Решение №АЛ/4415/23 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Геоизыскания» на дей... от 5 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/07/3-758/2023

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Геоизыскания» на действия заказчика – ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» при проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме

 

05.06.2023                                                                                                            г. Воронеж

 

Резолютивная часть решения объявлена 31.05.2023

Решение в полном объеме изготовлено 05.06.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:

Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;

Колмаков Р.В. – член Комиссии, начальник отдела;

Качкин И.В. – член Комиссии, заместитель начальника отдела,

в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного ОАО «Газпром газораспределение Воронеж <...>, представителей ООО «Геоизыскания» <...>, <...>., на основании доверенностей и <...> как генерального директора;

в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

 

у с т а н о в и л а:

 

В Воронежское УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Геоизыскания» (далее – Заявитель) на действия заказчика – открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Воронеж» (далее – Заказчик) при проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме № 03-123-2023 по отбору организаций для выполнения работ (оказания услуг) по номенклатурной группе: работы землеустроительные и кадастровые (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок № 32312314012) (далее – Закупка).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушения при организации и проведении торгов проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закон о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, в частности в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Заявитель являлся участников закупки и таким образом обладал правом на подачу рассматриваемой жалобы.

Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и ч. 10 ст. 3 Закона о закупках и принята к рассмотрению. Рассмотрение назначено на 18.05.2023. О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.

Срок рассмотрения жалобы продлевался в порядке, установленном ч. 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Рассмотрение назначено на 31.05.2023. О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.

Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы.

По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом произведена оценка поданной заявки Заявителя вследствие установления неправомерных критериев оценки.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителем был заявлен дополнительный довод о ненадлежащем выборе Заказчиком неконкурентного способа закупки в виде закрытых маркетинговых исследований.

В просительной части жалобы Заявитель просит обязать заказчика отменить итоговый протокол Закупки и выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.

Представители Заказчика возражали относительно доводов жалобы, просят признать жалобу Заявителя необоснованной.

В результате рассмотрения настоящего дела и исследования всех имеющихся доказательств и материалов Комиссией установлено следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.   

Заказчик является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Закона о закупках. 

При осуществлении закупочной деятельности Положением о закупке товаров, работ, услуг ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», утверждённым решением единственного участника ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» (Протокол от 17.04.2023) (далее – Положение о закупке).

Пунктами 5.2.2.1 и 14.12 Положения о закупке предусмотрена возможность проведения Заказчиком закрытого маркетингового исследования.

20.04.2023 Заказчиком на электронной торговой площадке Газпромбанка (далее – ЭТП ГПБ) было размещено извещение о проведении Закупки и соответствующая закупочная документация (далее – Извещение и Документация).

Информационной картой Закупки установлена следующая информация:

Заявка на участие в Закупке подается в форме электронных документов через сайт электронной площадки.

Дата и время начала приема заявок на участие в Закупке: 20.04.2023, с момента публикации Документации и Извещения на сайте электронной площадки.

Дата окончания приема заявок на участие в Закупке: 03.05.2023 08:59 (время московское).

Открытие доступа к заявкам на участие в Закупке, поданным в форме электронных документов, производится на сайте электронной площадки: 03.05.2023 09:00 (время московское).

Рассмотрение заявок: не позднее 05.05.2023 12:00 (время московское).

Подведение итогов: не позднее 05.05.2023 17:00 (время московское).

Предметом закупки и договора является комплекс работ по изготовлению технических планов для государственного кадастрового учета газопроводов и установлению границ зон с особыми условиями использования территорий (охранных зон) газораспределительных сетей, расположенных в Воронежской области, принадлежащих ОАО «Газпром газораспределение Воронеж». Начальная (максимальная) цена договора равна 42 480 000, 00 ₽.

Заявителем, совместно с коллективным участником ООО НПП «КТ», сформирована и подана заявка на участие в Закупке. Заявитель признан участником под № 2.

