Решение №036-07/18.1-299/2019 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Алхим» на действия О... от 1 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036-07/18.1-299/2020
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Алхим» на действия ОАО «РЖД» - структурного подразделения Центральной дирекции закупок и снабжения филиала ОАО "РЖД"(г. Воронеж, ул. Студенческая, д.26) при проведении запроса котировок на право заключения договора поставки химической продукции (полиоксихлорида алюминия) (номер закупки в ЕИС 32008896357)
Резолютивная часть решения объявлена 27.03.2020
Решение в полном объеме изготовлено 01.04.2020                                    г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»), на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:
Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела,
Субботин С. Г. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт,
Сисева Н.И. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт;
в присутствии представителя ОАО "РЖД": <…>,
в отсутствии представителя ООО «Алхим», о времени и месте рассмотрения дела, уведомленного надлежащим образом,
в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции»,
у с т а н о в и л а:
19.03.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области из Московского УФАС России поступила жалоба ООО «Алхим» (далее - заявитель) на действия структурного подразделения Центральной дирекции закупок и снабжения - филиала ОАО "РЖД" (г. Воронеж, ул. Студенческая, д.26, далее - заказчик, организатор закупки) при проведении запроса котировок на право заключения договора поставки химической продукции (полиоксихлорида алюминия) (номер закупки в ЕИС 32008896357, далее - запрос котировок).
Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» и принята к рассмотрению. О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.
Заявитель полагает, что закупочной комиссией заказчика были допущены нарушения при рассмотрении его заявки, а именно: закупочной комиссией неправомерно были сделаны выводы о недостоверности сведений представленных заявителем в котировочной заявке и паспорте качества, который был представлен по запросу организатора торгов.
По мнению заявителя, характеристики товара, указанные в паспорте качества могут относиться только к конкретной партии товара и в закупочной документации организатор торгов не установил конкретных технических характеристик для закупаемого товара.
Представитель организатора торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные и устные пояснения.
Представитель заявителя просил также учесть тот факт, что при рассмотрении заявок закупочная комиссия руководствовалась Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, оказываемых российскими лицами по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым иностранными лицами».
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, руководствуясь требованиями Закона № 223-ФЗ, ч.ч. 16, 17, 20 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
28.06.2018, решением совета директоров (протокол № 26) утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» (далее - Положение о закупке).
В соответствии с ч.6.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
Комиссия Воронежского УФАС России, ознакомившись с закупочной документацией (извещение опубликовано на сайте 18.02.2020 сотрудником ОАО»РЖД» <…>) установила, что в техническом задании (приложение 1.1) заказчик установил следующие характеристики закупаемого товара: полиоксихлорид алюминия - АКВА-АУРАТ-30, назначение: очистка и кондиционирование питьевой воды, ТУ 2163-069-00205067-2007, соответствие предлагаемого товара требованиям технического задания, действующим стандартам (техническим регламентам).
В пункте 8 технического задания указано: «в случае, если претендент предлагает к поставке эквивалентную замену продукции, требующуюся в соответствии с техническим заданием, в своем техническом предложении следует указать марку, модель, артикул, ГОСТ, ОСТ, ТУ и прочие сведения об эквиваленте в соответствии с требованиями технического задания».
В связи с тем, что Закон № 223-ФЗ не предусматривает при описании предмета закупки ограничиваться только указанием на ТУ, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчик при описании предмета закупки не установил  функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
В соответствии с ч.17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России считает, что заказчиком при описании предмета закупки допущены нарушения ч.6.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ.
Далее Комиссия Воронежского УФАС России сопоставила данные, которые были представлены заявителем в котировочной заявке с требованиями, которые были установлены заказчиком в закупочной документации и установила следующее.
В техническом предложении в котировочной заявке, заявитель предлагает к поставке полиоксихлорид алюминия (эквивалент марки «Аква-Аурат 30» ТУ 2163-069-0020567-2007) Полиалюминий Хлорид ГОСТ КНР СВ 15892-2003 и дает технические и функциональные характеристики.
К заявке заявитель прикладывает сертификат соответствия на продукцию коагулянт полиалюминий хлорид (гидроксихлорид алюминия, полихлористый алюминий, РАС), порошок желтый, 1 сорт, твердый 1 класса. Изготовитель: «ZHENGZHOU VIDAR WATER INDUSTRIAL COMPANY LIMITED» CHINA и экспертное заключение на данную продукцию.
На стадии рассмотрения заявок у экспертной группы заказчика возникли сомнения в качестве продукции и заказчик, руководствуясь п. 3.6.8 закупочной документации направил заявителю запрос о предоставлении сертификата для уточнения производителя товара.
ООО «Алхим» направило заказчику паспорт на полиалюминий хлорид изготовителя, дата изготовления паспорта 21.12.2018г. изготовителя: «ZHENGZHOU VIDAR WATER INDUSTRIAL COMPANY LIMITED» CHINA.
