Решение №036/01/10-562/2020 по делу о нарушении СОПК «Белогорьевского сельского поселени... от 21 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 036/01/10-562/2020 о нарушении антимонопольного законодательства
21.09.2020 г.                                                                                                 г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 17.09.2020 г.
Решение в полном объеме изготовлено 21.09.2020 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление, Воронежское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Михин С.В. – председатель комиссии, заместитель руководителя Управления-начальник отдела.
Мелкумян Г.М. – государственный инспектор;
Гаврилов В.А. – специалист-эксперт;
рассмотрев дело № 036/01/10-562/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения СОПК «Белогорьевского сельского поселения» (ИНН/КПП 3624005453/362401001, ОГРН 1173668032141, дата регистрации 08.06.2017 г., юридический адрес: 396576, Воронежская область, Подгоренский район, село Белогорье, ул. Коминтерна, 5) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем необоснованного взимания с потребителей самостоятельно установленной платы за услуги по холодному водоснабжению, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга добросовестных потребителей,
в присутствии представителей:
- от СОПК «Белогорьевского сельского поселения» - <…> (доверенность № 2 от 28.07.2020 г.),

УСТАНОВИЛА:
21.01.2020 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление, Воронежское УФАС России) поступило заявление <…> по вопросу правомерности действий СОПК «Белогорьевского сельского поселения» по взиманию платы за оказание услуг по холодному водоснабжению по тарифам, не установленным уполномоченным государственным органом.
25.03.2020 г. аналогичное обращение поступило от <…>.
В целях проверки фактов, изложенных в заявлениях, 30.01.2020 г. Воронежским УФАС России был направлен запрос № 04-16/574 в адрес СОПК «Белогорьевского сельского поселения» о необходимости предоставления информации и документов, в том числе подтверждающих факт установления тарифов на услуги по холодному водоснабжению уполномоченным государственным органом для СОПК «Белогорьевского сельского поселения».
13.02.2020 г. в Управление поступила информация от СОПК «Белогорьевского сельского поселения», согласно которой последним подтверждается факт того, что тариф на оказание услуг по холодному водоснабжению уполномоченным государственным органом для СОПК «Белогорьевского сельского поселения» не утверждался.
При указанных обстоятельствах, СОПК «Белогорьевского сельского поселения» не были предприняты все необходимые меры по установлению тарифа на услуги по холодному водоснабжению, предусмотренные Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении), что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.
Таким образом, действия СОПК «Белогорьевского сельского поселения» по нарушению установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования путем необоснованного взимания с потребителей самостоятельно установленной платы за услуги по холодному водоснабжению содержат в себе признаки злоупотребления доминирующим положением и нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В связи с установлением в действиях СОПК «Белогорьевского сельского поселения» признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции Управлением было возбуждено дело № 036/01/10-562/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.
Рассмотрение дела № 036/01/10-562/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 10.07.2020 г. в 11 ч. 00 мин. (мск).
10.07.2020 г. от СОПК «Белогорьевского сельского поселения» поступило ходатайство об отложении рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи продлением режима самоизоляции Указом губернатора Воронежской области от 07.07.2020 г. № 277-у. На рассмотрение настоящего дела представители СОПК «Белогорьевского сельского поселения» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Определением от 10.07.2020 г. № 04-16/4497 рассмотрение дела № 036/01/10-562/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 29.07.2020 г.
29.07.2020 г. в рассмотрении дела № 036/01/10-562/2020 о нарушении антимонопольного законодательства участвовал представитель СОПК «Белогорьевского сельского поселения» - <…> (доверенность № 2 от 28.07.2020 г.), которой были представлены запрашиваемые Управлением информация и документы, а также даны устные пояснения, согласно которым СОПК «Белогорьевского сельского поселения» не отрицается факт наличия вменяемых антимонопольным органом признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
С учетом необходимости получения информации и документов от СОПК «Белогорьевского сельского поселения», а также для получения дополнительных доказательств по делу, ознакомления с материалами дела, в том числе с заключением об обстоятельствах дела представителей СОПК «Белогорьевского сельского поселения» в целях всестороннего и полного рассмотрения дела № 036/01/10-562/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссией Управления рассмотрение настоящего дела отлагалось до 31.08.2020 г. и 17.09.2020 г., а также объявлялся перерыв до 07.09.2020 г.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лица, участвующего в рассмотрении дела № 036/01/10-562/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 10 частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия, связанные с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
На основании указанной нормы Воронежским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по холодному водоснабжению в зоне деятельности СОПК «Белогорьевского сельского поселения», по результатам которого у последнего было установлено доминирующее положение на указанном рынке, что подтверждается обзором состояния конкурентной среды на рынке услуг по холодному водоснабжению от 01.09.2020 г. (имеется в материалах дела).