Согласно протоколу № 03-123-2023 от 05.05.2023 участнику № 2 (Заявителю) присвоены следующие баллы:

Цена за единицу услуги/работы

50     

Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения о закупке

14,05

Наличие трудовых ресурсов

62,11

Наличие обособленных либо структурных подразделений в регионе *

100

Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в натуральном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения о закупке

7,69

Итоговая оценка рассчитана следующим образом: R=50*0,4+14,05*0,3+62,11*0,15+100*0,05+7,69*0,1=39,30

Не согласившись с оценкой заявки по критериям «Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения о закупке» и «Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в натуральном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения о закупке» Заявитель обратился с жалобой в Воронежское УФАС России.

Изучив доводы жалобы, представленные доказательства и пояснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно п. 4.1.6. Документации под аналогичными договорами понимаются договоры на выполнение комплекса работ по изготовлению технических планов для государственного кадастрового учета газопроводов на вновь построенные объекты,  расположенные на территории Воронежской области и установлению границ зон с особыми условиями использования территорий (охранных зон) газораспределительных сетей, с их утверждением органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесением в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и получением соответствующей выписки, по которым Участник выступал в качестве Подрядчика/Исполнителя.

Разделом 3 Методики анализа, рассмотрения и оценки заявок на участие в Закрытых маркетинговых исследованиях (приложение № 3 к Документации) установлены следующие критерии оценки:

№ п/п

Наименование критерия

Весомость критерия в %

1

Цена за единицу услуги/работы

40 %

2

Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения о закупке

30 %

3

Наличие трудовых ресурсов

15 %

4

Наличие обособленных либо структурных подразделений в регионе *

5%

5

Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в натуральном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения о закупке

10%

 

Оценка по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения о закупке» производится по следующей формуле: R2i = (Еi/ Еmax) х 100, где:

R2i – оценка (балл) Заявки i-го Участника по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения о закупке»;

Emax - максимальная среди заявок всех Участников общая стоимость заключенных и исполненных договоров за указанный период;

Ei – общая стоимость заключенных и исполненных договоров, подтверждающих опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг), за указанный период по заявке i-го Участника.

Сведения о договорах, подтверждающих опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг), предоставляются по Форме 3.

•        При отсутствии Справки об исполненных аналогичных договорах (Форма 3) в составе заявки и/или отсутствии копий указанных в форме договоров (в т.ч. всех его приложений, дополнительных соглашений) и копий документов (отдельно к каждому договору), подтверждающих исполнение договоров согласно условий договоров, и/или предоставление вышеуказанных документов не в полном объеме, и/или наличие в представленных документах противоречивых сведений, Участнику присваивается 0 баллов.

•        При оценке заявки принимаются аналогичные договоры, указанные Участником в Форме 3, предмет которых предусматривает выполнение работ, однородных предмету закупки, указанному в п. 4.1.6 Документации.

•        Если Участник в Форме 3 указал стоимость выполненных работ по акту, отличную от стоимости приложенного в качестве подтверждающего документа акта, то такие сведения не будут учтены при оценке заявки.

•        Если Участник в Форме 3 указал дату акта выполненных работ, отличную от даты приложенного в качестве подтверждающего документа акта, либо не указал дату акта выполненных работ, то такие сведения не будут учтены при оценке заявки.

Согласно п. 5.7 Документации участник представляет в составе своей заявки информацию об исполненных договорах (выполненных аналогичных работах, оказанных услугах, поставленных товарах) за последние 3 года, предшествующих дате окончания подачи заявок, по установленной в настоящей Документации о Закрытых маркетинговых исследованиях форме – справка об исполненных аналогичных договорах (Форма 3).

Комиссией при рассмотрении жалобы, от ЭТП ГПБ, были получены заявки участников Закупки, в том числе и Заявителя.

При изучении заявки Заявителя Комиссией установлено, что в её составе представлены две справки об исполненных аналогичных договорах, непосредственно Заявителя и коллективного участника ООО НПП «КТ».

