Постановление №036/04/9.21-639/2022 по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «... от 13 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу № 036/04/9.21-639/2022 об административном правонарушении
13 июля 2022 года                                                                                             г. Воронеж
Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) Михин С.В., рассмотрев материалы дела № 036/04/9.21-639/2022 об административном правонарушении, возбуждённого 05.07.2022 в отношении публичного акционерного общества «Россети Центр» (ОГРН: 1046900099498; ИНН:6901067107; КПП:771501001; дата регистрации: 17.12.2004; 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15) по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя ПАО «Россети Центр» <…> и гр. <…> (паспорт; далее – гр. <…>),

У С Т А Н О В И Л:
11.04.2022 в Управление от гр. <…> поступило обращение (вх. № 3755/22) по вопросу правомерности уклонения ПАО «Россети Центр» от направления оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в установленный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), срок.
26.04.2022 из прокуратуры Семилукского района в Управление поступило аналогичное обращение (вх. № 4305/22) гр. <…> по тому же вопросу.
Как установлено в ходе рассмотрения обращения гр. <…> и приложенных к нему материалов, 21.01.2022 гр. <…> посредством использования портала электросетевых услуг на официальном сайте ПАО «Россети Центр» (далее – Личный кабинет) направил в адрес сетевой организации заявку об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома, максимальной мощностью 15 кВт, расположенного по адресу: Воронежская область, <…> (далее – Заявка).
Как следует из имеющихся в материалах дела документов, заявитель обратился за технологическим присоединением объекта, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет 15 кВт при напряжении 0,4 кВ по III категории надёжности.
25.01.2022 ПАО «Россети 25.01.2022 ПАО «Россети Центр» разместило в Личном кабинете гр. <…> запрос о предоставлении недостающих сведений по Заявке.
26.01.2022 гр. <…> был скорректирован статус заявки в Личном кабинете, а 28.01.2022 посредством Личного кабинета заявитель направил ПАО «Россети Центр» недостающие сведения по Заявке.
28.01.2022 ПАО «Россети Центр» разместило в Личном кабинете гр. <…> запрос о предоставлении недостающих сведений по Заявке.
30.01.2022 посредством Личного кабинета заявитель направил ПАО «Россети Центр» недостающие сведения по Заявке.
Однако в установленный Правилами срок ПАО «Россети Центр» не направило гр. <…> оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия и счёт на оплату ни посредством АО «Почта России», ни посредством портала электросетевых услуг на официальном сайте ПАО «Россети Центр».
10.06.2022 Управление, в связи с рассмотрением указанного обращения, в целях проверки фактов, изложенных в нём, направило в адрес ПАО «Россети Центр» запрос/требование (исх. № АЛ/4406/22) о предоставлении необходимых информации и документов.
Согласно письменным объяснениям ПАО «Россети Центр», 04.05.2022 сетевая организация разместила в Личном кабинете гр. <…> проект договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств и технические условия.
11.05.2022 гр. <…> подписал договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Таким образом, в ходе проверки фактов, изложенных в обращении гр. <…>, установлено, что в нарушение абзаца 1 пункта 105 Правил, ПАО «Россети Центр» направило оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия и счёт на оплату по истечении 64 рабочих дней, т.е. 04.05.2022, а должно было направить в течение 10 рабочих дней, т.е. в срок до 11.02.2022 включительно (просрочка составила 54 дня), что свидетельствует о признаках нарушения предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
В связи с заявлением физического лица, содержащим данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, 05.07.2022 должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Россети Центр» был составлен протокол № 036/04/9.21-639/2022 об административном правонарушении.
Рассмотрение дела № 036/04/9.21-639/2022 об административном правонарушении было назначено на 13.07.2022.
13.07.2022 на рассмотрении дела № 036/04/9.21-639/2022 об административном правонарушении присутствовали представитель ПАО «Россети Центр» <…> и гр. <…> (паспорт), которым в порядке пункта 5 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ разъяснены их права и обязанности.
13.07.2022 на рассмотрении настоящего дела представитель ПАО «Россети Центр» <…> пояснила, что причиной ненаправления гр. <…> оферты договора в установленный Правилами срок явилась работа посредством удалённого доступа в период пандемии коронавирусной инфекции, а также большая загруженность работников ПАО «Россети Центр».
13.07.2022 в ходе рассмотрения настоящего дела гр. <…> поддержал доводы, изложенные в обращениях, отметив, что бездействием ПАО «Россети Центр» было нарушено его право на своевременное получение оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Изучив материалы дела № 036/04/9.21-639/2022 об административном правонарушении, установлено следующее.
Согласно абзацу 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу абзаца 4 части 1 указанной статьи, технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Как установлено абзацем 5 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Возникшие между ПАО «Россети Центр» и гр. <…> правоотношения регламентируются Правилами в редакциях: № 88 от 29.12.2021 и № 89 от 14.03.2022.
Абзацем 1 пункта 3 Правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им (заявителем) Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами.
Пунктом 7 Правил предусмотрена процедура технологического присоединения.
В силу абзаца 1 пункта 8 Правил, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Согласно абзацам 4 и 8 пункта 8(3) Правил, заявители вправе направлять заявку и прилагаемые документы посредством официального сайта сетевой организации (в том числе посредством переадресации на официальный сайт, обеспечивающий возможность направлять заявку и прилагаемые документы) или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.
Сетевая организация обязана обеспечить принятие в электронном виде заявок и прилагаемых документов от заявителей и возможность получения заявителем сведений об основных этапах обработки заявок юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей на технологическое присоединение к электрическим сетям.
В пункте 10 Правил содержится перечень документов, которые прилагаются к заявке.
Пунктом 14 Правил установлен перечень сведений, которые указываются в заявке, направляемой заявителем – физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учётом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
В соответствии с абзацами 1-6 пункта 105 Правил, в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее – личный кабинет потребителя):
условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами для соответствующей категории заявителей;
счёт, предусмотренный пунктом 103 Правил;
технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);
в отношении заявителей, указанных в пунктах 13(2) - 13(5) Правил, - проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности), выработанной на объектах микрогенерации, на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, в чьей зоне деятельности находятся соответствующие объекты;
инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
Таким образом, учитывая изложенные нормы Правил, ПАО «Россети Центр» как сетевая организация обязано их соблюдать.
Однако в нарушение абзаца 1 пункта 105 Правил, ПАО «Россети Центр» направило оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия и счёт на оплату по истечении 64 рабочих дней, т.е. 04.05.2022, а должно было направить в течение 10 рабочих дней, т.е. в срок до 11.02.2022 включительно (просрочка составила 54 дня), что свидетельствует о признаках нарушения предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Из материалов дела установлено, что ПАО «Россети Центр» ранее, а именно:
– постановлением от 14.02.2020 по делу № 036/04/9.21-17/2020 об административном правонарушении;
– постановлением от 04.02.2021 по делу № 036/04/9.21-15/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 08.02.2021 по делу № 036/04/9.21-16/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 04.02.2021 по делу № 036/04/9.21-17/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 21.04.2021 по делу № 036/04/9.21-19/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 08.02.2021 по делу № 036/04/9.21-20/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 05.03.2021 по делу № 036/04/9.21-72/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 21.04.2021 по делу № 036/04/9.21-111/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 19.07.2021 по делу № 036/04/9.21-126/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 19.07.2021 по делу № 036/04/9.21-136/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 19.07.2021 по делу № 036/04/9.21-137/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 20.07.2021 по делу № 036/04/9.21-138/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 11.06.2021 по делу № 036/04/9.21-180/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 08.11.2021 по делу № 036/04/9.21-275/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 21.10.2021 по делу № 036/04/9.21-287/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 21.10.2021 по делу № 036/04/9.21-288/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 21.10.2021 по делу № 036/04/9.21-305/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 21.10.2021 по делу № 036/04/9.21-314/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 21.10.2021 по делу № 036/04/9.21-328/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 10.11.2021 по делу № 036/04/9.21-340/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 19.01.2021 по делу № 036/04/9.21-420/2020 об административном правонарушении;
– постановлением от 22.12.2021 по делу № 036/04/9.21-528/2021 об административном правонарушении уже привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 указанной статьи – влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц – от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ПАО «Россети Центр», оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Оценка обстоятельств и доказательств по настоящему делу позволяет сделать вывод о том, что действия ПАО «Россети Центр» по нарушению установленного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям (пункты 3, 6, 7, абзац 1 пункта 105 Правил) путём запроса сведений и документов, не предусмотренных Правилами, а также ненаправления в установленный срок оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий содержат в себе событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что у ПАО «Россети Центр» имелась фактическая возможность для соблюдения требований законодательства об электроэнергетике (пункты 3, 6, 7, абзац 1 пункта 105 Правил), в частности: направить оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия в установленный Правилами срок,
