Решение №036/05/28-738/2023 о нарушении АО «Газпромбанк» требований части 7 статьи 5, пу... от 8 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/05/28-738/2023

«08» июня 2023 года                                                                            г. Воронеж
    
Резолютивная часть решения объявлена 06 июня 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 08 июня 2023 года

Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: А.В. Логошин - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: Капранчиков А.В. – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Лисенко С.А. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело № 036/05/28-738/2023 по признакам нарушения акционерным обществом «Газпромбанк» (ИНН: 7744001497, ОГРН: 1027700167110, 117420, г. Москва, ул. Намёткина, д. 16, к. 1, далее – АО «Газпромбанк»), требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в присутствии: представителя АО «Газпромбанк» <...>,

УСТАНОВИЛА:

Воронежским УФАС России 10 апреля 2023 года в ходе осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций), выявлено распространение на рекламных конструкциях (Электронный цифровой билборд), расположенных на перекрестке ул. Ворошилова и ул. Матросова (1 – рекламная конструкция, расположенная в непосредственной близости от дома № 98 по ул. Матросова, 2 - рекламная конструкция, расположенная в непосредственной близости от дома № 191 по ул. Матросова), информации следующего содержания:
«Газпромбанк. Накопительный счет до 9.5%. Проценты на мин. остаток на счете макс. 9.5% годовых в месяц открытия счета и след. за ним. Если в послед. 90 календ. дней не было действующих и/или прекративших действие вкладов и накоп. счетов на сумму от 100 руб. Иначе по базовой ставке 6% годовых на сумму от 5000 руб. на сумму от 1.5 млн. руб. – ставка 6% год. на сумму до 5000 руб. или при закрытии счета до истечения расчетного периода ставка – 0.01% год. Подробнее на gazprombank.ru и по тел. 8-800-300-60-90. Не оферта. Ген. лиц. ЦБ РФ % 354. Реклама. Условия действуют с 01.03.2023 и могут быть изменены банком. Банк ГПБ (АО)»  
Вышеуказанная информация транслировалась на электронных цифровых билбордах наряду с иными информационными (рекламными) материалами. Продолжительность трансляции рекламных роликов составляет 5 секунд.
Текст: «Газпромбанк. Накопительный счет до 9.5%», содержащийся на слайде, выполнен крупным шрифтом и занимает около 60% площади экрана.
В тоже время, текст, начинающийся со слов: «Проценты на мин. остаток» и заканчивающийся словами: «Условия действуют с 01.03.2023 и могут быть изменены банком», выполнен мелким шрифтом светло голубого цвета на синем фоне.
Учитывая ограниченное время трансляции (5 секунд), месторасположение рекламных конструкций, а также, контрастность цвета шрифта и фона, информация, выполненная мелким шрифтом является не читаемой без использования специальных технических средств.
В соответствии с пунктом 3 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 1922, далее – Правила), дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, за исключением случаев, указанных в пунктах 4, 5 и 7 указанных Правил.
Согласно положению пункта 6 Правил, в случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространяется на территории, подведомственной 2 и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, выявивший такое нарушение территориальный орган Федеральной антимонопольной службы передает материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, или дело в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, либо ходатайствует перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.
Воронежское УФАС России ходатайствовало (исх. № ДЧ/2802/23 от 12.04.2023 г.)  перед ФАС России о наделении Управления полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении АО «Газпромбанк».
Учитывая наличие в действиях АО «Газпромбанк» признаков нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе»,
Определением (исх. № АЛ/3660/23) от 12.05.2023 г., дело № 036/05/28-738/2023 назначено к рассмотрению на 11 ч. 45 мин. 22 мая 2022 г.
Указанным Определением у АО «Газпромбанк» была истребована необходимая информация.
22 мая 2023 г. на рассмотрение дела представителем АО «Газпромбанк» <...> была предоставлена необходимая информация.
Также, <...> поддержал позицию, изложенную в пояснениях Общества и заявил, что в действиях АО «Газпромбанк» отсутствуют признаки нарушения ФЗ «О рекламе».
Кроме того, представитель АО «Газпромбанк» пояснил, что в настоящее время рассматриваемая реклама не распространяется.
Рассмотрение дела было отложено на 14 ч. 00 мин. 05 июня 2023 г. (Определение исх. АЛ/3976/23 от 24.05.2023 г.).
05 мая 2023 г. Комиссия, ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные лицом, участвующим в деле, установила следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (услуги ПАО «Газпромбанк» по привлечению вклада по ставке 9.5% годовых), поддерживает интерес к ним и способствует продвижению товара на рынке (далее — рассматриваемая реклама).
В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В соответствии с условиями предоставления банковского продукта «накопительный счет», процентная ставка составляет 6%, при минимальной сумме остатка на счете 5000 рублей.
При этом, при минимальной сумме остатка в размере 1 500 000 рублей применяется «приветственная надбавка» равная 3.5%, которая суммируется с базовой процентной ставкой (6%).
Важным обстоятельством является тот факт, что «приветственная надбавка» предоставляется в первый и второй расчетные периоды (календарные месяцы) с момента открытия счета.
Таким образом, для получения процентной ставки равной 9.5%, потенциальному потребителю необходимо совершить вклад на сумму не менее 1 500 000 рублей, а срок действия такой процентной ставки составляет два календарных месяца, по прошествии которых процентная ставка по вкладу «накопительный счет» будет составлять 6%.
Рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку существенная информация о возможности использования вклада по ставке 9.5%, а именно, информация о минимальной сумме вклада, является нечитаемой без использования специальных технических средств, ввиду того, что вся существенная информация выполнена мелким, не контрастным шрифтом, а время ее прочтения ограничено.
