Решение №05-16/3949 по результатам рассмотрения жалобы ПАО «Карачаровский механи... от 11 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/10/18.1-421/2019
по результатам рассмотрения жалобы ПАО «Карачаровский механический завод» на действия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области при проведении предварительного отбора подрядных организаций
11.07.2019                                                                                                                        г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 08.07.2019
Решение в полном объеме изготовлено 11.07.2019
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»), на нарушение порядка проведения торгов (далее – Комиссия) в составе: Логошин А.В. - председатель Комиссии, зам. руководителя — начальник отдела; Капранчиков А.В. - член Комиссии, старший государственный инспектор; Сисева Н.И. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии: представителя Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области <…>, представителя заявителя ПАО «Карачаровский механический завод» <…>, рассмотрев жалобу на действия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области при организации электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (идентификационный номер торгов РТС236В190133), в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции»,
у с т а н о в и л а:
25.06.2019г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ПАО «Карачаровский механический завод» (далее — Заявитель) на действия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области (далее — ФКР ВО) при организации и проведении аукциона на право заключения контракта на оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.  (далее — Аукцион).
Существо жалобы с которой обратился заявитель состоит в следующем. Имея намерение принять участие в Аукционе, Заявитель ознакомившись с требованиями Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее — Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 и требованиями аукционной документации установил, что ФКР ВО к потенциальным участникам Аукциона предъявлены требования противоречащие Положению. Также из доводов жалобы следует, что Заявитель обращался с запросами о разъяснении неоднозначных толкований аукционной документации.
Как следует из ч. 2 ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены: в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
ПАО «Карачаровский механический завод» является подрядной организацией, включенной в соответствующий реестр квалифицированных подрядных организаций. Таким образом, является потенциальным участником организованного ФКР ВО электронного аукциона.
На основании изложенного указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» и принята к рассмотрению. Торги в форме аукциона, проводимые Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области, направленные на выбор подрядной организации для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являются одним из видов обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов.
Срок рассмотрения жалобы однократно продлевался на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» до 08.07.2019.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной и электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.
Представитель ФКР ВО не согласился с доводами жалобы по основаниям, изложенным в возражениях, в удовлетворении требований, указанных в жалобе ПАО «Карачаровский механический завод», просил отказать.
Изучив материалы дела, в соответствии с требованиями статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», Комиссия установила следующее.
Отношения, связанные с привлечением ФКР ВО подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме регулируются Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615.
ФКР ВО на электронной торговой площадке «РТС-Тендер» опубликовано извещение № РТС236В190133 о проведении Аукциона, предметом которого является оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт в многоквартирных домах, расположенных на территории Воронежской области (полный перечень многоквартирных домов содержится в аукционной документации).
Датой и временем начала подачи заявок было определено 06.06.2019 00 часов 00 минут. Дата и время окончания срока подачи заявок 26.06.2019 00 часов 00 минут.
Датой и временем проведения электронного аукциона было определено 01.07.2019 в 09 часов 10 минут.
Как установлено Комиссией в ходе рассмотрения дела, Заявитель, имея намерение подать заявку на участив аукционе, не согласившись с требованиями аукционной документации, в части установленных ФКР ВО сроков и порядка оплаты выполненных в рамках заключенного контракта услуг и работ, обратился в антимонопольный орган с рассматриваемой жалобой 25.06.2019г. в 17 часов 24 минуты.
Уведомление в адрес ФКР ВО было направлено посредством электронной почты 27.06.2019г. Заседание Комиссии состоялось 02.07.2019г., на котором присутствовал представитель ФКР ВО. В материалы дела представлены возражения на жалобу исх. № б/н от 02.07.2019г. В соответствии с требованиями ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции» со дня направления такого уведомления торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. Однако 28.06.2019г. ФКР ВО составлен протокол рассмотрения заявок и 01.07.2019г. проведен аукцион, которыми зафиксирован факт осуществления действий организатора торгов по продолжению проведения процедуры торгов, при наличии законодательно установленного запрета на такие действия.
Как следует из доводов жалобы и содержания аукционной документации, а именно с п. 2.11 параграфа II проекта договора, оплата выполненных работ по объекту производится из средств собственников помещений в многоквартирных домах, которые формируют фонды капитального ремонта на счете (счетах) Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Воронежской области на основании предоставленных Подрядчиком подписанных в порядке, установленном договором, Актов КС-2, Справок КС-3, товарно-транспортных накладных на материалы и оборудование, счетов-фактур путем безналичного перечисления денежных средств в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания Заказчиком указанных документов и представления Подрядчиком счета, счета-фактуры (при наличии средств в Фонде капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области оплата будет производиться не позднее 31.12.2022 г). Счет-фактура предоставляется Подрядчиком, являющимся плательщиком НДС.
