Решение №036/06/33-1152/2021 по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЭкоРодина» на действ... от 18 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЭкоРодина» на действия заказчика – БУЗ ВО «Воронежская городская поликлиника №3», уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона: Оказание услуг по вывозу (транспортировке) с последующим захоронением (утилизацией) медицинских отходов класса Б (извещение № 0131200001021010417)
(дело № 036/06/33-1152/2021)
16.11.2021 год                                                                                                          г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, зам. руководителя - начальник отдела;
Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика — бюджетного учреждения Воронежской области «Воронежская городская поликлиника №3» <…>,
уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области <…>,
в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного заявителя - ООО «ЭкоРодина»,
рассмотрев жалобу ООО «ЭкоРодина» на действия заказчика – БУЗ ВО «Воронежская городская поликлиника №3», уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона: Оказание услуг по вывозу (транспортировке) с последующим захоронением (утилизацией) медицинских отходов класса Б (извещение № 0131200001021010417),

у с т а н о в и л а :
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО «ЭкоРодина» (далее - заявитель) на действия заказчика – БУЗ ВО «Воронежская городская поликлиника №3» (далее - заказчик), уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона: Оказание услуг по вывозу (транспортировке) с последующим захоронением (утилизацией) медицинских отходов класса Б (извещение № 0131200001021010417) (далее - аукцион).
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями заказчика, уполномоченного органа, выразившимися в установлении в Техническом задании документации об аукционе положений, ограничивающих количество участников закупки; описанием объекта закупки без применения требований нормативно-правового акта, регулирующего деятельность в области обращения с медицинскими отходами - СанПин 2.1.3684-21 в части правил захоронения отходов на полигоне.
Представители заказчика, уполномоченного органа считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика, уполномоченного органа соответствующими законодательству о закупках.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
08.11.2021 года уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении аукциона и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта – 195570, 00 руб. Торги проводятся на электронной торговой площадке - РТС-тендер.     
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 2  ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.      
Описанием объекта закупки (приложение 4 части 3 документации к аукционе (Техническое задание), установлены требования к характеристикам закупаемых услуг: вывоз (транспортировка) с последующим захоронением (утилизацией) медицинских отходов класса Б.

Адрес контейнерной площадки

 

 

 

Класс Б

 

 

Кол-во

контей-

неров

Вывоз в неделю, раз

Норма вывоза в день, куб.м

Ед.изм.

Объем

пер. Ботанический, 47

1

5 (с понедельника по пятницу)

 кроме праздничных дней

0,75

м3

185,25

пр-т Труда, 38

1

2(вторник и пятница)

кроме праздничных дней

0,75

м3

74,25

ул.Машиностроителей, 13б

2

4 (1 контейнер понедельник,

1 контейнер среда,

1 контейнер пятница,

1 контейнер

суббота) кроме праздничных дней

0,75

м3

74,25

 

 

 

 

 

