Решение №036/04/10-228/2021 о прекращении рассмотрения дела от 16 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 036/04/10-228/2021 о нарушении антимонопольного законодательства
16.08.2021 г.                                                                                             г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 02.08.2021 г.
Решение в полном объеме изготовлено 16.08.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Комиссия Управления) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Михин С.В. – заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии,
Панкратьева Е.В. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, член Комиссии,
Гаврилов В.А. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, член Комиссии,
рассмотрев дело № 036/04/10-228/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения АО «Экотехнологии» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) путем применения тарифа на услуги по обращению с ТКО установленного государственным регулирующим органом для прочих (кроме населения) потребителей, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга лиц, в присутствии представителей
от: АО «Экотехнологии» - представитель не явился, надлежащим образом извещен;
от ТСН «ПСК Медик» - представитель не явился, надлежащим образом извещен;

У С Т А Н О В И Л А:
28.10.2020 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление, Воронежское УФАС России) от товарищества собственников недвижимости «ПСК Медик» (далее — ТСН «ПСК Медик») поступило заявление на действия АО «Экотехнологии», выразившиеся в нарушении, по мнению заявителя, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по обращению с ТКО.
Как следует из заявления ТСН «ПСК Медик» и приложенных к нему материалов, между ОАО «Экотехнологии» и ТСН «ПСК Медик» заключен договор от 10.06.2019г. № 19-ЭТ-282-РМ на оказание услуг по обращению с ТКО. Сторонами исполнялся указанный договор следующим образом: АО «Экотехнологии» по заявкам ТСН «ПСК Медик» осуществляло вывоз ТКО с площадки накопления отходов, а ТСН «ПСК Медик» производило оплату услуг регионального оператора по тарифу – 475,29 руб./1 куб. м (льготный тариф для населения) в соответствии с приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее – УРТ ВО) от 25.02.2019 №8/18 и пунктом 5 указанного договора. С 01.01.2020 по 30.06.2020 регулирующим органом был установлен тариф для прочих (кроме населения) потребителей в размере 567 рублей 51 коп. за 1 куб. м (без учета НДС) и льготный тариф для населения - 475 рублей 29 коп. (без учета НДС). С 01.07.2020 г. оплата услуг по обращению с ТКО ТСН «ПСК «Медик» производилась по льготному тарифу для населения в размере - 503,81 руб./1 куб.м., согласно п. 2 приказа УРТ ВО от 20.12.2019г. №56/22.
14.08.2020 г. АО «Экотехнологии» в адрес ТСН «ПСК Медик» направило письмо в котором товариществу было предложено подписать соглашение об изменении тарифа к договору от 10.06.2019г. №19-ЭТ-282-РМ в части изменения с 01.10.2020 г. цены услуг регионального оператора с применением тарифа – 567,51 руб./1 куб.м. (для категории прочих (кроме населения) потребителей) в соответствии с приказом департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области (далее — ДГРТ ВО) от 18.09.2020 №37/1. Письмом (исх. №49 от 10.09.2020 г.) товарищество не согласилось подписывать указанное соглашение к договору.
Вместе с тем, АО «Экотехнологии» в одностороннем порядке выставило счета на оплату услуг по обращению с ТКО за август, сентябрь 2020 г. по цене, соответствующей тарифу – 567, 51 руб./1 куб.м.
По результатам проверки, проведенной Управлением по указанному заявлению, 18.03.2021г. было возбуждено дело № 036/04/10-228/2021 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Экотехнологии» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрение дела № 036/04/10-228/2021 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 02.04.2021г. 02.04.2021 г. в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, рассмотрение дела отлагалось до 23.04.2021г., 21.05.2021г., 03.06.2021г., 26.07.2021г., а также объявлялся перерыв до 09.06.2021г., 02.08.2021г.
При рассмотрении настоящего дела ТСН «ПСК «Медик» поддержало свою позицию о нарушении прав товарищества действиями АО «Экотехнологии», выразившимися в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по обращению с ТКО. При этом заявитель полагает, что поскольку договор от 10.06.202019г. №19-ЭТ-282-РМ заключен им с АО «Экотехнологии» в интересах граждан, находящихся на территории ТСН «ПСК Медик», то АО «Экотехнологии» обязано применять к нему при оказании услуг по обращению с ТКО льготный тариф для населения.
Согласно пояснениям АО «Экотехнологии» в соответствии с пунктом 148 (5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила), условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующими региональным оператором по обращению с отходами;
б) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Поскольку в спорный период ни один собственник жилого дома, расположенного на территории ТСН «ПСК Медик» в адрес АО «Экотехнологии» с заявкой на заключение договора не обратился, у АО «Экотехнологии», по его мнению, отсутствовали правовые основания для начисления платы этим гражданам.
