Решение №АЛ/5609/23 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Домстрой» на действи... от 18 июля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 036/07/3-1096/2023
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Домстрой» на действия заказчика – АО «КБХА» при проведении аукциона в электронной форме
18.07.2023 г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 13.07.2023
Решение в полном объеме изготовлено 18.07.2023
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:
Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Колмаков Р.В. – член Комиссии, начальник отдела;
Субботин С.Г. – член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителя АО «КБХА» <...>, представителей ООО «Домстрой» - директора <...> и <...>, по доверенности;
в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),
у с т а н о в и л а:
В Воронежское УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Домстрой» (далее – Заявитель) на действия заказчика – акционерного общества «Конструкторское бюро химавтоматики» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по строительству индивидуальных жилых домов на территории базы отдыха «Маяк» № ЗК-155 (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок № 32312437127) (далее – Закупка).
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушения при организации и проведении торгов проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закон о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, в частности в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Таким образом, рассмотрение жалобы Заявителя относится к компетенции Воронежского УФАС России.
Согласно доводам жалобы, заявка Заявителя была отклонена по причине отсутствия в составе заявки текстового описания продукции в произвольной форме. Заявитель полагает, что документация о Закупке не содержала такого требования, в связи с чем заявка отклонена необоснованно.
В соответствии с ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
С учётом изложенного, Заявитель обладал правом на подачу рассматриваемой жалобы.
Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и ч. 10 ст. 3 Закона о закупках и принята к рассмотрению. Рассмотрение назначено на 13.07.2023. О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.
В просительной части жалобы Заявитель просит признать жалобу обоснованной и обязать Заказчика пересмотреть итоги торгов с учётом заявки Заявителя.
Заказчик возражал относительно доводов жалобы, просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения настоящего дела и исследования всех имеющихся доказательств и материалов Комиссией установлено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Заказчик является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Закона о закупках.
При осуществлении закупочной деятельности Положением о закупке товаров, работ, услуг государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», утверждённого наблюдательным советом Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (Протокол от «25» августа 2020 г. № 38-НС) (далее – Положение о закупке).
Пунктом 6.1 Положения о закупке предусмотрена возможность проведения Заказчиком запроса котировок.
Заказчиком 30.05.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) и на электронной торговой площадке РТС-тендер (далее – ЭТП) было размещено извещение о проведении Закупки и соответствующая закупочная документация (далее – Извещение и Документация).
Информационной картой Закупки установлена следующая информация:
Дата начала – дата и время окончания срока подачи заявок, место их подачи |
Дата начала срока подачи заявок: «30» мая 2023 г. Дата и время окончания срока подачи заявок «22» июня 2023 г. в 09 часов 00 минут. (по местному времени организатора закупки) в электронной форме в соответствии с регламентом и функционалом ЭТП. |
Дата начала – дата и время окончания срока предоставления разъяснений извещения о закупке |
Разъяснения положений извещения, полученные в соответствии с п. 4.3.1, предоставляются с даты публикации извещения о проведении закупки до 23 часов 59 минут «21» июня 2023 г. (включительно) |
Дата рассмотрения и сопоставления заявок, подведения итогов закупки |
«23» июня 2023 г. в 14 часов 00 минут (по местному времени организатора закупки) |
Предметом закупки и договора является выполнение работ по строительству индивидуальных жилых домов на территории базы отдыха «Маяк».
Общая (с учётом всех позиций) начальная (максимальная) цена договора (с НДС) равна 26 899 560 ₽.
Заявителем сформирована и подана заявка на участие в Закупке, заявке присвоен № 5.
Согласно протоколу № 274 об итогах закупки от 23.06.2023, заявка № 5 отклонена по следующим основаниям: «Описание продукции должно быть подготовлено участником процедуры закупки в соответствии с требованиями п. 11 информационной карты и в соответствии с инструкцией по составлению заявки (раздел 10). В случае если техническое задание содержит текстовую и табличные части и в п.11 Информационной карты установлено требование о предоставлении описания продукции в виде предложения участника процедуры закупки в отношении предлагаемой продукции, то участник процедуры закупки предоставляет текстовую часть в произвольной форме, но с перечислением всех требований технического задания (при этом не допускается декларирования соответствия предлагаемой продукции требованиям Заказчикам), а табличную часть предоставляет в виде таблицы, приведенной в Разделе 7 Форме «Техническое предложение».
Заявитель, не согласившись с отклонением, обратился с жалобой в Воронежское УФАС России.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив представленные доказательства и пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с приложением № 2 к извещению о Закупке «Требование к составу заявки (инструкция по заполнению заявки)» в состав заявки включаются следующие документы:
- заявка (форма 1) по форме, установленной в подразделе 7.1, содержащая в том числе наименование с указанием организационно-правовой формы, адреса места нахождения (для юридического лица), фамилии, имени, отчества (при наличии), паспортных данных, сведений о месте жительства (для физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя), банковских реквизитов, сведения о применении упрощенной системы налогообложения, номера контактного телефона и иных контактных данных и реквизитов согласно требованиям извещения;
- техническое предложение (форма 2) по форме, установленной в подразделе 7.2, содержащее предложение участника в отношении предмета закупки, подготовленное в соответствии с требованиями к описанию продукции, установленными в п.11 информационной карты.
