Решение №АЛ/5609/23 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Домстрой» на действи... от 18 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/07/3-1096/2023

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Домстрой» на действия заказчика – АО «КБХА» при проведении аукциона в электронной форме

 

18.07.2023                                                                                                       г. Воронеж

 

Резолютивная часть решения объявлена 13.07.2023

Решение в полном объеме изготовлено 18.07.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:

Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;

Колмаков Р.В. – член Комиссии, начальник отдела;

Субботин С.Г. – член Комиссии, государственный инспектор,

в присутствии представителя АО «КБХА» <...>, представителей ООО «Домстрой» - директора <...> и <...>, по доверенности;

в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

 

у с т а н о в и л а:

 

В Воронежское УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Домстрой» (далее – Заявитель) на действия заказчика – акционерного общества «Конструкторское бюро химавтоматики» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по строительству индивидуальных жилых домов на территории базы отдыха «Маяк» № ЗК-155 (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок № 32312437127) (далее – Закупка).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушения при организации и проведении торгов проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закон о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, в частности в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Таким образом, рассмотрение жалобы Заявителя относится к компетенции Воронежского УФАС России.

Согласно доводам жалобы, заявка Заявителя была отклонена по причине отсутствия в составе заявки текстового описания продукции в произвольной форме. Заявитель полагает, что документация о Закупке не содержала такого требования, в связи с чем заявка отклонена необоснованно.

В соответствии с ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

С учётом изложенного, Заявитель обладал правом на подачу рассматриваемой жалобы.

Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и ч. 10 ст. 3 Закона о закупках и принята к рассмотрению. Рассмотрение назначено на 13.07.2023. О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.

В просительной части жалобы Заявитель просит признать жалобу обоснованной и обязать Заказчика пересмотреть итоги торгов с учётом заявки Заявителя.

Заказчик возражал относительно доводов жалобы, просит признать жалобу Заявителя необоснованной.

В результате рассмотрения настоящего дела и исследования всех имеющихся доказательств и материалов Комиссией установлено следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.   

Заказчик является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Закона о закупках. 

При осуществлении закупочной деятельности Положением о закупке товаров, работ, услуг государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», утверждённого наблюдательным советом Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (Протокол от «25» августа 2020 г. № 38-НС) (далее – Положение о закупке).

Пунктом 6.1 Положения о закупке предусмотрена возможность проведения Заказчиком запроса котировок.

Заказчиком 30.05.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) и на электронной торговой площадке РТС-тендер (далее – ЭТП) было размещено извещение о проведении Закупки и соответствующая закупочная документация (далее – Извещение и Документация).

Информационной картой Закупки установлена следующая информация:

Дата начала – дата и время окончания срока подачи заявок, место их подачи

Дата начала срока подачи заявок: «30» мая 2023 г.

Дата и время окончания срока подачи заявок

«22» июня 2023 г. в 09 часов 00 минут.

 (по местному времени организатора закупки)

в электронной форме в соответствии с регламентом и функционалом ЭТП.

Дата начала – дата и время окончания срока предоставления разъяснений извещения о закупке

Разъяснения положений извещения, полученные в соответствии с п. 4.3.1, предоставляются с даты публикации извещения о проведении закупки до 23 часов 59 минут  «21» июня 2023 г.  (включительно)

Дата рассмотрения и сопоставления заявок, подведения итогов закупки

«23» июня 2023 г. в 14 часов 00 минут (по местному времени организатора закупки)

Предметом закупки и договора является выполнение работ по строительству индивидуальных жилых домов на территории базы отдыха «Маяк».

Общая (с учётом всех позиций) начальная (максимальная) цена договора (с НДС) равна 26 899 560 ₽.

Заявителем сформирована и подана заявка на участие в Закупке, заявке присвоен № 5.

Согласно протоколу № 274 об итогах закупки от 23.06.2023, заявка № 5 отклонена по следующим основаниям: «Описание продукции должно быть подготовлено участником процедуры закупки в соответствии с требованиями п. 11 информационной карты и в соответствии с инструкцией по составлению заявки (раздел 10). В случае если техническое задание содержит текстовую и табличные части и в п.11 Информационной карты установлено требование о предоставлении описания продукции в виде предложения участника процедуры закупки в отношении предлагаемой продукции, то участник процедуры закупки предоставляет текстовую часть в произвольной форме, но с перечислением всех требований технического задания (при этом не допускается декларирования соответствия предлагаемой продукции требованиям Заказчикам), а табличную часть предоставляет в виде таблицы, приведенной в Разделе 7 Форме «Техническое предложение».

Заявитель, не согласившись с отклонением, обратился с жалобой в Воронежское УФАС России.

Рассмотрев доводы жалобы, изучив представленные доказательства и пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с приложением № 2 к извещению о Закупке «Требование к составу заявки (инструкция по заполнению заявки)» в состав заявки включаются следующие документы:

- заявка (форма 1) по форме, установленной в подразделе 7.1, содержащая в том числе наименование с указанием организационно-правовой формы, адреса места нахождения (для юридического лица), фамилии, имени, отчества (при наличии), паспортных данных, сведений о месте жительства (для физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя), банковских реквизитов, сведения о применении упрощенной системы налогообложения, номера контактного телефона и иных контактных данных и реквизитов согласно требованиям извещения;

- техническое предложение (форма 2) по форме, установленной в подразделе 7.2, содержащее предложение участника в отношении предмета закупки, подготовленное в соответствии с требованиями к описанию продукции, установленными в п.11 информационной карты.