 При этом в пункте 3.8. Договора содержатся следующие сведения о сроках выполнения работ по договору: с даты заключения договора по __________________________________ в соответствии с графиком производства работ (Приложение №2), утвержденным Заказчиком и являющимся неотъемлемой частью договора. В составе аукционной документации отсутствует Приложение № 2. Также в электронной версии аукционной документации имеется файл «Образец графика производства работ» в формате *.xls, в котором содержится информация об Общей продолжительности работ, которая составляет 113 календарных дней.
В соответствии с пп. «в» п. 135 Положения документация об электронном аукционе, помимо сведений, указанных в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать, в том числе, форм; сроки и порядок оплаты услуг и (или) работ.
Выделение, формирование и аккумулирование денежных средств на оплату услуг подрядной организации отобранной по итогам Аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по  ремонту (замене) лифтового оборудования производится из фонда капитального ремонта, который в соответствии со статьей 170 Жилищного кодекса РФ образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 ЖК РФ, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Также приказом Департамента ДЖКХиЭ Воронежской области от 11.04.2017 № 80 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области в 2017 - 2019 годах, в соответствии с которым объем финансирования для реализации краткосрочного плана за счет средств собственников помещений составляет 8831740161,07 (восемь миллиардов восемьсот тридцать один миллион семьсот сорок тысяч сто шестьдесят один) рубль, 07 копеек.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ФКР ВО допущено нарушение составления аукционной документации и указан неточный срок оплаты выполненных работ при содержащемся условии о сроке оплаты выполненных подрядчиком работ до 31.12.2022г., в то время как срок исполнения контракта подразумевается в течении 2019г., что может привести к ограничению конкуренции при выборочной оплате выполненных работ.
В соответствии с частью 17 ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган принимает решение по жалобе с учетом всех выявленных нарушений.
Действия Комиссии ФКР ВО по оценке поданных заявок на участие в Аукционе, проведение непосредственно самого Аукциона, что зафиксировано составленными: протоколом рассмотрения заявок от 28.06.2019г. и протоколом проведения электронного аукциона № РТС236В190133 от 01.07.2019г. в нарушение требований Воронежского УФАС России, содержащихся в уведомлении о рассмотрении жалобы исх. № 05-16/3610 от 27.06.2019 и основанных на ч. 18 ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции» нарушают права законные интересы Заявителя как потенциального участника Аукциона, выразившего заинтересованность в участии в Аукционе.
Также Комиссией установлены следующие факты нарушения. Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. № 437 в Положение внесены изменения, которые вступили в силу с 24.04.2019 г. Согласно внесенным изменениям поменялись предметы электронных аукционов. Однако в аукционной документации предмет электронного аукциона изложен в недействующей редакции. Предмет электронного аукциона должен быть изложен следующим образом: «оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (далее - ремонт (замена, модернизация) лифтов)». Изменение является существенным, поскольку ранее Положение не содержало норм о модернизации лифтов, а также в предмет не входил ремонт машинных и блочных помещений. Однако в настоящее время данные условия являются частью предмета проводимого ФКР ВО электронного аукциона.
Таким образом, ФКР ВО нарушен порядок размещения информации об Аукционе, опубликовав документацию с законодательно установленной иной формулировкой предмета Аукциона.
В п. 2.1. раздела IV Документации «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» установлены следующие требования:
«В соответствии с подпунктом а), подпунктом б) пункта 145 Положения, Заявка на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы об Участнике, подавшем заявку:
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки, полученная не ранее чем за 20 календарных дней до даты подачи заявки на участие в электронном аукционе - для юридического лица; выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки, полученная не ранее чем за 20 календарных дней до даты подачи заявки на участие в электронном аукционе - для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;
- копии учредительных документов участника (для юридического лица) в последней редакции со всеми изменениями, прошедшими государственную регистрацию в соответствии со статьей 52 ГК РФ;
- копии свидетельств о постановке на учет в налоговом органе и присвоении идентификационного номера налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона;
- копия документа, удостоверяющего личность Участника зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона - для юридического лица;
- решение об одобрении или о совершении сделки (в том числе крупной) либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и, если для участника аукциона заключение договора на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения договора является сделкой, требующей решения об одобрении или о ее совершении, либо составленное в свободной форме и подписанное уполномоченным лицом участника аукциона письмо о том, что сделка не является сделкой, требующей решения об одобрений или о ее совершении».
Однако вышеперечисленные документы не могут входить в состав заявки участника и подаваться для участия в электронном аукционе.
Согласно п. 145 Положения заявка на участие в электронном аукционе должна содержать следующее:
- документы и сведения об участнике электронного аукциона, подавшем заявку на электронном аукционе, - полное наименование, сведения об организационно-правовой форме юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции оного исполнительного органа участника электронного аукциона - для юридического лица, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства, номер его телефона - для индивидуального предпринимателя;
- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени электронного аукциона».