Закупочная комиссия заказчика после изучения всех документов, представленных ООО «Алхим» пришла к выводу о том, что заявка участника не соответствует требованиям документации на основании пункта 3.6.3.1 Приложения № 1, а именно: наличие информации и документов, подтверждающих, что товар, предлагаемый в соответствии с заявкой участника, не соответствуют требованиям, изложенным в техническом задании и содержит недостоверные сведения, а именно: описание отдельных технических характеристик товара, указанных в техническом предложении участника, в т.ч. по показателям содержания массовой доли мышьяка (As), %), массовой доли свинца (Ph) имеют иные характеристики, чем по данным Экспертного заключения Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека (представленного в составе заявки участника); паспорт на товар (копия), представленный по запросу Заказчика свидетельствует об истекшем гарантийном сроке хранения предлагаемого товара, представлен без перевода на русский язык (протокол заседания конкурсной комиссии от 27.02.2020).
Комиссия Воронежского УФАС России не может согласиться с выводами закупочной комиссии в силу того, что технические характеристики закупаемого товара, указанные в разных документах в составе заявке, хотя и носят различное цифровое выражение в пределах от 0,003 до 1,4, однако при этом не превышают первоначального значения заявленного в техническом предложении котировочной заявки.
Сведений о том, что предложенный заявителем товар запрещен для использования заказчик не предоставил.
Кроме того, техническое предложение заявителя содержит все установленные заказчиком требования при предложении эквивалентного товара, а именно в заявке указаны: марка товара, производитель, ТУ, ГОСТ и другие технические и функциональные характеристики.
Комиссия Воронежского УФАС России принимает во внимание тот факт, что паспорт качества с датой изготовления от 21.12.2018, представленный заявителем не свидетельствует о том, что этот паспорт выдан на партию товара, поставляемого в рамках рассматриваемой закупки.
В соответствии с пунктом 368 Положения о закупках, заказчик может отклонить котировочные заявки в случае:
1) несоответствия котировочной заявки требованиям, указанным в запросе котировок;
2) при предложении в котировочной заявке цены товаров, работ, услуг выше начальной (максимальной) цены договора (цены лота);
3) непредставления участником разъяснений положений котировочной заявки (в случае наличия требования заказчика).
Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
Следовательно, отклонение конкурсной комиссией заявки заявителя на основании пункта 3.6.3.1 Приложения № 1 за непредставление определенных извещением документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике запроса котировок или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствует действительности, в связи с тем, что закупочная комиссия заказчика осуществляла проверку документов, требования о предоставлении которых не установлены документацией.
Довод заявителя о том, что при рассмотрении заявок необходимо было отдать приоритет только в пользу заявок с предложениями товаров российского производства в силу Постановления Правительства № 925 не может быть признан обоснованным в связи с тем, что преимущества при проведении конкурса или иной закупки, где победитель выбирается по критериям оценки заявок либо им признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора осуществляются следующим образом:
- цена участника, предложившего отечественные товары (работы, услуги), снижается для оценки и сопоставления заявок (п. п. 2, 2.1 Постановления N 925): на 30%, если закупаются товары из реестра; на 15%, если закупаются иные товары (работы, услуги).
Договор по результатам таких закупок заключается по цене, предложенной победителем.
Постановление Правительства № 925 не устанавливает требований о том, что заявки, содержащие предложение о поставке товаров иностранного производства подлежат обязательному отклонению.
Таким образом, конкурсной комиссией заказчика при принятии решения об отклонении заявки ООО «Алхим» по вышеуказанным основаниям нарушены требования пункта 368 Положения о закупках и ч.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ.
При рассмотрении жалобы заказчиком была предоставлена информация о заключении договора.
Комиссия, проверив данную информацию установила, что 23.03.2020 в 18 часов 03 минуты заказчиком в ЕИС был размещен договор № «57708503727200033470000», заключенный по результатам закупки.
На основании изложенного, руководствуясь ч.20 ст.18.1, ст.23 Закона № 135-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО «Алхим» на действия ОАО "РЖД" - структурного подразделения Центральной дирекции закупок и снабжения филиала ОАО "РЖД" (г. Воронеж, ул. Студенческая, д.26) при проведении запроса котировок на право заключения договора поставки химической продукции (полиоксихлорида алюминия) (номер закупки в ЕИС 32008896357) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика ОАО «РЖД» (Юго-Восточной дирекции снабжения – структурного подразделения Центральной дирекции закупок и снабжения - филиала ОАО "РЖД") нарушение требований ч.6.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ, выразившихся в не указании в описании предмета закупки функциональных характеристик (потребительских свойств), технических и качественных характеристик закупаемого товара.
3. Признать в действиях конкурсной комиссии заказчика нарушение требований пункта 368 Положения о закупках и ч.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, выразившихся в принятии решения об отклонении заявки заявителя по основаниям не предусмотренным положением о закупках.
4. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты запроса котировок и заключением 23.03.2020 года заказчиком договора, предписание об устранении нарушений заказчику не выдавать.
5. Передать материалы настоящего дела соответствующему должностному лицу Управления федеральной антимонопольной службы по Воронежской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии                                                                            А.В. Логошин
Члены комиссии                                                                                         С.Г. Субботин
                                                                                                                      Н.И. Сисева

Связанные организации

Связанные организации не указаны