Решение №036/06/54.3-733/2021 по результатам рассмотрения жалобы ООО "СТРОЙТЕХКОНТРОЛЬ" (д... от 2 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО "СТРОЙТЕХКОНТРОЛЬ" (далее – Заявитель) на действия департамента строительной политики Воронежской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг строительного контроля по объекту: "Хирургический корпус для БУЗ ВО "Воронежский областной клинический онкологический диспансер" в г. Воронеж" (номер извещения 0131200001021003131)
(дело № 036/06/54.3-733/2021)
30.06.2021 г.                                                                                                            г. Воронеж
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 30.06.2021 года.
В полном объеме решение изготовлено 02.07.2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления - начальник отдела;
- Рощупкина Ю.В. – заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
- Тельпов И.А. – член Комиссии, государственный инспектор.
при участии представителя ООО "СТРОЙТЕХКОНТРОЛЬ": <…>,
при участии представителя департамента строительной политики Воронежской области: <…>,
при участии представителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области: <…>,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙТЕХКОНТРОЛЬ" на действия департамента строительной политики Воронежской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг строительного контроля по объекту: "Хирургический корпус для БУЗ ВО "Воронежский областной клинический онкологический диспансер" в г. Воронеж" (номер извещения 0131200001021003131),

у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "СТРОЙТЕХКОНТРОЛЬ" (далее – Заявитель) на действия департамента строительной политики Воронежской области (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг строительного контроля по объекту: "Хирургический корпус для БУЗ ВО "Воронежский областной клинический онкологический диспансер" в г. Воронеж" (номер извещения 0131200001021003131) (далее – Конкурс).
По мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают положения Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), что выразилось в установлении требования о 3 уровне ответственности участника по компенсационному фонду возмещения вреда.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами, изложенными в жалобе не согласны и считают их необоснованными, предоставлены письменные возражения на жалобу Заявителя.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, проведя внеплановую проверку на основании ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия Воронежского УФАС России пришла к следующим выводам.
Извещение №0131200001021003131 размещено: 26.04.2021 года в сети «Интернет» в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru.
Предметом рассматриваемого Конкурса является оказание услуг строительного контроля по объекту: "Хирургический корпус для БУЗ ВО "Воронежский областной клинический онкологический диспансер" в г. Воронеж".
Начальная (максимальная) цена контракта 31 396 250,00 рублей.
Частью 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе установлено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Изменение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 18.06.2021 №ИИ1 в ред. №2 (далее – Извещение о проведении Конкурса) опубликовано в ЕИС - 18.06.2021 года 18:51 (МСК).
В силу пункта 2 части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе, требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно части 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
В силу пункта 22 статьи 1 ГрК РФ технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 ГрК РФ.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.09.2018 N 37059-ТБ/02 в котором указано следующее: "Согласно пункту 22 статьи 1 и части 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 и 2.2 статьи 52 Кодекса".
При этом, согласно Письму Минстроя России от 12.02.2021 N 5265-ТБ/02 «Об осуществлении строительного контроля саморегулируемыми организациями, выполняющими функции технического заказчика» исходя из совокупности положений части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 Кодекса.
Законодательством о градостроительной деятельности не установлены особые требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим функции технического заказчика, в том числе осуществляющим строительный контроль на основании договора. В этой связи к таким лицам предъявляются общие требования, установленные внутренними документами саморегулируемой организации с учетом минимальных квалификационных требований, определенных частью 6 статьи 55.5 Кодекса.
В соответствии с частью 10 статьи 55.16 ГрК РФ уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.
В этой связи обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
Таким образом, исходя из совокупных норм материального права, уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда членов саморегулируемой организации должен соответствовать объекту, в отношении которого осуществляется строительный контроль.
При этом в соответствии с Приложением №1 (Сметный расчет стоимости строительства) государственного контракта №01312000010200000940001 от 23.03.2020 на выполнение подрядных работ для государственных нужд по разработке рабочей документации и строительству объекта «Хирургический корпус для БУЗ ВО «Воронежский областной клинический онкологический диспансер" в 2021 году стоимость выполнения строительно-монтажных работ на объекте составляет 963 764 700, 00 рублей.
Так в соответствии с частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) один миллион пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
4) два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
5) пять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
6) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства (простой уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Таким образом, Заказчиком в извещении о проведении Конкурса установлено требование к участникам – «в соответствии с пп. 1 части 1 ст.31(Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (далее СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в соответствии со статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). - СРО, в которой состоит участник электронного конкурса, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств: - совокупный размер обязательств участника конкурса в электронной форме по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, должен быть не менее 3 уровня ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств; - СРО, в которой состоит участник электронного конкурса, должна иметь компенсационный фонд возмещения вреда: - совокупный размер обязательств участника конкурса в электронной форме по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, должен быть не менее 3 уровня ответственности участника по компенсационному фонду возмещения вреда; - цена, предложенная участником закупки, не должна превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Членство в СРО в области строительства не требуется в случаях, предусмотренных частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ.), пп. 3-5, 7, 7.1, 9, 10, 11 части 1 ст.31 Федерального закона № 44-ФЗ».
На основании вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком, исходя из стоимости выполнения строительно-монтажных работ на объекте, в отношении которого осуществляется строительный контроль, правомерно установлено требование к участникам Конкурса о наличии 3-го уровня ответственности участника по компенсационному фонду возмещения вреда.
Таким образом, руководствуясь ст. ст. 99 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок,

р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХКОНТРОЛЬ" на действия департамента строительной политики Воронежской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг строительного контроля по объекту: "Хирургический корпус для БУЗ ВО "Воронежский областной клинический онкологический диспансер" в г. Воронеж" (номер извещения 0131200001021003131) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии                                                                                  А.В. Логошин
Заместитель председателя Комиссии                                                        Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии                                                                                           И.А. Тельпов

Связанные организации

Связанные организации не указаны