Таким образом, АО «Экотехнологии» не располагает сведениями о том, что в этих жилых домах постоянно проживают граждане, подпадающие под действие закона о льготном тарифе.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 036/04/10-228/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к следующим выводам.
В соответствии частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Таким образом, из правового смысла указанной нормы следует, что действия хозяйствующего субъекта, который занимает доминирующее положение на определенном товарном рынке, могут быть квалифицированы в качестве злоупотребления доминирующим положением только в том случае, если совершение указанных действий повлекло, либо могло повлечь наступление следующих негативных последствий: недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Пунктом 10 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
Согласно обзору состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению с ТКО Рамонского муниципального района Воронежской области от 30.07.2021г. АО «Экотехнологии» занимает доминирующее положение на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Рамонского муниципального района Воронежской области.
Частью 1 статьи 24.6 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее – Закон об отходах) установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с частью 4 статьи 24.8 Закона об отходах единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами подлежит государственному регулированию.
АО «Экотехнологии» согласно лицензионных условий является региональным оператором по обращению с ТКО по Воронежскому межмуниципальному кластеру на территории городских округов г. Воронежа, г. Нововоронежа, Семилукского, Рамонского, Репьевского, Новоусманского, Каширского, Нижнедевицкого, Хохольского муниципальных районов, которому приказом УРТ ВО от 20.12.2019г. № 56/22 «Об установлении предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ОАО «Экотехнологии» на территории городского округа город Воронеж, городского округа Нововоронеж, Каширского, Нижнедевицкого, Новоусманского, Рамонского, Репьевского, Семилукского, Хохольского муниципальных районов Воронежской области (зона деятельности – Воронежский муниципальный кластер) на 2020 год» установлен предельный единый тариф на услуги в 2020 г. в размере 567 рублей 51 коп. за 1 куб. м (без учета НДС) и льготный 2021-1045 тариф для населения - 475 рублей 29 коп. (без учета НДС).
В дальнейшем указанные тарифы изменялись регулирующим органом в сторону увеличения. При этом единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, согласно действующему федеральному законодательству, устанавливается органами власти в области государственного регулирования тарифов для всех категорий потребителей. Иных видов тарифов, кроме единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, действующим федеральным законодательством не предусмотрено. Вместе с тем, в целях сдерживания роста тарифов в области обращения с ТКО и платы, вносимой гражданами за коммунальные услуги на территории Воронежской области принят закон от 04.02.2019 № 4-ОЗ «О льготных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области» (далее — Закон о льготных тарифах).
Статьей 2 указанного закона предусмотрено, что право на льготы имеет население Воронежской области - физические лица, постоянно или преимущественно проживающие на территории Воронежской области. Льготы предоставляются на основании решения исполнительного органа государственной власти Воронежской области, осуществляющего государственное регулирование цен (тарифов) и контроль за их применением на территории Воронежской области (ст. 3 Закона о льготных тарифах). Таким органом является ДГРТ ВО (правопредшественник УРТ ВО) которым в приказе от 20.12.2019г. № 56/22 и последующих приказах установлен, в том числе льготный тариф на услуги по обращению с ТКО для населения.
Согласно информации, предоставленной департаментом жилищнокоммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (от 13.05.2021 №65- 11/2880) размер платы граждан за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с учетом установленных нормативов накопления ТКО.
 Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении № 2 к Правилам применяются в зависимости от принятого на территории субъекта РФ порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Правительством Воронежской области во исполнение Закона о льготных тарифах, учитывая, что федеральным законодательством не предусмотрено иных видов тарифов кроме единого тарифа в области обращения с ТКО, принято постановление от 31.07.2020 г. №716, которым утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами на 2020 год (далее — Порядок).
В соответствии с пунктами 1.2, 1.4 Порядка целью предоставления субсидий является возмещение организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, 2021-1045 выпадающих доходов, возникших вследствие применения льготного тарифа в области обращения с твердыми коммунальными отходами для населения Воронежской области, в рамках реализации основного мероприятия 2.15 «Компенсация выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» подпрограммы 2 «Создание условий для обеспечения качественными жилищными услугами населения Воронежской области» государственной программы Воронежской области «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Воронежской области».
Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что для получения субсидий получатель (организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области) представляет в департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области следующие документы: заявление о предоставлении субсидии, реестр сведений об объемах (количестве) оказанных за расчетный период услуг по обращению с ТКО и расчет суммы субсидии, необходимой для возмещения неполученных доходов, возникающих в результате применения в течение соответствующего расчетного периода льготных тарифов в области обращения с ТКО.
