Решение №03-16/3825 о признании ненадлежащей рекламы следующего содержания: «adm... от 8 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 393-131р
«08» июля 2019 года                                                                              город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: В. Г. Попов – заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: О. Г. Козинина – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Н. М. Федирчук – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; С. А. Лисенко – государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело № 393-131р по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Адмирал» (394038, г. Воронеж, ул. Дорожная, д. 13, офис 35, зарегистрировано 24.09.2015 года межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области за ИНН/ОГРН 3665113923/1153668051844) (далее – ООО «Адмирал») и Обществом с ограниченной ответственностью «ЖБИ2-ИНВЕСТ» (394038, г. Воронеж, ул. Дорожная, д. 13, зарегистрировано 27.05.2004 года межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области за ИНН/ОГРН 3664058282/1043600040373) (далее – ООО «ЖБИ2-ИНВЕСТ») ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 7 ст. 28 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе – представителя ООО «Адмирал» по доверенности № <…> (далее – <…>),
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «ЖБИ2-ИНВЕСТ» (уведомлено надлежащим образом),
У С Т А Н О В И Л А:
20.06.2018 г. в рамках мониторинга объектов наружной рекламы, сотрудниками Воронежского УФАС России был совершен осмотр объекта наружной рекламы (рекламной конструкции), расположенной на уровне 10-16 этажей одной из сторон многоквартирного дома (г. Воронеж, ул. Кривошеина, 13В, I очередь), обращенной в сторону ул. Кривошеина.
Актом осмотра от 20.06.2018 г. установлено распространение информации следующего содержания: «admiral-vrn.ru жилой комплекс Адмирал т. 239-83-84 ИПОТЕКА 7,4 %* /…/ РАССРОЧКА от 0%* /…/» (далее – рассматриваемая информация).
Текст: «admiral-vrn.ru жилой комплекс Адмирал т. 239-83-84 ИПОТЕКА 7,4 %* РАССРОЧКА от 0%*» выполнен крупным шрифтом, в то время как иная существенная информация, расположенная под надстрочными звёздочками, является нечитаемой без использования специальных технических средств.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (рассрочка и ипотечное кредитование на приобретение готовых или строящихся объектов недвижимости у застройщиков ООО «Адмирал», ООО «ЖБИ2-ИНВЕСТ»), поддерживает интерес к ним и способствует продвижению товара на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Слова «кредит» и «рассрочка» в контексте спорной рекламы воспринимаются потребителем как возможность приобретения жилья посредством долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, т. е. как банковские услуги.
Согласно ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Вместе с тем, в рассматриваемой рекламе отсутствует существенная информация содержащая наименование или имя лица, оказывающего финансовую услугу (кредит рассрочка), что содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Также, согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Вместе с тем, рассматриваемая реклама содержит процентную ставку кредита (7,4%) и рассрочки (от 0%) и умалчивает об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.
Также, в соответствии с частью 7 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.
Согласно статье 19 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства. Проектная декларация опубликовывается застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети «Интернет»).
По состоянию на 20.06.2018 г., 20.07.2019 г.  (дата фиксации антимонопольным органом распространения спорной рекламы (акт осмотра объектов наружной рекламы от 20.06.2018 г. и акт осмотра объектов наружной рекламы от 20.07.2018 г.) большинство объектов капитального строительства в жилом комплекте «Адмирал» находились в стадии возведения (строительства).
Вместе с тем, рассматриваемая реклама не содержит сведений о месте размещения проектной декларации, поскольку указание адреса сайта в интернете самого по себе, без информации о том, что по указанному адресу можно ознакомиться с проектной декларацией не отвечает требованиям ч. 7 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Существенная информация о наименовании или имя лица, оказывающего финансовую услугу (ипотека, рассрочка); обо всех условиях, определяющих полную стоимость кредита и рассрочки (займа); о месте размещения проектной декларации, напечатанная мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.
Кроме того, информация, выполненная мелким шрифтом, является недоступной для потребителей вследствие отсутствия у потребителя возможности приблизиться к рекламной конструкции, в связи с чем потребитель фактически не может получить предусмотренную законом информацию.
