Решение №036/07/3-1236/2020 по результатам рассмотрения жалобы ООО «СК «Вид» на действия... от 27 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/07/3-1236/2020
по результатам рассмотрения жалобы ООО «СК «Вид» на действия заказчика - ОАО «РЖД» (закупка осуществляется для нужд Юго-Восточная дирекция по эксплуатации зданий и сооружений - Структурное Подразделение Юго-Восточной железной дороги-филиала ОАО "РЖД") при проведении запроса котировок в электронной форме № 2917/ЗКТЭ-Ю-ВОСТ/20 на право заключения договоров выполнения работ по капитальному ремонту объектов Юго-Восточной дирекции по эксплуатации зданий и сооружений (извещение в ЕИС № 32009536245)
Резолютивная часть решения объявлена 22.10.2020
Решение в полном объеме изготовлено 27.10.2020                                       г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции») на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:
Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя-начальник отдела;
Капранчиков А.В.- член Комиссии, старший государственный инспектор;
Сисева Н.И. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт,
Посредством рассмотрения жалобы с помощью сервера видеоконференций TrueConf Server, при участии представителей:
от заявителя: <…>;
от заказчика: <…>, <…>, <…>,
в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:
05.10.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО «СК «Вид» (далее - заявитель) на действия заказчика - ОАО «РЖД» (закупка осуществляется для нужд Юго-Восточная дирекция по эксплуатации зданий и сооружений - Структурное Подразделение Юго-Восточной железной дороги-филиала ОАО "РЖД") (далее - заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме № 2917/ЗКТЭ-Ю-ВОСТ/20 на право заключения договоров выполнения работ по капитальному ремонту объектов Юго-Восточной дирекции по эксплуатации зданий и сооружений (извещение в ЕИС № 32009536245, далее - запрос котировок).
Рассмотрение жалобы было назначено на 10 часов 30 минут 13.10.2020.
В соответствии с ч. 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, для получения дополнительных документов срок принятия решения по жалобе продлевался до 15 часов 00 минут 22.10.2020 года.
В жалобе, направленной в Воронежское УФАС России заявитель указывает на то, что заказчик безосновательно требует, чтобы участник закупки имел право выполнять капитальный ремонт в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии).
Заявитель считает, что аргумент заказчика о том, что объекты предмета выполнения работ включены в инфраструктуру железнодорожного транспорта и поэтому относятся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам капитального строительства не соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили устные и письменные пояснения.
Изучив материалы дела, руководствуясь требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), ч.ч. 16, 17, 20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, указанным законом установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
28.06.2018, решением совета директоров (протокол № 26) утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» (далее - Положение о закупках).
Часть 20 статьи 3.2 определяет, что под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Из изложенных норм следует, что заказчиком в документации о закупке могут быть установлены требования к участникам, предусмотренные положением о закупке.
В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 199 Положения о закупках, в документации о конкурентной закупке могут устанавливаться обязательные требования к участникам, в том числе о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ и принятыми во исполнение него нормативными правовыми актами к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом договора.
Иные единые требования к участникам, в том числе квалификационные требования, устанавливаются в документации о конкурентной закупке в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, нормативными документами ОАО "РЖД" к поставщикам (исполнителям, подрядчикам).
К таким требованиям относится наличие:
1) финансовых ресурсов для исполнения договора;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и/или других материально-технических ресурсов для исполнения договора;
3) опыта осуществления поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о закупке. При этом учитывается стоимость всех поставленных, выполненных, оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров, работ, услуг (по выбору участника закупки) по предмету закупки;
4) деловой репутации;
5) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.
В извещении о проведении рассматриваемого запроса котировок заказчиком установлено требование о наличии у участника закупки права выполнять капитальный ремонт в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии).
В соответствии с приложением к извещению о проведении запроса котировок, заказчиком осуществляется закупка на выполнение работ по капитальному ремонту следующих объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта:
- капитальный ремонт механических мастерских Поворино (инв. №104250(П)_Л, сет. № 47021100000007300000);
- капитальный ремонт рабочего помещения ПЧ (инв. № 4100030(П)_Л, сет. № 47021100000007230000), Абрамовка;
- капитальный ремонт здания растворо-бетонного узла (инв. № 102870(П)_Л, сет. № 47021100000006490000), Поворино;
- капитальный ремонт здания сетевого района (инв. № 0100360ЭЧ_В, сет. № 47711100000000610000), Воронежская обл., г. Воронеж, Деповский тупик;
- капитальный ремонт бытового помещения (инв. № 0100970ПЧ_В, сет. № 46011100000000550000), Воронежская обл., Семилукский р-н, п. Латная, ул. Ленина, 111 «Б»;
- капитальный ремонт помещения РРУ. пристройка к зданию ТП-2 (инв. №0112620_Р, сет. №47611100000000120000), Балашов;
- капитальный ремонт вокзала (инв. №0102450_М, сет. №47071100000000300000), ст. Бокино, Тамбовская обл.;
- капитальный ремонт поста электрической централизации (инв. № 105490(Г)_М, сет. № 47071100000009580000), ст. Оборона,Тамбовская обл.;
- капитальный ремонт здания грузового диспетчера (инв. №0104360_Т_М, сет. №47071100000006040000), Тамбовск. обл, ст. Тамбов, ул. Гастелло, д. 2б; капитальный ремонт здания будки сцепщиков Северной горки (инв. №0102030_М, сет. №47071100000003800000), ст. Кочетовка 1, Тамбовская обл.;
- капитальный ремонт объекта 7897 (инв. №0100620_ЛВЧД-14_М, сет. №45121100000000070000), ст. Мичуринск-Уральский, Тамбовская обл.;
- капитальный ремонт здания мастерского участка (инв. №0511062СТ_Б, сет. №47661100000000050000), Кривецкая;
- капитальный ремонт нежилого здания (рабочее помещение) (инв. №0106460_Е, сет. №47061100000004120000), ст. Лобаново; капитальный ремонт помещения для сбора рабочих (инв. №0106770_Е, сет. №47061100000000710000), ст. Извалы;
- капитальный ремонт нежилого здания (здание компрессорной) (инв. №0106340ЕЛ, сет. №47061100000004070000), ст. Лобаново.