При изучении справки об исполненных аналогичных договорах Заявителя установлено, что она содержит сведения о двух договорах, предметом которых являлось выполнение комплекса кадастровых работ по установлению границ зон с особыми условиями использования территорий (охранных зон) газораспределительных сетей, принадлежащих АО «Газпром газораспределение Липецк» с их утверждением органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесением в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и получением выписки на каждый объект газораспределения. Общая стоимость договоров равна 18 400 000,00 ₽.

Справка об исполненных аналогичных договоров коллективного участника ООО НПП «КТ» содержала сведения о восьми договорах общей стоимостью 552 914 470, 39 ₽. При этом данные договоры относились к выполнению работ на объектах электросетевого хозяйства, автомобильных дорогах.

Общая стоимость договоров по двум справкам об исполненных аналогичных договорах составляет 571 314 470, 39 ₽.

Согласно письменным пояснениям Заказчика при оценке заявки Заявителя по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения о закупке» учитывались только договоры, связанные с выполнением работ на объектах газоснабжения. По этой причине, договоры ООО НПП «КТ» не учитывались при расчёте баллов Заявителя. Таким образом при расчёте баллов учитывалась сумма по договорам Заявителя равная 18 400 000,00 ₽

Согласно итогового протокола, максимальная среди заявок всех Участников общая стоимость заключенных и исполненных договоров имелась у участника № 1 – 125 655 062, 12 ₽.

С учётом изложенного, расчёт баллов осуществлялся следующим образом: (18 400 000,00 / 125 655 062, 12) х 100 = 14,6432620438. При округлении полученного результата Заявителю по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения о закупке» присвоено 14,6 балла.

Оценка по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в натуральном выражении за последние 3 (года) года, предшествующие дате публикации Извещения о закупке» осуществлялась по формуле R5i = (Еi/ Еmax) х 100 где:

R5i – оценка (балл) Заявки i-го Участника по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в натуральном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения о закупке»;

Emax – максимальная среди заявок всех Участников общее количество заключенных и исполненных договоров за указанный период;

Ei – общее количество заключенных и исполненных договоров, подтверждающих опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг), за указанный период по заявке i-го Участника.

•        Сведения о договорах, подтверждающих опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг), предоставляются по Форме 3.

•        При отсутствии Справки об исполненных аналогичных договорах (Форма 3) в составе заявки и/или отсутствии копий указанных в форме договоров (в т.ч. всех его приложений, дополнительных соглашений) и копий документов (отдельно к каждому договору), подтверждающих исполнение договоров согласно условий договоров, и/или предоставление вышеуказанных документов не в полном объеме, и/или наличие в представленных документах противоречивых сведений, Участнику присваивается 0 баллов.

•        При оценке заявки принимаются аналогичные договоры, указанные Участником в Форме 3, предмет которых предусматривает выполнение работ, однородных предмету закупки, указанному в п. 4.1.6 Документации.

•        Если Участник в Форме 3 указал стоимость выполненных работ по акту, отличную от стоимости приложенного в качестве подтверждающего документа акта, то такие сведения не будут учтены при оценке заявки.

•        Если Участник в Форме 3 указал дату акта выполненных работ, отличную от даты приложенного в качестве подтверждающего документа акта, либо не указал дату акта выполненных работ, то такие сведения не будут учтены при оценке заявки.

При оценке заявки по указанному критерию учитываются те же договоры, которые указаны в форме 3 Заявителя и коллективного участника. Общее количество договоров равно 11 из них 2 договора Заявителя.

Согласно письменным пояснениям Заказчика при оценке заявки Заявителя по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в натуральном выражении за последние 3 (года) года, предшествующие дате публикации Извещения о закупке» учитывались только договоры, связанные с выполнением работ на объектах газоснабжения. По этой причине, договоры ООО НПП «КТ» не учитывались при расчёте баллов Заявителя. Таким образом при расчёте баллов только 2 договора Заявителя.

