Решение №036/01/17.1-207/2022 по делу по признакам нарушения администрацией Семилукского с... от 27 мая 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по делу о нарушении антимонопольного законодательства
№ 036/01/17.1-207/2022
г. Воронеж
Резолютивная часть решения оглашена 20.05.2022
Решение в полном объеме изготовлено 27.05.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- Логошин А.В. – председатель Комиссии, заместитель руководителя;
- Колмаков Р.В. – член Комиссии, начальник отдела;
- Субботин С.Г. – член Комиссии, специалист-эксперт,
рассмотрев дело № 036/01/17.1-207/2022 к по признакам нарушения администрацией Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), в присутствии представителя администрации Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области <…>, представителя ССПК «Чаша» <…>, в отсутствие представителя прокуратуры Семилукского района, руководствуясь статьей 49 Закона о защите конкуренции,

у  с  т  а  н  о  в  и  л  а:
Воронежским УФАС России в рамках рассмотрения обращения прокуратуры Семилукского района Воронежской области и полученных от администрации Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области, по мотивированному запросу, материалов выявлены признаки нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, которые выразились в следующем.
В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения сельского поселения относятся:
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
- организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
09.01.2020 г. между администрацией Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области (далее – Администрация) и Семилукским сельским потребительским кооперативом «Чаша» (далее – ССПК «Чаша») заключен договор № 1 (далее – Договор) о передаче имущества, принадлежащего администрации Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области на праве собственности, в аренду, согласно приложению № 1 к настоящему договору. Согласно приложению № 1 передаче подлежат водопроводы, водонапорные башни, скважины, колодца, т.е. имущество, используемое для водоснабжения. Договор заключен на неопределённый срок.
Согласно Договору арендодатель, в лице Администрации, передаёт арендатору, в лице ССПК «Чаша», имущество, принадлежащее Администрации на праве собственности, в том числе: водопроводы, водонапорные башни, скважины буровые и иные объекты водоснабжения. Согласно приложению № 1 к Договору, датами ввода в эксплуатацию предаваемых в аренду объектов являются 1956, 1960, 1982, 1989, 2005, и 2006 г.г.
Часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции гласит, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 указанной статьи, в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» установлено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Между тем, спорный Договор был заключен без проведения конкурентных процедур.
Согласно письменным пояснениям Администрации, ССПК «Чаша» - это некоммерческая организация, которая представлена в виде добровольного объединения граждан, основанного на членстве и обладающего целью удовлетворить материальные и иные потребности, которые бы осуществлялись благодаря объединению взносов имущественных паев его членов. ССПК «Чаша» не является коммерческой организацией, деятельность ССПК «Чаша» не является предпринимательской. ССПК «Чаша» не осуществляет деятельность приносящую доход.
Помимо этого, Администрация указывает, что ССПК «Чаша» относится к социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", таким образом, по мнению Администрации, заключение Договора с ССПК «Чаша» возможно на основании п. 4 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения настоящего обращения, установлено, что сведения об ССПК «Чаша» включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, что прямо свидетельствует об осуществлении ССПК «Чаша» предпринимательской деятельности.
Помимо этого, при рассмотрении обращения, Воронежским УФАС России получены материалы дела об административном правонарушении № 50-01/21, возбужденного Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области в отношении ССПК «Чаша» Согласно материалам указанного дела ССПК «Чаша» производилось начисление платы за коммунальные услуги «холодное водоснабжение».
Приказом Департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 27.01.2022 г. № 4/2 установлен и введён в действие тариф на питьевое водоснабжение для ССПК «Чаша» осуществляющего холодное водоснабжение потребителей в границах Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области.
Таким образом, ССПК «Чаша» осуществляет деятельность, приносящую доход, в связи с чем является хозяйствующим субъектом в соответствии с п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции.
Пункт 4 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции содержит закрытый перечень форм юридических лиц, попадающих по исключение из действия ст. 17.1 Закона о защите конкуренции. Потребительские кооперативы в данный перечень не входят.
Относительно довода о том, что ССПК «Чаша» относится к социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях), Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
Статьёй 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» установлено, что социальное обслуживание граждан (далее - социальное обслуживание) это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Согласно ст. 5 указанного Закона, органы местного самоуправления не входят в систему социального обслуживания.
В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
С учётом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что деятельность по водоснабжению и водоотведению не является деятельностью по решению социальных проблем.
Согласно ч. 1 ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях органы государственной власти, органы публичной власти федеральной территории и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности:
1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства);
9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;
13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ.
Водоснабжение и водоотведение не относится ни к одному из перечисленных видов деятельности.
В связи с этим, ССПК «Чаша» не относится к исключениям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 17.1 Закона защите конкуренции.
Рассматриваемые действия Администрации по заключению Договора имеют признаки нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Следовательно, действия администрации Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области по передаче в аренду ССПК «Чаша» имущества в соответствии с Договором поставили данное ССПК «Чаша» в более выгодные условия осуществления им предпринимательской деятельности и образуют состав нарушения ч. 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частями 1, 2 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

р  е  ш  и  л  а:
1.
Признать в действиях администрации Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области нарушение ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившееся в заключении с ССПК «Чаша» договора № 1 о передаче имущества, принадлежащего администрации Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области на праве собственности, в аренду, а именно имущество, используемое для водоснабжения, без проведения конкурентных процедур.
2. Выдать администрации Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области предписание об устранении допущенных нарушений.
Председатель Комиссии                                                                               А.В. Логошин
Члены Комиссии:                                                                                          Р.В. Колмаков
                                                                                                                    С.Г. Субботин

Связанные организации

Связанные организации не указаны