Решение №036/01/10-1520/2023 по делу № 036/01/10-1520/2023 о нарушении антимонопольного з... от 29 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 
по делу № 036/01/10-1520/2023 о нарушении антимонопольного законодательства
        
 29.12.2023г.                                                                                            г. Во-ронеж

Резолютивная часть решения объявлена: 29.12.2023г.
Решение в полном объёме изготовлено: 29.12.2023г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Михин С.В. – председатель Комиссии, заместитель Управления,
Русаленко Н.В. – член Комиссии, начальник отдела антимонопольного контроля, 
Бурахина И.В. – член Комиссии, государственный инспектор отдела антимонопольного контроля,               
рассмотрела дело №036/01/10-1520/2023, возбужденное в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в незаконном полном прекращении в период с 14.06.2023г. по 16.06.2023г. поставки газа необходимого для функционирования котельной ООО «Святогор», расположенной по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Урывского, д. 8, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, в отсутствие представителей ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» и ООО «Святогор» (о дате и времени рассмотрения настоящего дела надлежащим образом уведомленные),

У С Т А Н О В И Л А:

14.06.2023г. в Управление поступило обращение ООО «Святогор» по вопросу правомерности введения ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» в период с 14.06.2023г. по 16.06.2023г. полного прекращения поставки газа для котельной, принадлежащей ООО «Святогор».
Как установлено Управлением в ходе проведенной проверки, между ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» и ООО «Святогор» заключены действующие договоры поставки газа № 11-6-4-3344/14 от 01.12.2014г. и № 11-6-4-3344/17/333 от 20.12.2016г. на поставку газа в котельную, расположенную по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Урывского, 8 (далее - Котельная).
По состоянию на 21.07.2023г. ООО «Святогор» имеет просроченную задолженность перед ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» за поставленный газ в размере <...> рублей (с декабря 2021г. по июнь 2023г.).
В связи с изложенным, ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж», руководствуясь пунктом 8 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 № 1245 (далее - Правила № 1245), направило ООО «Святогор» уведомления (исх. № 16/1474 от 22.05.2023г. и исх. № 16/1668 от 08.06.2023г.) о возможном ограничении с 14.06.2023г. поставки газа.
06.07.2023г. в Управление от ООО «Святогор» поступила информация, из которой установлено следующее:
1) Общее количество потребителей, технологически присоединенных к тепловым сетям ООО «Святогор» - 1211 субъектов, а именно: 32 юридических лица (в том числе БУЗ ВО «ВГКБСМП» №10 (роддом, больница), МБДОУ «Детский сад № 99», МБДОУ «Детский сад № 183»), 1179 физических лиц (далее – МКД и Социальные объекты);
2) Количество добросовестных потребителей, технологически присоединенных к тепловым сетям ООО «Святогор» - 1158 субъектов, а именно: 29 юридических лиц, 1129 физических лиц.
ООО «Святогор» сообщило, что были приняло меры, установленные действующим законодательством по обеспечению своих добросовестных абонентов коммунальным ресурсом, была направлена в ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» информация, предусмотренная пунктом 12 Правил № 1245 (расчет необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения объема газа), но ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» расчет не приняло. В связи с чем между ними имеется спор в Арбитражном суде Воронежской области (дело № А14-13169/2022).
Как установлено в ходе рассмотрения обращения целью приобретения ООО «Святогор» природного газа у ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» является оказание коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению МКД и Социальным объектам (БУЗ ВО «ВГКБСМП» № 10 (роддом, больница), МБДОУ «Детский сад № 99», МБДОУ «Детский сад № 183»).
В связи с этим, полное прекращение поставки газа со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» в период с 14.06.2023г. по 16.06.2023г. привело к прекращению горячего водоснабжения неопределенного круга потребителей ООО «Святогор», в том числе Социальным объектам.
Учитывая указанные обстоятельства в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» по незаконному полному прекращению в период с 14.06.2023г. по 16.06.2023г. поставки газа необходимого для функционирования котельной ООО «Святогор», расположенной по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Урывского, д. 8, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей установлены признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по оптовой реализации внебиржевого природного газа Воронежской области.
18.09.2023г. Управлением был подготовлен аналитический отчет о состоянии конкуренции рынке услуг по оптовой реализации внебиржевого природного газа Воронежской области, которым у ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» было установлено доминирующее положение на указанном рынке.
В связи с этим, 06.10.2023г. Управлением в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» возбуждено дело № 036/01/10-1520/2023 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции», выразившимся в незаконном полном прекращении в период с 14.06.2023г. по 16.06.2023г. поставки газа необходимого для функционирования котельной ООО «Святогор», расположенной по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Урывского, д. 8, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.