С учётом изложенного, расчёт баллов осуществлялся следующим образом: (2 / 26) х 100 = 7,69230769231. При округлении полученного результата Заявителю по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в натуральном выражении за последние 3 (года) года, предшествующие дате публикации Извещения о закупке» присвоено 7,69 балла.

Согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) линейные объекты – это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В соответствии с п. 8 ч. 6 ст. 5.2 ГрК РФ строительство, реконструкция объекта капитального строительства, ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства могут включать в себя подготовку технического плана здания, сооружения в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2013 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о государственной регистрации недвижимости).

Частью 1 ст. 24 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Частью 2 той же статьи установлено, что в техническом плане указываются:

1) сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости;

2) сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей таких объектов недвижимости в связи с установлением ограничений прав на такие объекты недвижимости или обременений на такие объекты недвижимости, а также в случае, если в отношении линейного объекта осуществлена реконструкция, предусматривающая изменение участка (участков) или части (частей) линейного объекта;

3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, которым присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.

Порядок составления и требования к содержанию технического плана устанавливаются приказом Росреестра от 15.03.2022 № П/0082 «Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений» и приказом Росреестра от 26.07.2022 № П/0292 «Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории».

Указанные нормативные акты устанавливают единые требования к составлению технических планов, в том числе и линейных объектов, независимо от их вида.

В своих пояснениях, Заказчик обосновывал наличием специфики в установлении охранных зон газопроводов согласно следующим нормативным актам:

- приказ Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков»;

- приказ Минстроя России от 17.08.1992 № 197 «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей»;

- приказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 11.06.2009 № 941 «Об утверждении положения о порядке издания об установлении границ охранных зон объектов газоснабжения и наложения ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки»;

- постановление Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей»;

- Свод правил Газораспределительные системы СНиП 42-01-2002 СП 62.13330.2011;

- СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы»

- п. 6 ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации.

Изучив указанные акты, Комиссия приходит к следующим выводам.

Приказ Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 относится к межевым планам, а согласно нормам Закона о государственной регистрации недвижимости технический и межевой планы не являются тождественными документами. Более того, указанный приказ утратил свою силу.

Остальные нормативные акты устанавливают требования к охранным зонам объектов газоснабжения и действующие ограничения, однако не устанавливают порядок установления таких зон. С учётом изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода о наличии особых требований к определению охранных зон объектов газоснабжения при составлении технических планов на такие объекты.

Также Комиссия обращает внимание на тот факт, что по спорным критериям учитывается опыт выполнения работ только на территории Воронежской области при это ни в Документации, ни в пояснениях заказчика не обосновывается, каким образом указанный опыт даёт дополнительные гарантии наилучшего исполнения договора по предмету Закупки. Между тем, статьёй 8 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Помимо этого, Комиссией установлено, что Положение о закупке не устанавливает каких-либо ограничений для установления критериев при проведении закрытых маркетинговых исследований, что позволило Заказчику установить спорные критерии оценки.

Согласно п. 5.8.9. Положения о закупке маркетинговые исследования могут проводиться Заказчиком в случае, если условия закупки исходя из ее специфики (особенностей) не предполагают соблюдение хотя бы одного из условий, предусмотренных статьей 3 Закона о закупках и пунктами 1.2.31, 1.2.32 для отнесения закупки к конкурентной, а именно в случаях если:

- сведения о закупке не подлежат размещению в единой информационной системе в соответствии с Законом о закупках;

- сведения о закупке Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе в соответствии с настоящим Положением;

- проводится закупка товаров, работ или услуг, ограниченных в свободном обороте на товарных рынках в соответствии с требованиями действующего законодательства (оружие, взрывчатые вещества и материалы, продукция двойного назначения и пр.) среди ограниченного круга участников, допущенных к данной деятельности;

