Решение №РК/2529/24 по результатам рассмотрения жалобы Индивидуального предприни... от 15 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/07/3-416/2024
по результатам рассмотрения жалобы Индивидуального предпринимателя <...> на действия заказчика — ОАО «Бутурлиновский мелькомбинат» при проведении запроса котировок в электронной форме 

12.04.2024                                                  г. Воронеж

Резолютивная часть решения объявлена 09.04.2024
Решение в полном объеме изготовлено 12.04.2024

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:
Колмаков Р.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Качкин И.В. - член Комиссии, начальник отдела контроля органов власти;
Артамонов Д.В. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт;
при участии в рассмотрении жалобы: 
представителя заявителя – <...>,  
представителя заказчика: <...>, 
рассмотрев с применением системы видео-конференц-связи жалобу Индивидуального предпринимателя <...> на действия заказчика - ОАО «Бутурлиновский мелькомбинат» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку электропогрузчика (Реестровый номер извещения: 32413370430), в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба Индивидуального предпринимателя <...> на действия организатора торгов — ОАО «Бутурлиновский мелькомбинат» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку электропогрузчика (Реестровый номер извещения: 32413370430) (далее - Закупка).
Существо жалобы, с которой обратился Заявитель, состоит в следующем. Заявка Заявителя на участие в Закупке была отклонена Заказчиком, со ссылкой на пункт 5.4.2 документации о Закупке, предусматривающий необходимость подписания каждого документа, входящего в котировочную заявку. Однако Заявка ИП <...> была подана через функционал электронной торговой площадки и подписана квалифицированной электронной подписью <...>, то есть все документы, входящие в состав заявки, признаются электронными документами, равнозначными документам на бумажном носителе.
В соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
ИП <...> является лицом, подававшим  заявку на участие в торгах, следовательно, Заявитель входит в круг субъектов, наделенных правом обжалования в антимонопольном органе действий Заказчика.
Таким образом, указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», и принята к рассмотрению по существу. 
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены надлежащим образом. В заседании Комиссии однократно объявлялся перерыв до 09 часов 15 минут 09.04.2024 для представления участвующими лицами дополнительных доказательств.
В ходе заседания комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы. 
Представитель Заказчика выразил несогласие с доводами жалобы, в своих письменных и устных возражениях пояснил, что заявка Заявителя была отклонена обоснованно, так как пункт 5.4.2 документации о Закупке, предусматривает необходимость подписания каждого документа, входящего в котировочную заявку.
В результате рассмотрения настоящей жалобы и исследования всех имеющихся доказательств и материалов Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Целями названного Закона № 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В силу части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Заказчик согласно части 2 статьи 1 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закона № 223-ФЗ) является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Закона о закупках.  
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 20 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
В соответствии с Извещением о спорной закупке дата начала подачи заявок - с момента опубликования извещения на сайте 11.03.2024; дата окончания срока подачи заявок – 21.03.2024 в 14.00 часов; рассмотрение заявок – 21.03.2024 в 14.00 часов; подведение итогов – 25.03.2024 в 16.00 часов.  Закупка проводится на электронной торговой площадке в сети Интернет по адресу «http://etp.roseltorg.ru» в соответствии с правилами данной ЭТП.
Согласно Протоколу заседания Центральной закупочной Комиссии (ЦЗК) ОАО «Бутурлиновский мелькомбинат» № 02-ЗК от 27.03.2024 всего поступило 10 заявок; заявка ИП <...> признана не соответствующей требованиям Закупочной документации и не допущена к участию в запросе котировок, в связи с несоответствием ее требованиям п 5.4.2 Закупочной документации.
В соответствии с п. 5.4.2. Закупочной документации каждый документ, входящий в котировочную заявку, должен быть подписан лицом, имеющим право в соответствии с законодательством Российской Федерации действовать от лица Участника без доверенности, или надлежащим образом, уполномоченным им лицом на основании доверенности (далее — уполномоченного лица). В последнем случае сканированный оригинал доверенности должен входить в состав заявки.
Части 1, 4 и 5 статьи 3.3 Закона о закупках содержат следующие особенности проведения конкурентных закупок в электронной форме. 
1. При осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.
4. Обмен между участником конкурентной закупки в электронной форме, заказчиком и оператором электронной площадки информацией, связанной с получением аккредитации на электронной площадке, осуществлением конкурентной закупки в электронной форме, осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
5. Электронные документы участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора электронной площадки должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - электронная подпись) лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора электронной площадки.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Согласно ответу ЭТП АО «ЕЭТП» (вх. № 3020-ЭП/24 от 09.04.2024) на запрос антимонопольного органа: проведение процедур в электронной форме в секции «Коммерческие закупки» на электронной площадке, расположенной по адресу в сети Интернет: https://com.roseltorg.ru, осуществляется в соответствии с Регламентом процесса проведения процедур с использованием электронной площадки «Коммерческие закупки» АО «ЕЭТП» (далее - Регламент), который является договором присоединения в соответствии со статьей 428 ГК РФ. Неотъемлемой частью Регламента является Руководство пользователя. Согласно п. 4.4 Руководству пользователя, заявку на участие в процедуре невозможно подать, если заявка (в целом, либо ее первая или вторая часть) не подписана ЭП или подписана ЭП лица, не имеющего соответствующих полномочий. Функционал электронной площадки не позволяет при подписании заявки подписывать каждый приложенный документ, входящий в заявку. Заявка на электронной площадке подписывается в целом. В соответствии с п. 4.4 Руководства пользователя при подписании заявки для Заявителя отображается форма с текстом заявки для подписи, которая, в том числе, содержит перечень документов, приложенных к данной заявке. В ходе проверки событий по вопросу подписания Участником 9 заявки на участие в Закупке, техническими специалистами электронной площадки установлено, что 21.03.2024 в 13:13:39 Заявителем подана заявка на участие в Закупке. Заявка подписана Индивидуальным предпринимателем <...> сертификатом ЭП, выданным Федеральной налоговой службой. Функционал электронной площадки позволяет Организатору при рассмотрении заявок участников видеть подписанта участника. Не подписанные заявки в соответствии с п. 4.4 Руководства пользователей не передаются Оператором электронной площадки Организатору.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что подписание Заявителем своей заявки на участие в Закупке квалифицированной электронной подписью равнозначно подписанию им каждого документа, входящего в котировочную заявку, что соответствует требованиям п. 5.4.2 Закупочной документации. 
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. 
Таким образом, действия Заказчика по отклонению заявки Заявителя по вышеуказанным основаниям противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, и нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках. В нарушение норм закона оценка заявки Заявителя на участие в закупке произведена в порядке, который не указан в документации о закупке товаров. Данными действиями нарушено законное право Заявителя на участие в закупке.
Следовательно, доводы жалобы заявителя являются обоснованными. В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» Комиссией принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений. 
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1, частью 1 статьи 23 Закона «О защите конкуренции», Комиссия 

РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя <...> на действия заказчика - ОАО «Бутурлиновский мелькомбинат» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку электропогрузчика (Реестровый номер извещения: 32413370430), обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - ОАО «Бутурлиновский мелькомбинат» нарушение требований  пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать заказчику - АО «Бутурлиновский мелькомбинат» предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии                                             Р.В. Колмаков
Члены комиссии:                                                        И.В. Качкин
                                                                                     Д.В. Артамонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны