Решение №036/10/18.1-556/2022 по результатам рассмотрения жалобы ИП <…> на действия заказч... от 6 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/10/18.1-556/2022
по результатам рассмотрения жалобы ИП <…> на нарушение процедуры торгов
06.06.2022г.                                                 г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 01.06.2022г.
Решение в полном объеме изготовлено 06.06.2022г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»), на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:
Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя;
Колмаков Р.В. - член Комиссии, начальник отдела;
Капранчиков А.В. - член Комиссии, заместитель начальника отдела;
При участии в рассмотрении жалобы представителей заказчика ООО «Нововоронежская АЭС-Авто», представителя заявителя жалобы ИП <…>, рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя на действия заказчика при проведении закупки в форме запроса котировок на право заключения договора на поставку самоспасателей (идентификационный номер закупки в ЕИС 32211391926), в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:
24.05.2022г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ИП <…> (далее — Заявитель) на действия заказчика ООО «Нововоронежская АЭС-Авто» при проведении закупки в форме запроса котировок на право заключения договора на поставку самоспасателей (далее — Закупка).
Существо жалобы с которой обратился заявитель состоит в следующем. Имея намерение принять участие в Закупке, Заявитель ознакомился с требованиями закупочной документации и установил, что в технической части документации закупочной документации заказчиком к потенциальным участникам Закупки предъявлено требование о предоставлении для подтверждения качества и безопасности самоспасателя копий протоколов испытаний, подтверждающих, заявленные производителем защитных свойств самоспасателя. Заявитель считает такие действия Заказчика неправомерными и противоречащими требованиям нормативных актов, регулирующих проведение Закупки.
В соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов в случае организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Заявитель жалобы ИП <…> является лицом, обратившимся в антимонопольный орган с рассматриваемой жалобой в течение срока подачи заявок, и следовательно, входит в круг субъектов, наделенных правом обжалования в антимонопольном органе действий Заказчика.
Таким образом, указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» и принята к рассмотрению по существу.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.
Представители Заказчика выразили не согласие с доводами жалобы по основаниям, изложенным в возражениях, в удовлетворении требований, указанных в жалобе Заявителя, просили отказать и дополнительно указали, что требование о предоставлении протоколов испытаний обусловлено необходимостью исключения поставок фальсифицированной и контрафактной продукции.
Изучив имеющиеся материалы дела, позиции сторон, информацию, находящуюся в свободном доступе, в соответствии с требованиями статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», Комиссия установила следующее.
ООО «Нововоронежская АЭС-Авто» является лицом которое, в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) обязано осуществлять закупку товаров, работ и услуг преимущественно по итогам проведенных конкурентных процедур, руководствуясь в том числе Единым отраслевым стандартом закупок Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
Основными целями названного Закона № 223-ФЗ являются эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия потенциальных поставщиков, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и предотвращение коррупции.
18.05.2022г. Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку самоспасателей. В качестве предмета закупки указан: Самоспасатель (УФМС) «Шанс» - Е или аналог.
В технической части документации закупки Заказчик установил требование: Качество и безопасность самоспасателя должны подтверждаться сертификатом на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», с приложением к нему копиями протоколов испытаний, подтверждающих, заявленные производителем защитных свойств самоспасателя. Обоснование требований – для исключения поставок фальсифицированной и контрафактной продукции.
Изучив позиции сторон, представленные материалы дела, документы и информацию, содержащуюся в свободном доступе комиссия Воронежского УФАС России считает следующее.
Из содержания документации о закупке следует, что требования к поставляемым товарам установлены Заказчиком в Разделе № 4 Технические требования подраздел 4.1 «Основные параметры и размеры», т.е. закупаемый товар – самоспасатель должен соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты». В свою очередь требование о предоставлении участниками копий протоколов сертификационных испытаний, подтверждающие заявленные производителем защитные свойства самоспасателя обусловлено необходимостью исключения поставки фальсифицированной и контрафактной продукции.
Комиссией установлено, что ключевым условием доступа на рынок является обязательное подтверждение соответствия такого самоспасателя требованиям безопасности, установленным в частности в пп. 14 - 15 п. 4.4. ТР ТС 019/2011. Такое подтверждение, в соответствии с п. 5.4 ТР ТС 019/2011 и п. 17 Приложения № 4 к ТР ТС 019/2011, осуществляется в форме сертификации, что подтверждается и не оспаривается сторонами дела.
В соответствии с Приложением № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе, а именно п. 5, формы, схемы и процедуры оценки соответствия устанавливаются в технических регламентах Союза на основе типовых схем оценки соответствия, утверждаемых Комиссией.
В соответствии с п. 5.14 ТР ТС 019/2011 при обязательной сертификации для выпускаемых серийно средств индивидуальной защиты (СИЗ), качество которых зависит от показателей безопасности, применяется схема 1С. При этом под «безопасностью» понимается отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба.
Для фильтрующих самоспасателей (объекта закупки) показателями безопасности являются такие показатели как: время защитного действия, сопротивление воздушному потоку, коэффициент подсоса, масса и др. Данные показатели установлены в пп. 14, 15 ТР ТС 019/2011.
Схема сертификации 1С включает в себя такие процедуры как:
- отбор органом по сертификации продукции образцов для проведения испытаний;
- проведение испытаний образцов продукции - аккредитованной испытательной лабораторией.
Требование о том, что качество поставляемых самоспасателей должно подтверждаться сертификатом соответствия на требования ТР ТС 019/2011 по схеме сертификации 1С относится к качественным характеристикам объекта закупки.
При чрезвычайной ситуации от защитных характеристик самоспасателя зависит жизнь и здоровье людей, применяющих данные СИЗ.
Соответственно, Заказчиком закупается самоспасатель, у которого заявленные производителем защитные характеристики подтверждены в ходе сертификации, что подтверждается итоговым документом – сертификатом соответствия, в содержании которого указывается схема применяемой сертификации.
Требование к участникам о предоставлении протоколов испытаний является по мнению Комиссии Воронежского УФАС России излишним и избыточным, поскольку документом, удостоверяющим соответствие товара, является сертификат соответствия. Кроме того, при условии предоставления участниками сертификатов соответствия закупаемой продукции, которыми удостоверено соответствие закупаемых самоспасателей установленным требованиям, данный документ предоставляет информацию о применяемой схеме сертификации при исследовании товара.
Вместе с тем, копии протоколов испытаний, подтверждающих заявленные производителем защитные свойства самоспасателя, не являются подтверждением качества поставляемого товара и относятся к конкретным испытуемым образцам товара.
При этом, отсутствие протоколов испытаний не может свидетельствовать о ненадлежащем происхождении и качестве предлагаемого участником товара и установленное требование ставит потенциальных участников закупки в зависимость от волеизъявления третьих лиц.
В связи с этим, Комиссия приходит к выводу о том, что данное требование ограничивает количество участников закупки и противоречит положениям Закона № 223-ФЗ.
Оценив фактические обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами, Комиссия Воронежского УФАС России установила в действиях Заказчика предъявление излишний и избыточных требований к участникам закупки. На основании изложенного руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции»,

р е ш и л а:
1.
    Признать жалобу ИП <…> на действия заказчика ООО «Нововоронежская АЭС-Авто» при проведении закупки в форме запроса котировок на право заключения договора на поставку самоспасателей (идентификационный номер закупки в ЕИС 32211391926), обоснованной.
2.    Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии                                    А.В. Логошин
Члены Комиссии                                                Р.В. Колмаков
                                                                          А.В. Капранчиков

Связанные организации

Связанные организации не указаны