- проводится закупка товаров, работ и услуг в целях обеспечения безопасности, включая обеспечение информационной безопасности (систем охраны, защиты от несанкционированного вмешательства, антитеррористической защищенности и пр.) особо опасных, критически важных производственных объектов и объектов инфраструктуры, Компаний Группы Газпром межрегионгаз, публичное размещение информации о которых несет риски раскрытия подходов к обеспечению безопасности, ее критических элементов, а также позволит идентифицировать исполнителей;

- проводится закупка товаров, работ или услуг на товарных рынках, где спрос на товар (работу, услугу) превосходит предложение и/или договор заключается на условиях продавцов (исполнителей работ, услуг) по устанавливаемым ими правилам (рынок продавца);

- проводится закупка товаров, работ или услуг, оборот которых в силу сложившиеся деловых обычаев или правил, установленных саморегулируемыми организациями участников рынка, осуществляется с применением особых механизмов размещения заказа, включая использование специализированных информационных систем и Интернет-платформ;

- проводится закупка товаров, работ или услуг для целей реализации стратегических инвестиционных проектов Компаний Группы Газпром межрегионгаз, публичное размещение извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке, несет значительные экономические риски для Заказчика, превышающие потенциальный эффект от приглашения к участию в закупке дополнительных участников; 

- проводится закупка товаров, работ или услуг в электронной форме, потенциальными исполнителями по которой могут быть лица, не являющиеся резидентами Российской Федерации, и которые в силу правил функционирования единой информационной системы и положений нормативных правовых актов не могут зарегистрироваться и подавать заявки для участия в конкурентных закупках в электронной форме на российских электронных площадках;

- проводится закупка товаров, работ, услуг, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, при которой в силу особенностей предмета закупки (в том числе, описание предмета закупки, порядок формирования лота), необходимых сроков удовлетворения потребностей Заказчика, либо целесообразности определения победителя с учётом опыта, квалификации участников закупки, иных критериев, осуществление конкурентной закупки не будет в полной мере соответствовать принципам закупок, определенным настоящим Положением;

- проводится закупка Квотируемых товаров российского происхождения в целях обеспечения выполнения установленной Постановлением от 03 декабря 2020 г. № 2013 минимальной доли закупок товаров российского происхождения.

Из пояснений Заказчика следует, что согласно п. 14.1.1 Положения о закупке основанием для проведения Заказчиком маркетинговых исследований является утвержденный план закупок Компаний Группы Газпром межрегионгаз. Заказчиком была предусмотрена данная потребность в плане закупок (позиция №148). План закупки не подлежит размещению на Официальном сайте ЕИС в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона о закупках.

Так, п. 14.12.1 Положения о закупке предусмотрено, что Заказчик вправе проводить закрытые маркетинговые исследования в электронной или бумажной форме с приглашением к участию в закупке ограниченного круга участников с размещением при этом информации о маркетинговых исследованиях в единой информационной системе либо без размещения в случаях, предусмотренных в ч. 15 и п. 3 ч.16 ст. 4 Закона о закупках (далее - закрытые маркетинговые исследования).

Способ закупки в части закрытых маркетинговых исследованиях выбран Заказчиком на основании п. 14.12 Положения о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры», с учетом положений ч.ч. 3-3.2 ст. 3 Закона о закупках, а также изложенного в п. 2 письма Минфина России № 24-03-08/18813 от 14.03.2022 г.

А поскольку с 1 апреля 2023 года информацию о некоторых закупках требуется включать в ЕИС, но не размещать на ее сайте (Федеральный закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 20.12.2022 № 2359), необходимо размещать в ЕИС (без размещения на официальном сайте) сведения о закупках, которые проводят в случаях, установленных правительством на основании ч. 16 ст. 4 Закона N 223-Ф3. Таким же образом размещают информацию о заключении и исполнении договоров по результатам указанных закупок.

Таким образом, Компаниям Группы Газпром межрегионгаз, входящим в число «санкционных» заказчиков, необходимо размещать информацию о заключении, изменении, исполнении и расторжении Договоров, заключаемых по результатам закупок, проводимых с 01.04.2023, в сроки, предусмотренные ст. 4.1. Закона о закупках.