Таким образом, рассматриваемая реклама имеет признаки нарушения требований ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 7 ст. 28 ФЗ «О рекламе», поскольку, существенная информация о наименовании или имени лица, оказывающего финансовую услугу (ипотека, рассрочка); обо всех условиях, определяющих полную стоимость кредита и рассрочки (займа); о месте размещения проектной декларации является нечитаемой без использования специальных технических средств, тем самым искажает смысл и вводит в заблуждение потребителя рекламы.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 7 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе ч. 1, ч. 7 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с ч. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Определением от 23 июля 2018 года № 393-131р в отношении ООО «Адмирал» и ООО «ЖБИ2-ИНВЕСТ» возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Дело назначено к рассмотрению на 10 часов 00 минут (мск) 14 августа 2018 года по адресу: г. Воронеж, ул. Кольцовская, д.72, каб. 5.
14 августа 2018 года на заседание Комиссии ООО «Адмирал» и ООО «ЖБИ2-ИНВЕСТ» не явились (доказательств надлежащего уведомления хозяйствующих субъектов, на момент рассмотрения, в деле отсутствуют).
Документы, истребованные у ООО «Адмирал» и ООО «ЖБИ2-ИНВЕСТ» на момент рассмотрения дела не предоставлены.
В соответствии с п. 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Правила), рассмотрение дела может быть отложено антимонопольным органом с указанием даты и времени его рассмотрения:
в связи с необходимостью получения антимонопольным органом либо лицом, участвующим в деле, дополнительных доказательств;
в случае неявки на рассмотрение дела в антимонопольный орган лица (лиц), участвующего (участвующих) в деле, если антимонопольный орган примет решение о невозможности рассмотрения дела в отсутствие данного лица (лиц).
Таким образом, в связи с отсутствием надлежащих уведомлений ООО «Адмирал» и ООО «ЖБИ2-ИНВЕСТ» и неявкой хозяйствующих субъектов на рассмотрение дела, а также необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств, в целях объективного, полного и всестороннего рассмотрения дела, Определением об отложении рассмотрения дела № 393-131р от 14 августа 2018 года Комиссия отложила рассмотрение дела на 10 часов 30 минут (мск) 18 сентября 2018 года по адресу: г. Воронеж, ул. Кольцовская, д. 72.
04.09.2018 г. ООО «ЖБИ2-ИНВЕСТ» в своем письменном ответе на Определение об отложении дела № 393-131р от 04.09.2018г. Воронежского УФАС России указало, что ООО «ЖБИ2-ИНВЕСТ» не является застройщиком многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Кривошеина, а также не является рекламопроизводителем и рекламораспространителем в отношении рекламных конструкций, рекламирующих продажу объектов долевого строительства в ЖК «Адмирал».
04.09.2018г. ООО «Адмирал» в своем письменном ответе на Определение об отложении дела № 393-131р от 14.08.2018г. Воронежского УФАС России указало, что ООО «Адмирал» являлось застройщиком многоквартирного дома по адресу г. Воронеж, ул. Кривошеина, 13 В (II очередь строительства), а также является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.
18.09.2018г. на рассмотрения дела № 393-131р представитель ООО «Адмирал» по доверенности <…> подтвердила устно позицию, изложенную в письменном ответе ООО «Адмирал».
ООО «ЖБИ2-ИНВЕСТ» на рассмотрения дела № 393-131р 18.09.2018 г. не явилось (доказательства надлежащего уведомления хозяйствующего субъекта, на момент рассмотрения, в деле отсутствовали).
Таким образом, в связи с отсутствием надлежащего уведомления ООО «ЖБИ2-ИНВЕСТ» и неявкой хозяйствующего субъекта на рассмотрение дела, а также необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств, в целях объективного, полного и всестороннего рассмотрения дела, Определением об отложении рассмотрения дела № 393-131р от 18 сентября 2018 года Комиссия отложила рассмотрение дела на 10 часов 30 минут (мск) 09 октября 2018 года по адресу: г. Воронеж, ул. Кольцовская, д. 72 и запросила необходимую информацию.
На момент рассмотрения дела № 393-131р 09 октября 2018 года запрошенная Управлением информация предоставлена не в полном объеме.
Таким образом, Определением о приостановлении производства по делу № 393-131р от 09 октября 2018 года, в соответствии с пунктом 3.52 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12, в целях объективного, полного и всестороннего рассмотрения дела, в том числе, в связи с необходимостью установления местонахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссия приняла решение о приостановлении рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 3.54. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12, рассмотрение дела возобновляется после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, и начинается сначала.