Согласно п. 146 Положения ФКР ВО не вправе требовать от участника электронного аукциона иных документов и сведений, кроме документов и сведений, предусмотренных пунктом 145.
Таким образом, Комиссией установлено, что ФКР ВО к потенциальным участникам Аукциона предъявлены требования, которые не содержаться положении или отличны от него.
В разделе аукционной документации «Порядок заключения договора» содержатся следующие требования, предъявленные ФКР ВО к участникам Аукциона:
«В составе документов, предоставляемых до заключения договора участником электронного аукциона, с которым заключается договор, должны быть предоставлены:
- копия зарегистрированного органами Ростехнадзора уведомления о начале осуществления участником электронного аукциона, предпринимательской деятельности по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживание и ремонт лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажир: их конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах;
- платное расписание, предусматривающее наличие в штате квалифицированного персонала численностью не менее 50 штатных единиц монтажников электрических подъемников. При этом квалификация не менее 15 работников, осуществляющих выполнение работ по профессии монтажник электрических подъемников, должна быть подтверждена в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации»;
- копии производственных (должностных) инструкций квалифицированного персонала;
- копии распорядительных актов о допуске квалифицированного персонала к выполнению соответствующих видов работ;
- копии распорядительных документов, определяющие структуру управления, обеспечивающую каждому работнику сферу деятельности и пределы его полномочий, закрепление обязанностей квалифицированного персонала по организации работ, контролю их качества, охране труда, подготовке и повышению квалификации кадров.
Указанные документы предоставляются в срок, установленный в разделе X «Информационная карта». При не предоставлении указанных документов, победитель электронного аукциона, или участник электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер <...> или единственный участник электронного аукциона признается не соответствующим требованиям действующего законодательства к специализированным организациям, выполняющим работы по монтажу, демонтажу лифтового оборудования и признается уклонившимся от заключения договора о проведении капитального ремонта». Аналогичным образом сформулированы требования в п. 6.2. проекта договора и Приложении № 4 к проекту договора.
Согласно п. 205 Положения обязательным условием для участника, без которого не заключается договор, является предоставление надлежащего обеспечения. Иных требований к не установлено. Таким образом, по мнению Комиссии Заказчик не может поставить вопрос о заключении договора с победителем Аукциона в зависимость от тех документов, предоставление которых именно для заключения такого договора от участника по действующему законодательству не требуется.
Нормами Положения для ФКР ВО предусмотрено только два критерия для отказа от заключения договора
а) непредоставление надлежащего обеспечения (условие проверяется Заказчиком);
б) выявление несоответствия участника требованиям Положения до момента заключения договора;
Однако в случае выявления несоответствия участника требованиям Положения, ФКР ВО как Заказчик не обладает правом на такую самостоятельную проверку. Такая проверка осуществляется органом по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций, которым является Департамент ЖКХиЭ Воронежской области, при проведении предварительного отбора, результатом которого является формирование реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, в аукционной документации перечислены требования и документы необходимые для проверки потенциального участника Аукциона, которые не предусмотрены Постановлением Правительства РФ № 615 и при проведении предварительного отбора подрядных организаций. Таким образом, установленными в аукционной документации требованиями ФКР ВО введена самостоятельная процедура проверки участников электронного аукциона, не предусмотренную действующим законодательством.
Пунктом 6.6 проекта договора предусмотрено: «До даты заключения Договора Подрядчик передает Заказчику оригиналы договора страхования гражданской ответственности и страхового полиса с указанием данных о страховщике, застрахованных рисках и размере страховой суммы, определенной в текущем уровне цен в соответствии с нормативами, установленными на момент страхования, а также копию платежного поручения об оплате страховой премии по договору страхования, с отметкой кредитной организации о списании денежных средств. В Случае не предоставления указанных документов, ФКР ВО оставляет за собой право отказаться от заключения договора». Такие условия не предусмотрены Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 615, для ФКР ВО при проведении электронного аукциона.
Следовательно, по мнению комиссии Воронежского УФАС России, данное требование ФКР ВО к участникам аукциона также является излишним и не предусмотренным нормами.
Таким образом, на основании изложенного, оценив фактические обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами, Комиссия Воронежского УФАС России усматривает существенные нарушения Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области порядка организации электронного аукциона № РТС236В190133.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ПАО «Карачаровский механический завод» на действия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области при организации электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (идентификационный номер торгов РТС236В190133), обоснованной.
2. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области при организации и проведении электронного аукциона № РТС236В190133.
Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии                                                                                    А.В. Логошин
Члены Комиссии                                                                                               А.В. Капранчиков
                                                                                                                         Н.И. Сисева

Связанные организации

Связанные организации не указаны