Заказчик в своих пояснениях аргументирует необходимость установления  требования о наличии у участника закупки права выполнять капитальный ремонт в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии) тем, что вышеперечисленные объекты находятся в зоне действия технических сооружений и устройств железных дорог, обеспечивающих безопасность движения поездов, пассажиров железнодорожного транспорта, данные объекты расположены в зоне действующих инженерных коммуникаций железнодорожного транспорта, перегонах, полосах отвода, объектов и сооружений железной дороги.
В дополнительных пояснениях от 21.10.2020 № исх-3013/ЮВОСТ ДЭЗ, заказчик поясняет, что несколько объектов капитального ремонта, включенных в закупку зарегистрированы в реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1197г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Так, например, в реестр включены объекты: механические мастерские Поворино (инв. №104250(П)_Л, сет. № 47021100000007300000); здание сетевого района (инв. № 0100360ЭЧ_В, сет. № 47711100000000610000), Воронежская обл., г. Воронеж, Деповский тупик; помещение РРУ; пристройка к зданию ТП-2 (инв. №0112620_Р, сет. №47611100000000120000), Балашов; нежилое здание (здание компрессорной) (инв. №0106340ЕЛ, сет. №47061100000004070000), ст. Лобаново.
Комиссия принимает во внимание тот факт, что каждое из опасных производственных объектов, указанных заказчиком, находится в составе группы объектов по путевому железнодорожному направлению. То есть, в составе каждой группы объектов находится опасный производственный объект.
Частью 1.1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлена группа особо опасных, технически сложных объектов: тоннели длиной более 500 метров, мостовые переходы с опорами высотой от 50 до 100 метров, железнодорожные вокзалы расчетной вместимостью свыше 900 пассажиров, сортировочные горки с объемом переработки более 3500 вагонов в сутки), а также объекты инфраструктуры, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с настоящим пунктом к особо опасным, технически сложным объектам.
Для получения информации по данному вопросу, Комиссией Воронежского УФАС России в адрес Департамента капитального строительства ОАО «РЖД» был направлен запрос по вопросу того, могут ли перечисленные в запросе объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта относиться к группе особо опасных, технически сложных объектов, указанных в ч. 1.1 ст. 2 Федерального закона о железнодорожном транспорте.
В своем ответе на запрос (№ исх-4815/ЦЦНС от 21.10.2020) Департамент капитального строительства ОАО «РЖД» сообщил о том, перечисленные объекты могут быть отнесены к группе особо опасных, технически сложных объектов, указанных в ч. 1.1 ст. 2 Федерального закона о железнодорожном транспорте, если они входят в состав объектов, относящихся в соответствии с указанным пунктом к особо опасным, технически сложным объектам, а также при условии соответствия их характеристик иным требованиям, установленным статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации,  к особо опасным и технически сложным объектам относятся, в том числе объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте;
опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Следовательно, выполнение капитального ремонта на объектах, относящихся к категории опасных производственных объектов, подлежащих регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, в соответствии со статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Часть 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ устанавливает, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон № 223-ФЗ не содержат закрытого перечня требований, которые могут устанавливаться заказчиком при проведении закупки, либо прямого запрета на применение какого-либо требования. Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона.
Согласно части 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
Таким образом, исходя из положения пункта 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют целям закупки. Поэтому включение в документацию о торгах требований, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
В связи, с тем что Градостроительным кодексом установлено обязательное определение категорий объектов (а именно опасных производственных) и выполнение работ на таких объектах может осуществляться только лицами, имеющими право выполнять работы на таких объектах, довод заявителя о том, что объекты, указанные в закупке, хотя и являются объектами железнодорожного транспорта, но не могут являться объектами капитального строительства в соответствии с п.10 ст. 1 Градостроительного кодекса не может быть признан обоснованным.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:
Признать жалобу ООО «СК «Вид» на действия заказчика - ОАО «РЖД» (закупка осуществляется для нужд Юго-Восточная дирекция по эксплуатации зданий и сооружений - Структурное Подразделение Юго-Восточной железной дороги-филиала ОАО "РЖД") при проведении запроса котировок в электронной форме № 2917/ЗКТЭ-Ю-ВОСТ/20 на право заключения договоров выполнения работ по капитальному ремонту объектов Юго-Восточной дирекции по эксплуатации зданий и сооружений (извещение в ЕИС № 32009536245) необоснованной.
Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии                                       А.В. Логошин
Члены Комиссии                                                  А.В. Капранчиков
                                                                            Н.И. Сисева

Связанные организации

Связанные организации не указаны