Постановлением администрации Белогорьевского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от 01.07.2017 г. СОПК «Белогорьевского сельского поселения» наделен статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение на территории Белогорьевского сельского поселения, объекты недвижимости, используемые для осуществления холодного водоснабжения переданы кооперативу администрацией Белогорьевского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области на основе концессионного соглашения от 06.03.2019 г. № 1.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, СОПК «Белогорьевского сельского поселения» является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, которая как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение обязана соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством, в том числе в пункте 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом о водоснабжении.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении, одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
В силу части 6 статьи 13 и части 6 статьи 14 Закона о водоснабжении оплата услуг по водоснабжению и водоотведению осуществляется по установленным тарифам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении тарифы устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Правовые основания государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения определены Законом о водоснабжении, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
При этом, в силу части 1 статьи 32 Закона о водоснабжении расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки одним из указанных в данной части методов и с учетом порядка, установленного Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406. Этим же постановлением утверждены и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования).
Согласно пункту 12 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное.
При этом, в соответствии с пунктом 13 Правил регулирования открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется:
а) по предложению регулируемой организации;
б) по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами.
По смыслу подпункта «б» пункта 13 Правил регулирования установление регулирующим органом тарифа без заявления лица возможно только в том случае, когда органу известно об оказании лицом регулируемого вида деятельности.
Согласно частям 1, 2, 7, 8 статьи 31 Закона о водоснабжении к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся холодное водоснабжение, в том числе, транспортировка воды; в сфере водоотведения - водоотведение, прием и транспортировка сточных вод.
Таким образом, из изложенных норм права следует, что порядок ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения установлен законодательно и предусматривает, что регулируемая организация обязана оказывать услуги по тарифам, установленным государственным регулирующим органом. Самостоятельное установление тарифов не допускается.
В соответствии с письмом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее – УРТ по ВО) от 05.02.2020 № 55-1/203, полученным на запрос от 28.01.2020 № 04-16/490, СОПК «Белогорьевского сельского поселения» по вопросу установления тарифа на холодное водоснабжение в УРТ по ВО в 2018, 2019 и 2020 гг. не обращалось, тариф на указанные услуги УРТ по ВО в отношении данной организации не утверждался.
Одновременно с этим, ответчиком в ходе рассмотрения настоящего дела представлены письменные объяснения и документы, согласно которым приказом Департамента по государственному регулированию тарифов от 20.08.2020 г. № 33/1 для СОПК «Белогорьевского сельского поселения» установлен тариф на холодное водоснабжения в размере 53 рублей 47 копеек (1 куб.м).
До установления указанного тарифа СОПК «Белогорьевского сельского поселения» взимало самостоятельно установленную плату за услуги по холодному водоснабжению в размере 58 рублей 00 копеек (1 куб.м).
В соответствии  с публичной офертой на оказание услуг по холодному водоснабжению № 1 от 10.08.2017 г., размещенной на официальном сайте   администрации Белогорьевского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области - https://admbelogorie.ru/, предметом договора является оказание СОПК «Белогорьевского сельского поселения» услуг потребителю по подаче холодной питьевой воды.
Таким образом, СОПК «Белогорьевского сельского поселения» в период с 10.08.2017 г. по 20.08.2020 г. неправомерно установило и взимало экономически необоснованную плату за услуги по холодному водоснабжению.
СОПК «Белогорьевского сельского поселения», начисляя и взимая с потребителей самостоятельно установленную плату за предоставленные услуги по холодному водоснабжению, нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Указанные действия СОПК «Белогорьевского сельского поселения» имеют своим результатом ущемление интересов неопределенного круга потребителей, поскольку они были вынуждены ежемесячно, в период с 10.08.2017 г. по 20.08.2020 г., вносить экономически необоснованную плату за услуги по холодному водоснабжению.
Установленные Комиссией Управления обстоятельства и имеющиеся в деле № 036/01/10-562/2020 о нарушении антимонопольного законодательства доказательства свидетельствуют о том, что действия СОПК «Белогорьевского сельского поселения» по нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем необоснованного взимания с потребителей самостоятельно установленной платы за услуги по холодному водоснабжению, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции, одной из основных функций антимонопольного органа является предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
В целях предупреждения монополистической деятельности СОПК «Белогорьевского сельского поселения», Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 Закона о защите конкуренции, Комиссия

Р Е Ш И Л А:
1. Признать факт наличия у СОПК «Белогорьевского сельского поселения» доминирующего положения на рынке услуг по холодному водоснабжению в пределах зоны обслуживания.
2. Признать действия СОПК «Белогорьевского сельского поселения» по нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем необоснованного взимания с потребителей самостоятельно установленной платы за услуги по холодному водоснабжению, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. Выдать СОПК «Белогорьевского сельского поселения» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии                                                                       С.В. Михин
Члены Комиссии:                                                                            Г.М. Мелкумян
                                                                                                             В.А. Гаврилов

Связанные организации

Связанные организации не указаны