Заключение №036/01/10-562/2020 об обстоятельствах дела о нарушении антимонопольного законод... от 7 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 036/01/10-562/2020 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
07.09.2020                                                                                               г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление, Воронежское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Михин С.В. – председатель комиссии, заместитель руководителя Управления-начальник отдела.
Мелкумян Г.М. – член комиссии, государственный инспектор;
Гаврилов В.А. – член комиссии, специалист-эксперт,
рассмотрев дело № 036/01/10-562/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения СОПК  «Белогорьевского сельского поселения» (ИНН/КПП 3624005453/362401001, ОГРН 1173668032141, дата регистрации 08.06.2017 г., юридический адрес: 396576, Воронежская область, Подгоренский район, село Белогорье, ул. Коминтерна, 5) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем необоснованного взимания с потребителей самостоятельно установленной платы за услуги по холодному водоснабжению, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга добросовестных потребителей, руководствуясь  статьей  48.1 Закона о защите конкуренции,

У С Т А Н О В И Л А:
21.01.2020 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление, Воронежское УФАС России) поступило заявление <…> по вопросу правомерности действий СОПК «Белогорьевского сельского поселения» по взиманию платы за оказание услуг по холодному водоснабжению по тарифам, не установленным уполномоченным государственным органом.
25.03.2020 г. аналогичное обращение поступило от <…>.
В целях проверки фактов, изложенных в заявлениях, 30.01.2020 г. Воронежским УФАС России был направлен запрос № 04-16/574 в адрес СОПК «Белогорьевского сельского поселения» о необходимости предоставления информации и документов, в том числе подтверждающих факт установления тарифов на услуги по холодному водоснабжению уполномоченным государственным органом для СОПК «Белогорьевского сельского поселения».
13.02.2020 г. в Управление поступила информация от СОПК «Белогорьевского сельского поселения», согласно которой последним подтверждается факт того, что тариф на оказание услуг по холодному водоснабжению уполномоченным государственным органом для СОПК «Белогорьевского сельского поселения» не утверждался.
При указанных обстоятельствах, СОПК «Белогорьевского сельского поселения» не были предприняты все необходимые меры по установлению тарифа на услуги по холодному водоснабжению, предусмотренные Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении), что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.
В соответствии с пунктом 10 частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия, связанные с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, действия СОПК «Белогорьевского сельского поселения» по нарушению установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования путем необоснованного взимания с потребителей самостоятельно установленной платы за услуги по холодному водоснабжению содержат в себе признаки злоупотребления доминирующим положением и нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В связи с установлением в действиях СОПК «Белогорьевского сельского поселения» признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции Управлением было возбуждено дело № 036/01/10-562/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.
Рассмотрение дела № 036/01/10-562/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 10.07.2020 г. в 11 ч. 00 мин. (мск).
10.07.2020 г. от СОПК «Белогорьевского сельского поселения» поступило ходатайство об отложении рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи продлением режима самоизоляции Указом губернатора Воронежской области от 07.07.2020 г. № 277-у. На рассмотрение настоящего дела представители СОПК «Белогорьевского сельского поселения» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Определением от 10.07.2020 г. № 04-16/4497 рассмотрение дела №  036/01/10-562/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 29.07.2020 г.
29.07.2020 г. в рассмотрении дела № 036/01/10-562/2020 о нарушении антимонопольного законодательства участвовал представитель СОПК «Белогорьевского сельского поселения» - <…> (доверенность № 2 от 28.07.2020 г.), которой были представлены запрашиваемые Управлением информация и документы, а также даны устные пояснения, согласно которым СОПК «Белогорьевского сельского поселения» не отрицается факт наличия вменяемых антимонопольным органом признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Определением от 29.07.2020 г. № 04-16/4961 рассмотрение дела № 036/01/10-562/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 31.08.2020 г.
31.08.2020 г., в связи с необходимостью подготовки заключения об обстоятельствах дела № 036/01/10-562/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, объявлялся перерыв в рассмотрении настоящего дела до 07.09.2020 г. 14 час. 00 мин.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 036/01/10-562/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации. К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
На основании указанной нормы Воронежским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по холодному водоснабжению в зоне деятельности сетей СОПК «Белогорьевского сельского поселения», по результатам которого у последнего было установлено доминирующее положение на указанном рынке, что подтверждается обзором состояния конкурентной среды на рынке услуг по холодному водоснабжению от 01.09.2020 г.
