
A21.01.004.002 - Массаж плечевого сустава;
A21.01.004.003 - Массаж локтевого сустава;
A21.01.004.004 - Массаж лучезапястного сустава;
A21.01.004.005 - Массаж кисти и предплечья;
A21.01.005 - Массаж волосистой части головы медицинский;
A21.01.006 - Пилинг-массаж;
A21.01.007 - Вакуумный массаж кожи;
A21.01.009 - Массаж нижней конечности медицинский;
A21.01.009.001 - Массаж нижней конечности и поясницы;
A21.01.009.002 - Массаж тазобедренного сустава и ягодичной области;
A21.01.009.003 - Массаж коленного сустава;
A21.01.009.004 - Массаж голеностопного сустава;
A21.01.009.005 - Массаж стопы и голени;
(и т.д.)
A20.01.004 - Грязевые обертывания для лечения целлюлита.
В нарушение требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе в рассматриваемой рекламе не приведена информация с предупреждением о наличии противопоказаний или получения консультации специалистов.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).
Исходя из определений, данных в пункте 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП <...> является рекламодателем и рекламораспространителем спорной рекламы.
В соответствии с частями 6,7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе, частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
В связи с тем, что на момент вынесения решения в материалах настоящего дела не имеется доказательств прекращения распространения ненадлежащей рекламы, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ИП <...> предписания о прекращения нарушения ФЗ «О рекламе».
Комиссия не может согласится с доводами ИП <...> о том, что рекламируемые услуги не являются медицинскими ввиду следующего.
Спорная реклама содержит, в том числе, слова: прессотерапия, все виды массажа. 
При этом, в тексте рекламы не содержится указание на то, что данные услуги относятся не относятся к медицинским, а являются косметическими.
Таким образом, потенциальные потребители могут расценить вышеуказанные услуги в качестве медицинских. 
Иных документов и материалов, противоречащих позиции Комиссии Воронежского УФАС России, а также материалов, дополняющих и подтверждающих позицию ИП <...>., Комиссией не выявлено, а Ответчиком по делу не предоставлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 40 - 48 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2020 года № 1922, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Комплекс процедур от выпадения волос! Аппаратные методы похудения (криолиполиз, кавитация, прессотерапия, лазерная эпиляция, все виды массажа, скрабирование, обертывание, аппаратная косметология (SMAS-LIFTING, RF-LIFTING), мезотерапия, фотоомоложение, депиляция и шугаринг. Новинки – тканевые маски SKIN SOPHY в розницу 320р., прием нутрициолога», распространенную 04.10.2023 г. на цифровом-электронном табло (методом бегущей строки), расположенном над входом в «центр коррекции веса «Ecosklim» (адрес: г. Воронеж, Ленинский пр-кт. д. 38), поскольку в ней ИП <...> нарушены требований части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ИП <...> предписание о прекращении нарушения требований части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП <...>.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии                                                           Д.Ю. Чушкин 

Члены Комиссии                                                                       А.В. Капранчиков
                                                                                                     С.А. Лисенко

Связанные организации

Связанные организации не указаны