25.06.2019 года Комиссия, ознакомившись с материалами дела, приходит к выводу о необходимости возобновления рассмотрения дела № 400-132р о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, Определением о возобновлении производства по делу № 400-132р, рассмотрение назначено на 08 июля 2019 года в 10 часов 00 минут (мск) по адресу: г. Воронеж, пр-т Революции, д. 21, зал заседаний.
В соответствии с пунктом 3.55. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12, течение срока при приостановлении рассмотрения дела прерывается и продолжается с даты возобновления дела.
08.07.2019 года на рассмотрении дела № 393-131р, представитель по доверенности № 263-ЮР <…> поддержал позицию, изложенную ранее в предоставленных Воронежскому УФАС России объяснениях ООО «Адмирал».
Комиссия, ознакомившись с материалами дела, принимая во внимание пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его стоимости и приобретении, качестве и потребительских свойствах.
Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые ФЗ «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу полных сведений и условий приобретения товара.
То обстоятельство, что в положениях ФЗ «О рекламе» не указан размер шрифта текста, не свидетельствует о том, что размер шрифта на распространяемой рекламе может быть любым. Основным условием размещения рекламы является предоставление добросовестной и достоверной информации.
По смыслу данной нормы требуется непосредственно в рекламе привести отсутствующую часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, если приведенные в рекламе сведения, ввиду их недостаточности, порождают заблуждение потребителей рекламы. И доведение до всеобщего сведения неопределенного круга лиц существенной информации должно осуществляться способами и в форме, которые позволят каждому из круга неопределенных лиц воспринимать существенную информацию наравне с иными привлекательными для потребителей сведениями.
В случае если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами, товарами.
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие, свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.
Вместе с тем, необходимо принимать во внимание факты, снижающие уровень восприятия информации, выполненной в рекламе мелким шрифтом: отсутствует возможность более тщательного знакомства потребителя с информацией, так как текст рекламы находится не на уровне глаз потребителя, а на определенной высоте от уровня земли (10-13 этаж многоквартирного дома), что исключает возможность восприятия информации, выполненной мелким шрифтом.
Таким образом, формальное присутствие в рекламе существенной информации, приведенной мелким нечитаемым шрифтом не свидетельствует о доведении до неопределенного круга лиц требуемой информации надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.
Существенная информация о возможности приобретения строящегося/построенного объекта недвижимости у ООО «Адмирал» с использованием ипотечного кредитования и/или в рассрочку, с указанием всех условий, напечатанная мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.
Таким образом, при размещении спорной рекламы нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 7 статьи 28 ФЗ «О рекламе». В силу пункта 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Комиссия находит основания для выдачи ООО «Адмирал» предписания о прекращении нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 7 статьи 28 ФЗ «О рекламе», в том числе с целью пресечения противоправного поведения Общества в дальнейшем.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36 - 43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 года № 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «admiral-vrn.ru жилой комплекс Адмирал т. 239-83-84 ИПОТЕКА 7,4 %* /…/ РАССРОЧКА от 0%* /…/», размещенную на фасаде (сторона, обращенная на ул. Кривошеина) многоквартирного дома (г. Воронеж, ул. Кривошеина, 13В, I очередь) на уровне 10-16 этажей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 7 статьи 28 ФЗ «О рекламе» (далее – ненадлежащая реклама).
2. Выдать ООО «Адмирал» (ОГРН 1153668051844) предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 7 статьи 28 ФЗ «О рекламе» путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем приведения рекламы в соответствие с законодательством РФ о рекламе, а именно путем корректного указания следующей информации: о наименовании или имени лица, оказывающего финансовую услугу (ипотека, рассрочка); обо всех условиях, определяющих полную стоимость кредита и рассрочки (займа); о месте размещения проектной декларации, доступной для относительно быстрого и четкого осознания, понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточенное внимание всем потребителям рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 08 июля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 08 июля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии                                                            В. Г. Попов
Члены Комиссии                                                                        О. Г. Козинина
                                                                                                  Н. М. Федирчук
                                                                                                  С. А. Лисенко

Связанные организации

Связанные организации не указаны