Подразделом 7.2 извещения о закупке установлена форма 2, а именно техническое предложение, которое представлено в форме таблицы:

 

 

Наименование товара, включая марку и модель (при наличии)

№ показателя

 

 

Показатель (характеристика) товара

Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющим определить соответствие потребностям заказчика в соответствии с разделом 9 извещения

Предложение Участника в отношении функциональных характеристик (потребительских свойств), эксплуатационных характеристик, качественных характеристик

 

Указанная форма не предполагает составление технического предложения в виде текста в свободной форме.

Согласно п. 11 Информационной карты установлены следующие требования к описанию продукции: предложение участника процедуры закупки в отношении продукции, включающее в себя предложения в отношении функциональных характеристик / потребительских свойств, количественных и качественных характеристик продукции, соответствующие значениям, установленным в извещении о закупке или эквивалентные им с указанием (при наличии) на зарегистрированные товарные знаки и (или) знаки обслуживания товара, марку, модель, модификацию товара, патенты, полезные модели или промышленные образцы поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), – по форме Технического предложения, установленной в подразделе 7.2.

Таким образом, требования к составу заявки не предполагают наличие в составе заявки текстовой части технического предложения.

Согласно пояснениям представителя Заказчика, требование о предоставлении текстовой части содержится в инструкции по заполнению заявки.

Инструкцией по заполнению заявки (раздел 10 извещения) установлено, что в случае если техническое задание содержит текстовую и табличные части и в п. 11 Информационной карты установлено требование  о предоставлении описания продукции в виде предложения участника процедуры закупки в отношении предлагаемой продукции, то участник процедуры закупки предоставляет текстовую часть в произвольной форме, но с перечислением всех требований технического задания (при этом не допускается декларирования соответствия предлагаемой продукции требованиям Заказчикам), а табличную часть предоставляет в виде таблицы, приведенной в Разделе 7 Форме  «Техническое предложение». 

По данному вопросу Комиссия обращает внимание на следующие обстоятельства.

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Документация о закупке (а также извещение) является документом, которое регламентирует проведение конкретной закупки. Данный документ должен содержать исчерпывающие требования к участникам закупки, к составу заявки, порядку подачи заявки. При этом, исходя из своей сути, документация не должна содержать неоднозначных толкований, которые могут привести к отклонению участников закупки. Данное обстоятельство может повлечь необъективное уменьшение числа участников закупки, что может негативно сказаться на состояние конкуренции при проведении закупки, что, в свою очередь, противоречит целям законодательства о закупках.  Исходя из этого Комиссия приходит к выводу, что требования к составу заявки должны содержаться в соответствующей части документации или извещения. Иное может привести к введению участников закупки в заблуждение.

Как было установлено при рассмотрении жалобы, требование к составу заявки, установленное извещением, представляет собой закрытый перечень документов. При этом текстовая часть технического предложения в данном списке отсутствует. Само техническое предложение также не предполагает наличие текстовой части.

Наличие требования о предоставлении технического задания виде теста в произвольной форме в инструкции по заполнению заявки вступает в противоречие с требованием к составу заявки, установленным приложением № 2 к извещению и п. 11 Информационной карты. Более того отсутствие технического задания в виде текста в произвольной форме в требованиях к составу заявки ввело Заявителя в заблуждение, что и привело в свою очередь к отклонению заявки.

Комиссия обращает так же особое внимание на тот факт, что в целом, на основании непредоставления текстовой части извещения, отклонено пять из шести поданных заявок.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Пунктом 15.8.5. Положения о закупке установлено, что Заказчик отклоняет заявку участника запроса котировок на следующих основаниях:

(1)     непредоставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных извещением о проведении закупки; нарушение требований извещения о проведении закупки к содержанию и оформлению заявки;

(2)     несоответствие участника процедуры закупки требованиям извещения о проведении закупки, в том числе несоответствие лиц, выступающих на стороне одного участника процедуры закупки, требованиям извещения о проведении закупки;

(3)     несоответствие предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в извещении о проведении закупки;

(4)     несоблюдение требований извещения о проведении закупки к описанию продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки на участие в закупке;

(5)     несоответствие предложения о цене договора (единицы продукции) требованиям извещения о проведении закупки, в том числе наличие предложения о цене договора (единицы продукции), превышающей размер НМЦ (единицы продукции);

(6)     наличие в составе заявки недостоверных сведений;

(7)     предусмотренным подразделом 19.13 Положения.

Проанализировав заявку заявителя Комиссия пришла к выводу о том, что она соответствовала требованиям к составу заявки, предусмотренным извещением о Закупке.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение п. 15.8.5. Положения о закупке и ч. 1 ст. 2 и п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

При рассмотрении жалобы было установлено, что по результатам спорной Закупки заключен договор, что подтверждается соответствующей записью в ЕИС. В связи с этим у антимонопольного органа отсутствуют основания для выдачи предписания.

На основании изложенного, в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

р е ш и л а:

 

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Домстрой» на действия заказчика – акционерного общества «Конструкторское бюро химавтоматики» при проведении запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по строительству индивидуальных жилых домов на территории базы отдыха «Маяк» № ЗК-155 (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок № 32312437127) обоснованной.
  2. Предписание по результатам рассмотрения жалобы не выдавать.

 

Настоящее решение размещено на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                                          А.В. Логошин

Члены Комиссии                                                                                      Р.В. Колмаков

                                                                                                                   С.Г. Субботин

Связанные организации

Связанные организации не указаны