Подразделом 7.2 извещения о закупке установлена форма 2, а именно техническое предложение, которое представлено в форме таблицы:
Наименование товара, включая марку и модель (при наличии) |
№ показателя |
Показатель (характеристика) товара |
Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющим определить соответствие потребностям заказчика в соответствии с разделом 9 извещения |
Предложение Участника в отношении функциональных характеристик (потребительских свойств), эксплуатационных характеристик, качественных характеристик |
Указанная форма не предполагает составление технического предложения в виде текста в свободной форме.
Согласно п. 11 Информационной карты установлены следующие требования к описанию продукции: предложение участника процедуры закупки в отношении продукции, включающее в себя предложения в отношении функциональных характеристик / потребительских свойств, количественных и качественных характеристик продукции, соответствующие значениям, установленным в извещении о закупке или эквивалентные им с указанием (при наличии) на зарегистрированные товарные знаки и (или) знаки обслуживания товара, марку, модель, модификацию товара, патенты, полезные модели или промышленные образцы поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), – по форме Технического предложения, установленной в подразделе 7.2.
Таким образом, требования к составу заявки не предполагают наличие в составе заявки текстовой части технического предложения.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, требование о предоставлении текстовой части содержится в инструкции по заполнению заявки.
Инструкцией по заполнению заявки (раздел 10 извещения) установлено, что в случае если техническое задание содержит текстовую и табличные части и в п. 11 Информационной карты установлено требование о предоставлении описания продукции в виде предложения участника процедуры закупки в отношении предлагаемой продукции, то участник процедуры закупки предоставляет текстовую часть в произвольной форме, но с перечислением всех требований технического задания (при этом не допускается декларирования соответствия предлагаемой продукции требованиям Заказчикам), а табличную часть предоставляет в виде таблицы, приведенной в Разделе 7 Форме «Техническое предложение».
По данному вопросу Комиссия обращает внимание на следующие обстоятельства.
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Документация о закупке (а также извещение) является документом, которое регламентирует проведение конкретной закупки. Данный документ должен содержать исчерпывающие требования к участникам закупки, к составу заявки, порядку подачи заявки. При этом, исходя из своей сути, документация не должна содержать неоднозначных толкований, которые могут привести к отклонению участников закупки. Данное обстоятельство может повлечь необъективное уменьшение числа участников закупки, что может негативно сказаться на состояние конкуренции при проведении закупки, что, в свою очередь, противоречит целям законодательства о закупках. Исходя из этого Комиссия приходит к выводу, что требования к составу заявки должны содержаться в соответствующей части документации или извещения. Иное может привести к введению участников закупки в заблуждение.
Как было установлено при рассмотрении жалобы, требование к составу заявки, установленное извещением, представляет собой закрытый перечень документов. При этом текстовая часть технического предложения в данном списке отсутствует. Само техническое предложение также не предполагает наличие текстовой части.
Наличие требования о предоставлении технического задания виде теста в произвольной форме в инструкции по заполнению заявки вступает в противоречие с требованием к составу заявки, установленным приложением № 2 к извещению и п. 11 Информационной карты. Более того отсутствие технического задания в виде текста в произвольной форме в требованиях к составу заявки ввело Заявителя в заблуждение, что и привело в свою очередь к отклонению заявки.
Комиссия обращает так же особое внимание на тот факт, что в целом, на основании непредоставления текстовой части извещения, отклонено пять из шести поданных заявок.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Пунктом 15.8.5. Положения о закупке установлено, что Заказчик отклоняет заявку участника запроса котировок на следующих основаниях:
(1) непредоставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных извещением о проведении закупки; нарушение требований извещения о проведении закупки к содержанию и оформлению заявки;
(2) несоответствие участника процедуры закупки требованиям извещения о проведении закупки, в том числе несоответствие лиц, выступающих на стороне одного участника процедуры закупки, требованиям извещения о проведении закупки;
(3) несоответствие предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в извещении о проведении закупки;
(4) несоблюдение требований извещения о проведении закупки к описанию продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки на участие в закупке;
(5) несоответствие предложения о цене договора (единицы продукции) требованиям извещения о проведении закупки, в том числе наличие предложения о цене договора (единицы продукции), превышающей размер НМЦ (единицы продукции);
(6) наличие в составе заявки недостоверных сведений;
(7) предусмотренным подразделом 19.13 Положения.
Проанализировав заявку заявителя Комиссия пришла к выводу о том, что она соответствовала требованиям к составу заявки, предусмотренным извещением о Закупке.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение п. 15.8.5. Положения о закупке и ч. 1 ст. 2 и п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
При рассмотрении жалобы было установлено, что по результатам спорной Закупки заключен договор, что подтверждается соответствующей записью в ЕИС. В связи с этим у антимонопольного органа отсутствуют основания для выдачи предписания.
На основании изложенного, в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
р е ш и л а:
- Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Домстрой» на действия заказчика – акционерного общества «Конструкторское бюро химавтоматики» при проведении запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по строительству индивидуальных жилых домов на территории базы отдыха «Маяк» № ЗК-155 (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок № 32312437127) обоснованной.
- Предписание по результатам рассмотрения жалобы не выдавать.
Настоящее решение размещено на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.В. Логошин
Члены Комиссии Р.В. Колмаков
С.Г. Субботин