Рассматриваемая нарушает требования пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», ввиду того, что информация о сроке действия процентной ставки в размере 9%, также является нечитаемой без использования специальных технических средств.
Необходимо отметить, что мелкий шрифт в рассматриваемой рекламе содержит, в том числе следующий текст: «9.5% годовых в месяц открытия счета и след. за ним.». Сокращение «след.», содержащаяся в приведенном тексте, может быть истолковано потенциальным потребителем как следующий или следующие. Такое двоякое толкование сокращения «след.», дополнительно может ввести потребителя в заблуждение, в отношении условий использования банковского продукта «накопительный счет» в АО «Газпромбанк».
Оценивая соотношение цвета мелкого шрифта и фона в рассматриваемой рекламе, Комиссия приходит к выводу о том, что примененная АО «Газпромбанк» цветовая гамма (светло голубой шрифт на синем фоне) является препятствием для восприятия потребителем существенной информации. Используемая АО «Газпромбанк» цветовая гамма приводит к тому, что вся информация, выполненная мелким шрифтом, является нечитаемой, даже при помощи специальных технических средств.
Предоставленный в материалы дела АО «Газпромбанк» оригинал-макет рассматриваемой рекламы, имеет отличия от фактически распространённой рекламы, в части цвета мелкого шрифта. А именно, на предоставленном Обществом оригинал-макете, мелкий шрифт выполнен белым цветом, в то время как, в распространенной рекламе применен шрифт светло голубого цвета.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе частью 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Как следует из пояснений АО «Газпромбанк» (исх. № ф049/049-3/80/23 от 19.05.2023 г., рекламодателем спорной рекламы является указанное Общество.
В подтверждение заявленной позиции АО «Газпромбанк» в материалы дела предоставлен агентский договор на размещение рассматриваемой рекламы № 01.04.23/01 от 01.04.2023 г., заключенный между финансовой организацией и ООО «Смарт-вью» (ИНН: 7744001497).
Комиссия не может согласится с доводами АО «Газпромбанк» об отсутствии в действиях Общества требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», по следующим обстоятельствам.
В рассматриваемом случае, информация, выполненная мелким шрифтом, является недоступной для потребителей вследствие ограниченного времени считывания указанной информации (5 секунды) и ее объема, цвета шрифта, в связи с чем, потребитель фактически не может получить предусмотренную законом информацию.
Отсутствие в Законе о рекламе либо иных нормативных правовых актах указания на размер шрифта текста не свидетельствует о том, что размер шрифта на рассматриваемой рекламе может быть любым. Основным условием размещения рекламы является предоставление потребителю добросовестной и достоверной информации.
В рассматриваемом случае, невозможность прочтения информации, выполненной мелким нечитаемым шрифтом, может быть приравнена к её отсутствию.   
Доводы ответчика об отсутствии нарушений являются несостоятельными по следующим основаниям. Как установлено материалами дела, общая продолжительность трансляции рассматриваемой рекламы составляет 5 секунд, при этом, трансляция рекламного ролика осуществляется наряду с иными рекламными материалами. Информация о периодичности трансляции спорной рекламы, нигде не приведена. Таким образом, потенциально заинтересованный потребитель не может знать через какой промежуток времени произойдет повторная трансляция рекламного ролика, а также о самой возможности повторной трансляции ролика.
Иных документов и материалов, противоречащих позиции Комиссии Воронежского УФАС Росси, а также материалов, дополняющих и подтверждающих позицию АО «Газпромбанк», Комиссией не выявлено, а Ответчиком по делу не предоставлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 40 - 48 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2020 года № 1922, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную на рекламных конструкциях (Электронный цифровой билборд), расположенных на перекрестке ул. Ворошилова и ул. Матросова (1 – рекламная конструкция, расположенная в непосредственной близости от дома № 98 по ул. Матросова, 2 - рекламная конструкция, расположенная в непосредственной близости от дома № 191 по ул. Матросова), следующего содержания: «Газпромбанк. Накопительный счет до 9.5%. Проценты на мин. остаток на счете макс. 9.5% годовых в месяц открытия счета и след. за ним. Если в послед. 90 календ. дней не было действующих и/или прекративших действие вкладов и накоп. счетов на сумму от 100 руб. Иначе по базовой ставке 6% годовых на сумму от 5000 руб. на сумму от 1.5 млн. руб. – ставка 6% год. на сумму до 5000 руб. или при закрытии счета до истечения расчетного периода ставка – 0.01% год. Подробнее на gazprombank.ru и по тел. 8-800-300-60-90. Не оферта. Ген. лиц. ЦБ РФ % 354. Реклама. Условия действуют с 01.03.2023 и могут быть изменены банком. Банк ГПБ (АО)», поскольку указанная реклама нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 «О рекламе», а именно, существенная информация о минимальной сумме вклада и сроке действия «приветственной надбавки», является нечитаемой, ввиду того, что вся существенная информация выполнена мелким шрифтом, а время ее прочтения ограничено.
2. Учитывая прекращение распространения ненадлежащей рекламы, предписание о прекращении нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 «О рекламе» не выдавать.
3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному сотруднику Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в отношении АО «Газпромбанк».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

Председатель Комиссии                                                          А.В. Логошин

Члены Комиссии                                                                      А.В. Капранчиков

                                                                                                   С.А. Лисенко

Связанные организации

Связанные организации не указаны