Согласно письменным объяснениям ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» (исх. № 09/2173 от 21.07.2023г. и 09/2382 от 15.08.2023г.), Общество действовало на основании пунктов 10-12 Правил № 1245 и произвело ограничение поставки газа с соблюдением пункта 13 Правил № 1245.
При этом ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» произвело полное ограничение поставки газа в период с 14.06.2023г. по 16.06.2023г. в отношении ООО «Святогор», в связи тем, что последнее не подписывает дополнительное соглашение с установлением лимитов потребления для конечных потребителей.
Несмотря на указанное обстоятельство ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» инициировало переключение потребителей ООО «Святогор» к тепловым сетям ООО «ЭлектроЭнерго», в связи с чем нарушение прав добросовестных потребителей допущено не было.
Рассмотрение настоящего дела было назначено на 25.10.2023г.
В связи с необходимостью получения дополнительных информации и документов рассмотрение настоящего дела отлагалось до 20.11.2023г., 15.12.2023г.
Кроме того, в связи с необходимостью ознакомления лиц, участвующих в деле с аналитическим отчетом о состоянии конкуренции на рынке услуг по оптовой реализации внебиржевого природного газа Воронежской области и получением возражений на него, а также подготовкой заключения об обстоятельствах настоящего дела объявлялся перерыв до 24.11.2023г. и 21.12.2023г.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 036/01/10-1520/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, оценив предоставленные по делу доказательства Комиссия Управления приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 10 Закону о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Согласно части 1 статья 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
15.12.2023г. Управлением был скорректирован анализ состояния конкуренции на рынке услуг оптовой реализации внебиржевого природного газа Воронежской области, с учетом поступивший возражений ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж», которым также у Общества подтверждается доминирующее положение на указанном рынке.
Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством, в том числе частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Отношения, связанные с поставкой, ограничением и прекращением газа, регламентируются Правилами № 1245.
Согласно пункту 8 Правил № 1245 поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа.
В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.
В соответствии с пунктом 10 Правил № 1245  ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее - абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11 - 13 настоящих Правил.
Согласно пункту 11 Правил № 1245, потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.
В силу пункта 12 Правил № 1245 исполнение этой обязанности может осуществляться потребителем путем:
а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;
в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте «б» настоящего пункта.
Согласно пункту 13 Правил № 1245 в случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте «в» пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев.
Поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное пунктом 8 настоящих Правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
Пунктом 1 Приложения № 1 к Правилам № 1245 к категориям потребителей газа ограничение режима потребления которым может привести к экономическим, экологически, социальным последствиям относятся государственные органы Российской Федерации, в том числе Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, медицинские учреждения, государственные учреждения ветеринарии.
Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила) условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме являются, в том числе предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1. В соответствии с приложением № 1 к Правилам, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд.
Подпунктом «г» пункта 3 Правил определено условие предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которым предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
Кроме того, подпунктом «а» пункта 31 Правил установлена обязанность исполнителя по предоставлению потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
При этом в силу пункта 121 Правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 настоящих Правил.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 122 Правил действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
С учетом изложенного, исходя из правового смысла Правил, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, своевременно оплачивающие потребленные ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с теплоснабжающей орга-низацией обеспечить подачу этим абонентам ресурсов в необходимых для них объемах.
Кроме того, положения Правил № 1245, Приложения № 1 к ним, Правил и Приложения № 1 к ним устанавливают, что ограничение/прекращение поставки газа, используемого для оказания коммунальных услуг для потребителей, среди которых имеются добросовестные потребители коммунальных услуг, медицинские учреждения, организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного теплоснабжения населенных пунктов может привести к экономическим, экологически, социальным последствиям.
Таким образом, из правового смысла указанных положений Правил № 1245 и Правил следует, что в отношении потребителей к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов применяется особый порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа.