Постановлением администрации Белогорьевского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области от 01.07.2017 г. СОПК «Белогорьевского сельского поселения» наделен статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение на территории Белогорьевского сельского поселения, объекты недвижимости, используемые для осуществления холодного водоснабжения переданы кооперативу администрацией Белогорьевского сельского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области на основе концессионного соглашения от 06.03.2019 г. № 1.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, СОПК «Белогорьевского сельского поселения» является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, которая как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение обязана соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно частям 1, 2, 7, 8 статьи 31 Закона о водоснабжении к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся холодное водоснабжение, в том числе, транспортировка воды; в сфере водоотведения - водоотведение, прием и транспортировка сточных вод.
Регулированию подлежат тарифы в сфере холодного водоснабжения - на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, на транспортировку воды; в сфере водоотведения - на водоотведение, на транспортировку сточных вод.
Правовые основания государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения определены Законом о водоснабжении, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
Так, в соответствии со ст. 3 Закона о водоснабжении, государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения осуществляется в отношении организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, т.е. в отношении юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения или отдельных объектов таких систем.
Полномочиями на установление тарифов в сфере водоснабжения, подлежащих государственному регулированию, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (статья 5 Закона о водоснабжении).
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения осуществляется в отношении регулируемых организаций, которые в установленном порядке вышли на государственное регулирование тарифов (пункты 16, 17, 22, 25 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406).
Таким образом, действующим законодательством установлен порядок ценообразования на услуги по холодному водоснабжению, который обязаны соблюдать организации водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с письмом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее – УРТ по ВО) от 05.02.2020 № 55-1/203, полученным на запрос от 28.01.2020 № 04-16/490, СОПК «Белогорьевского сельского поселения» по вопросу установления тарифа на холодное водоснабжение в УРТ по ВО в 2018, 2019 и 2020 гг. не обращалось, тариф на указанные услуги УРТ по ВО в отношении данной организации не утверждался.
Одновременно с этим, ответчиком в ходе рассмотрения настоящего дела представлены письменные объяснения и документы, согласно которым приказом Департамента по государственному регулированию тарифов от 20.08.2020 г. № 33/1 для СОПК «Белогорьевского сельского поселения» установлен тариф на холодное водоснабжения в размере 53 рублей 47 копеек (1 куб.м).
До установления указанного тарифа СОПК «Белогорьевского сельского поселения» взимало самостоятельно установленную плату за услуги по холодному водоснабжению в размере 58 рублей 00 копеек (1 куб.м).
Таким образом, СОПК «Белогорьевского сельского поселения» в период с 06.03.2019 г. по 20.08.2020 г. необоснованно установило и взимало экономически необоснованную плату за услуги по холодному водоснабжению в размере 58 рублей 00 копеек за 1 куб.м.
С учетом указанных норм права, СОПК «Белогорьевского сельского поселения», начисляя и взимая с потребителей самостоятельно установленную плату за предоставленные услуги по холодному водоснабжению, нарушило установленные действующим законодательством требования.
При рассмотрении данного дела Комиссией Управления установлено, что в результате неправомерных действий СОПК «Белогорьевского сельского поселения» по установлению и взиманию в период с 06.03.2019 г. по 20.08.2020 г. с потребителей платы за услуги по холодному водоснабжению без обращения в уполномоченный орган для установления соответствующего тарифа были ущемлены права неопределенного круга потребителей.
Указанные  действия  СОПК «Белогорьевского сельского поселения» имеют своим результатом ущемление интересов неопределенного круга потребителей, поскольку они были вынуждены  ежемесячно, в период с 06.03.2019 г. по 20.08.2020 г., вносить экономически необоснованную плату за услуги по холодному водоснабжению.
Таким образом, действия СОПК «Белогорьевского сельского поселения», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем необоснованного взимания в период с 06.03.2019 г. по 20.08.2020 г. с потребителей самостоятельно установленной платы за услуги по холодному водоснабжению, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, содержат в себе признаки злоупотребления доминирующим положением и нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Председатель Комиссии                                                     С.В. Михин
Члены Комиссии:                                                                Г.М. Мелкумян  
                                                                                          В.А. Гаврилов

Связанные организации

Связанные организации не указаны