При предоставлении сведений об объемах (количестве) оказанных за расчетный период услуг по обращению с ТКО и расчет суммы субсидии региональный оператор обязан указать адрес конкретного объекта в отношении которого оказаны указанные услуги: многоквартирный дом либо индивидуальный жилой дом. В соответствии с пунктом 148(5) Правил условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, из правового смысла указанного пункта Правил следует, что коммунальная услуга по обращению с ТКО предоставляется региональным оператором собственнику/пользователю жилого дома (домовладения) двумя способами:
1) по прямому договору на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенному непосредственно собственником/пользователем жилого дома 2021-1045 (домовладения) с региональным оператором;
2) по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенному собственником/пользователем жилого дома (домовладения) с уполномоченной организацией, в том числе садоводческим товариществом, которая, в свою очередь, от своего имени и в интересах конкретного собственника/пользователя жилого дома (домовладения) заключает соответствующий договор с региональным оператором. Иных способов либо условий предоставления региональным оператором коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам/пользователям жилых домов (домовладений) Правилами не предусмотрено.
В связи с этим, именно только при наличии выбора конкретным собственником/пользователем жилого дома (домовладения) одного из предусмотренных в пункте 148(5) Правил способов/условий предоставления региональным оператором коммунальной услуги по обращению с ТКО у таких потребителей возникает право на оплату услуг по обращению с ТКО, оказываемых АО «Экотехнологии» по льготному тарифу, установленному ДГРТ ВО. Иное приводит к нарушению баланса интересов сторон договора оказания услуг по обращению с ТКО, поскольку исключает возможность в соответствии с Порядком возмещения региональным оператором выпадающих доходов, возникших вследствие применения льготного тарифа в области обращения с ТКО для садоводческих товариществ.
Как установлено из материалов настоящего дела у собственников/пользователей жилых домов (домовладений), расположенных на территории ТСН «ПСК Медик» не заключены прямые договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с АО «Экотехнологии». Не имеется указанных договоров также и между собственниками/пользователями жилых домов (домовладений) и ТСН «ПСК Медик» как уполномоченной организацией. При указанных обстоятельствах, собственники/пользователи жилых домов (домовладений), расположенных на территории ТСН «ПСК Медик» не выбрали ни один из способов/условий предоставления региональным оператором услуг по обращению с ТКО предусмотренных пунктом 148 (5) Правил.
Таким образом, в рассматриваемом случае, услуги по обращению с ТКО по договору от 10.06.2019 г. № 19-ЭТ-282-РМ предоставляются АО «Экотехнологии» не населению, постоянно либо преимущественно проживающему на территории Воронежской области, а юридическому лицу - ТСН «ПСК Медик». При этом согласно предоставленной ТСН «ПСК Медик» информации на территории товарищества постоянно проживают собственники только 54 из 123 домовладений, в силу чего, с учетом отсутствия у ТСН «ПСК Медик» договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками домовладений определить объем ТКО каждого конкретного собственника, проживающего на территории ТСН «ПСК Медик» для надлежащего расчета и применения льготного тарифа на услуги ТКО не представляется возможным.
Установленные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для применения АО «Экотехнологии» льготного тарифа для населения в отношении ТСН «ПСК Медик».
В связи с изложенным, факт ущемления интересов неопределенного круга потребителей действиями АО «Экотехнологии» не находит своего подтверждения, а, соответственно, в действиях АО «Экотехнологии» Комиссией Управления не установлен факт злоупотребления доминирующим положением и нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Довод ТСН «ПСК Медик» о необходимости применения к возникшим между ним и региональным оператором правоотношениям исключительно только ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а не Правил отклоняется Комиссией Управления как необоснованный, поскольку указанный закон не регулирует правоотношения в сфере предоставления региональным оператором коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Специальным нормативным правовым актом регулирующим указанные правоотношения и подлежащим применению в рассматриваемом деле являются Правила (п.148(5)). Возможность применения льготного тарифа для населения на услугу по обращению с ТКО в отношении юридического лица - ТСН «ПСК Медик» действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях указанного лица.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, статьей 48 Закона о защите конкуренции,

Р Е Ш И Л А:
Прекратить рассмотрение дела № 036/04/10-228/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «Экотехнологии», в связи с отсутствием в действиях АО «Экотехнологии» нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Председатель Комиссии                                                                       С.В. Михин
Члены Комиссии:                                                                         Е.В. Панкратьева
                                                                                    В.А. Гаврилов

Связанные организации

Связанные организации не указаны