Однако ПАО «Россети Центр» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений, предусмотренных пунктами 3, 6, 7, абзацем 1 пункта 105 Правил.
Таким образом, вина ПАО «Россети Центр» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, при рассмотрении настоящего дела находит своё полное подтверждение.
При рассмотрении настоящего дела учитывается, что административное правонарушение, совершённое ПАО «Россети Центр», имеет высокую степень общественной опасности, поскольку в результате его совершения гр. <…> был незаконно лишён права на своевременное получение оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий в установленный Правилами срок.
Довод ПАО «Россети Центр» о том, что период рассмотрения заявки и направления заявителю оферты договора пришёлся на период удалённой работы, а также о том, что имела место быть большая загруженность работников ПАО «Россети Центр» отклоняется, поскольку, сетевая организация является профессиональным участником рынка и, вступая в правоотношения, регулируемые законодательством об электроэнергетике, ПАО «Россети Центр» должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, но и обеспечить их выполнение, то есть принять все необходимые меры по недопущению события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований закона. При этом административно-хозяйственные функции сетевой организации не должны каким-либо образом влиять на исполнение в установленный срок предусмотренных Правилами обязанностей по направлению оферты договора технологического присоединения к электрическим сетям.
Административное правонарушение, совершённое ПАО «Россети Центр», причиняет организационный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере энергетики, связанным с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.
Одновременно с этим, высокая степень общественной опасности совершённого административного правонарушения выражается в безразличном, пренебрежительном отношении ПАО «Россети Центр» к установленной публично-правовой обязанности, в том числе по соблюдению требований Правил.
При таких обстоятельствах отсутствуют законные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения ПАО «Россети Центр» от административной ответственности в связи с малозначительностью.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 4 цитируемой статьи установлено, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в силу статей 4.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ необходимо учитывать характер совершённого правонарушения, оценить его последствия, причины и условия совершения правонарушения, обстоятельства, являющиеся основанием для смягчения или освобождения от ответственности.
Оценив обстоятельства настоящего дела, принимая во внимание характер совершённого правонарушения и его последствия, то обстоятельство, что на момент вынесения настоящего постановления ПАО «Россети Центр» устранило допущенное правонарушение, направило гр. <…> оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, размер просрочки, которая составила 54 рабочих дня, имущественное и финансовое положение юридического лица от оказания услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям, конституционный принцип соразмерности административного наказания, считаю, что, в рассматриваемом случае, наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 (шестисот тысяч) рублей будет являться достаточным и соответствовать тяжести совершённого правонарушения.
Каких-либо иных смягчающих, отягчающих либо исключающих административную ответственность ПАО «Россети Центр» обстоятельств в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.
Учитывая характер совершённого правонарушения, а также степень вины правонарушителя, руководствуясь статьей 4.1 КоАП РФ, считаю необходимым назначить административный штраф в размере 600 000 (шестисот тысяч) рублей. 00 коп.
Указанная сумма штрафа, в данном конкретном случае, является достаточной мерой, направленной на разъяснение ПАО «Россети Центр» противоправности его действий и на недопущение совершения аналогичных правонарушений в будущем.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9 и статьёй 29.10 и 29.13 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:
1. Признать публичное акционерное общество «Россети Центр» (ОГРН: 1046900099498; ИНН: 6901067107; КПП: 771501001; дата регистрации: 17.12.2004; 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 (шестисот тысяч) рублей. 00 коп.
2. Направить публичному акционерному обществу «Россети Центр» (ОГРН: 1046900099498; ИНН: 6901067107; КПП: 771501001; дата регистрации: 17.12.2004; 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15) настоящее постановление для исполнения.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ и в соответствии со статьями 30.1-30.3 КоАП РФ может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Примечание: Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в силу.
В указанный срок Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области подлежит уведомлению об исполнении постановления.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.


Реквизиты для оплаты штрафа:

Получатель: УФК по Воронежской области (Воронежское УФАС России)
ИНН: 3664022568
КПП: 366601001
Расчетный счет: 03100643000000013100
Корреспондентский счет (ЕКС): 40102810945370000023
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖ БАНКА РОССИИ//УФК по Воронежской области г. Воронеж
БИК ТОФК: 012007084
Код бюджетной классификации: 161 1 16 01091 01 0021 140
ОКТМО: 20701000
УИН: 16100500000001452446
Назначение платежа – административный штраф по делу № 036/04/9.21-639/2022

Связанные организации

Связанные организации не указаны