369,00

 Исполнитель:
- своими силами осуществляет выгрузку из контейнеров отходов, сбор и загрузку отходов.
- после выгрузки контейнеров осуществляет уборку отходов, выпавших из контейнеров во время выгрузки.
- после вывоза отходов контейнеры и прилегающая территория остаются чистыми.
- ремонт контейнеров принадлежащих Заказчику, испорченных сотрудниками Исполнителя, производится за счет средств Исполнителя с обеспечением Заказчика на время ремонта контейнерами Исполнителя. В случае повреждений контейнеров, не позволяющих производить их дальнейшую эксплуатацию, Исполнитель производит замену контейнеров за счет собственных средств.    Оказание услуг по вывозу и захоронению отходов класса Б должно осуществляться качественно, безопасно, в полном объеме с соблюдением требований, установленных действующим законодательством Российской Федерации, согласно Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Вывоз и утилизация отходов регулируется СанПин 2.1.3684-21. Заказчик: самостоятельно обеззараживает химическим способом отходы класса Б для дальнейшего вывоза их Исполнителем.
Согласно пункту 158 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21) захоронены на полигоне без дополнительного обезвреживания могут быть медицинские отходы класса А, к которым применяются требования  санитарных правил, предъявляемых к твердым коммунальным отходам (ТКО).
В соответствии с пунктом 159 СанПиН 2.1.3684-21 после аппаратных способов обеззараживания с применением физических методов и изменения внешнего вида отходов, исключающего возможность их повторного применения, медицинские отходы классов Б и В собираются хозяйствующим субъектом, осуществляющим обращение медицинских отходов, в упаковку любого цвета, кроме желтого и красного, которая должна иметь маркировку, свидетельствующую о проведенном обеззараживании отходов, и содержать следующую информацию: «Отходы класса Б, обеззараженные» и «Отходы класса В, обеззараженные», наименование организации и ее адрес в пределах места нахождения, дата обеззараживания медицинских отходов. Последующее обращение с такими отходами обеспечивается хозяйствующим субъектом, осуществляющим обращение с медицинскими отходами, в соответствии с требованиями Санитарных правил к отходам класса А.
На основании пункта 200 СанПиН 2.1.3684-21 к способам и методам обеззараживания и (или) обезвреживания медицинских отходов классов Б и В предъявляются санитарно-эпидемиологические требования, в том числе:
а) обеззараживание, обезвреживание медицинских отходов классов Б может осуществляться централизованным или децентрализованным способом, при котором участок по обращению с отходами располагается в пределах территории организации, осуществляющей медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность;
г) химический метод обеззараживания медицинских отходов классов Б и В, включающий воздействие растворами дезинфицирующих средств, обладающих бактерицидным (включая туберкулоцидное), вирулицидным, фунгицидным (спороцидным - по мере необходимости) действием в соответствующих режимах, применяется с помощью специальных установок или способом погружения отходов в промаркированные емкости с дезинфицирующим раствором в местах их образования;
ж) термическое уничтожение медицинских отходов классов Б и В может осуществляется децентрализованным способом (инсинераторы или другие установки термического обезвреживания, предназначенные к применению в этих целях). Термическое уничтожение обеззараженных медицинских отходов классов Б и В может осуществляться централизованным способом (мусоросжигательный завод);
к) размещение обезвреженных медицинских отходов класса Б и В на полигоне ТКО допускается только при изменении их товарного вида (измельчение, спекание, прессование) и невозможности их повторного применения.
Заявитель полагает, что в Техническом задании установлены требования, влекущие за собой необоснованное ограничение количества участников аукциона, а именно: предусмотрен только один способ  обеззараживания медицинских отходов – размещение на полигоне, тогда как в соответствии со пунктом 200 СанПиН 2.1.3684-21 к способам и методам обеззараживания и (или) обезвреживания медицинских отходов класса Б относится также термическое уничтожение, осуществляемое  централизованным способом (мусоросжигательный завод). Таким образом, ограничено участие в аукционе хозяйствующих субъектов, обладающих возможностью предоставить услугу обезвреживания медицинских отходов путем сжигания в специализированных установках.
Также заявитель в жалобе указал, что согласно СанПиН 2.1.3684-21 без изменения внешнего вида отходов, исключающего возможность их повторного применения, размещение обезвреженных медицинских отходов класса Б и В на полигоне ТКО не допускается. Вместе с тем, из содержания Технического задания и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (минимальная стоимость транспортирования и захоронения 1 куб м медицинских отходов класса Б составляет 530 руб., что сопоставимо с ценами на обращение с отходами ТКО, предусмотренными приказом № 058/337 от 18.12.2020 года  Департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области), следует, что обращение с медицинскими отходами класса Б осуществляется заказчиком в том же порядке что и с ТКО, то есть без дополнительного обезвреживания путем измельчения, что не соответствует требованиям нормативно-правового акта, регулирующего деятельность в области обращения с медицинскими отходами - СанПиН 2.1.3684-21.
На рассмотрении жалобы представители заказчика, уполномоченного органа пояснили, что требования об оказании услуг по вывозу и захоронению отходов класса Б установлены заказчиком в соответствии с собственными потребностями, с учетом целесообразности и экономии бюджетных средств. Наряду с самостоятельным обеззараживанием химическим способом отходов класса Б, заказчик физическим методом (посредством измельчения при помощи специальных приспособлений) осуществляет изменение внешнего вида отходов, исключающее возможность их повторного применения. Таким образом, довод жалобы о том, что закупаемые заказчиком услуги не отвечают требованиям СанПиН 2.1.3684-21 в части правил размещения медицинских отходов на полигоне, несостоятелен.
Ознакомившись с документацией об аукционе, пояснениями сторон, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу о необоснованности доводов жалобы по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заказчик самостоятельно устанавливает требования к товару с учетом собственных потребностей.
При этом, Закон № 44-ФЗ не содержит запрета в необходимой степени детализировать предмет закупки.   
Согласно части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с принципом ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, установленным ст. 12 Закона № 44-ФЗ, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом № 44-ФЗ, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 Бюджетного кодекса РФ означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).          
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона № 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона № 44-ФЗ).
Заявитель не доказал, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
В связи с чем, довод заявителя об ограничении количества участников закупки не нашел своего подтверждения.  
Комиссия Воронежского УФАС России не находит оснований для признания нарушений в действиях  заказчика, уполномоченного органа в части описания объекта закупки.    
На основании изложенного, руководствуясь  ч.8 ст. 106 Закона № 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России

р е ш и л а :
признать жалобу ООО «ЭкоРодина» на действия заказчика – БУЗ ВО «Воронежская городская поликлиника №3», уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона: Оказание услуг по вывозу (транспортировке) с последующим захоронением (утилизацией) медицинских отходов класса Б (извещение № 0131200001021010417) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.  
Резолютивная часть объявлена: 16.11.2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 18.11.2021 года.
Председатель Комиссии                                                                                 С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии                                                           Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии                                                                                               Е.Л. Яковлева

Связанные организации

Связанные организации не указаны