Исчерпывающий перечень особенностей указанного порядка предусмотрен пунктами 11 – 13 Правил № 1245. При этом одной из указанных особенностей является ограничение поставки газа потребителям, имеющих подключенных абонентов-добросовестных плательщиков только до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).
Одновременно с этим, в уведомлении о введении в отношении таких потребителей ограничения поставки газа указывается объем газа, поставляемого в период ограничения и рассчитанного в соответствии с абзацем 1 пункта 13 Правил № 1245.
Право поставщика на полное ограничение поставки газа в отношении потребителей, к которым подключены абоненты - добросовестные плательщики пунктами 11-13 Правил № 1245 не предусмотрено.
Единственным исключением является случай перерасхода газа потребителем в период ограничения до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа.
В связи с этим, учитывая положения пунктов 10 - 13 Правил № 1245, полное ограничение/прекращение поставки газа, используемого для оказания коммунальных услуг добросовестным потребителям недопустимо.
Однако в нарушение пункта 13 Правил № 1245 ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» в период с 14.06.2023г. по 16.06.2023г. ввело полное прекращение поставки газа на котельную, принадлежащую ООО «Святогор», что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.
Кроме того, Комиссией Управления в ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что у ООО «Святогор» отсутствует экономическая и техническая возможность перейти на альтернативный вид топлива в целях обеспечения беспрерывно оказания услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению.
При этом ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» известно о наличии подключенных к тепловым сетям ООО «Святогор» социальных объектов, а также наличии у него статуса теплоснабжающей организации.
Также Комиссия Управления установила, что ООО «Святогор» явля-ется потребителем, ограничение режима потребления газа которого может привести к экономическим, экологически, социальным последствиям.
При указанных обстоятельствах, действия ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» по введению полного прекращения в период с 14.06.2023г. по 16.06.2023г. поставки газа необходимого для функционирования котельной ООО «Святогор», расположенной по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Урывского, д. 8 привели к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Одновременно с этим, доводы ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» о том, что у поставщика газа есть право полностью ограничивать режим потребления газа ООО «Святогор» при соблюдении процедуры и сроков направления уведомлений, предусмотренной пунктами 11-12 Правил № 1245 отклоняется как несостоятельный, поскольку противоречит положениям Приложения № 1 к Правилам № 1245.
Кроме того, учитывая положение пункта 13 Правил №1245, которое не наделяет ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» правом на введение в отношении ООО «Святогор» полного ограничения поставки газа. Поставщик газа в данном случае вправе лишь частично ограничить поставку газа указанному потребителю до среднемесячного уровня, определяемого из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения.
Довод ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» о том, что ООО «Святогор» не подписывает дополнительное соглашение с установлением лимитов потребления для конечных потребителей не относится к предмету рассмотрения настоящего дела и подлежит разрешению в судебном порядке.
Довод ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» о том, что им было инициировано переключение потребителей ООО «Святогор» к тепловым сетям ООО «ЭлектроЭнерго», в связи с чем нарушение прав добросовестных потребителей допущено не было отклоняется как несостоятельный, поскольку противоречит положениям Приложения № 1 к Правилам № 1245.
При этом Комиссией Управления учитывается, что в период с 14.06.2023г. по 16.06.2023г. ООО «ЭлектронЭнерго» было осуществлено переключение роддома корпус А, расположенного по адресу: г. Воронеж ул. Остужева, д. 29 на поставку тепловой энергии, что подтверждается письмом (исх. № 123 от 10.11.2023г.).
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции, одной из основных функций антимонопольного органа является предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
В целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.  
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 Закона о защите конкуренции, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт наличия у ООО «Газпром межрегионгаз Воро-неж» доминирующего положения на рынке услуг по оптовой реализации внебиржевого природного газа Воронежской области.
2. Признать действия ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» по направлению ООО «Святогор» по полному прекращению в период с 14.06.2023г. по 16.06.2023г. поставки газа необходимого для функционирования котельной ООО «Святогор», расположенной по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Урывского, д. 8, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии                                                      С.В. Михин

Члены Комиссии:                                                                   Н.В. Русаленко 
                                                                                                И.В. Бурахина

Связанные организации

Связанные организации не указаны