Поскольку Заказчик находится под политическими или экономическими санкциями иностранных государствам, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введены иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов меры ограничительного характера, Заказчик имел право разместить спорную закупку в закрытой части ЕИС.

Оценивая указанные доводы Заказчика, Комиссия обращает внимание на тот факт, что официальный реестр лиц, находящихся под политическими или экономическими санкциями иностранных государствам, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введены иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или), отсутствует. Информация о введении в отношении тех или иных лиц санкций доступна только из открытых источников.

Между тем, какой-либо доказательств введения в отношении Заказчика экономических и политических санкций при рассмотрении жалобы представлено не было. Согласно п. 1 информационного письма Минфина России от 18.04.2022 № 24-01-09/34211 «В дополнение к информационному письму от 14.03.2022 № 24-03-08/18813 «О направлении информации по вопросам осуществления закупок отдельными видами юридических лиц в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 301» положения п. 1 Постановления № 301 распространяются исключительно на заказчиков, в отношении которых непосредственно введены предусмотренные указанным пунктом санкции и (или) меры ограничительного характера (далее - санкции), за исключением кредитных организаций, в отношении которых положения пункта 1 Постановления № 301 также распространяются, если санкции введены в отношении лиц, контролирующих соответствующую кредитную организацию. Положения п. 1 Постановления № 301 не применяются при осуществлении закупок заказчиками, не предусмотренными его положениями. Например, п. 1 Постановления № 301 не применяется при осуществлении закупок дочерней организацией, в уставном капитале которой доли принадлежат заказчику (не являющемуся кредитной организацией), в отношении которого введены санкции.

Таким образом, у Заказчика отсутствовали основания для проведения закупки в виде закрытых маркетинговых исследований на основании постановления Правительства РФ от 06.03.2022 № 301.

Комиссия отмечает, что для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг путем проведения неконкурентных процедур, в том числе у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы).

Кроме того, осуществление закупки без проведения конкурентных процедур, независимо от наличия конкурентного рынка, создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

В свою очередь, на заседании Комиссии представители Заказчика не предоставили доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих проведению конкурентной закупки на выполнения работ (оказания услуг) по номенклатурной группе: работы землеустроительные и кадастровые.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

C учётом изложенного, Комиссия делает вывод о том, что способ закупки в виде закрытых маркетинговых исследований позволил Заказчику установить незаконные требования к аналогичным договорам, для оценки по критериям «Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения» и Извещения о закупке» и «Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в натуральном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения о закупке»  с весомостью критерия в 30% и 10% соответственно. Указанные критерии, в совокупности с требованиями п. 4.1.6. Документации, в свою очередь не дают дополнительных гарантий наиболее качественного выполнения победителем закупки своих обязательств по договору, однако предоставляет необоснованные преимущества хозяйствующим субъектам, имеющим опыт в узкой сфере и на определённой территории, что привело к ненадлежащей оценке заявки Заявителя, что является нарушением его прав, как участника закупки.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком допущено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг, выразившееся в выборе ненадлежащего способа закупки, повлекшего за собой установление ограничивающих критериев оценки, что в конечном итоге привело к ненадлежащей оценки поданной заявки Заявителя.

На основании изложенного, в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

р е ш и л а:

 

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Геоизыскания» на действия заказчика – открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Воронеж» при проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме № 03-123-2023 по отбору организаций для выполнения работ (оказания услуг) по номенклатурной группе: работы землеустроительные и кадастровые (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок № 32312314012) обоснованной.
  2. Выдать открытому акционерному обществу «Газпром газораспределение Воронеж» предписание об устранении допущенных нарушений.

Настоящее решение размещено на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                                               А.В. Логошин

Члены Комиссии                                                                                            Р.В. Колмаков

                                                                                                                          И.В. Качкин 

Связанные организации

Связанные организации не указаны