Решение №02-16/2934 по результатам рассмотрения жалобы ООО «НЬЮТОН-МТ» на действ... от 28 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО «НЬЮТОН-МТ» на действия бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежская областная больница № 2»
(дело № 036/06/33-283/2019)
23.05.2019 г.                                                                                                            г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее — Комиссия) в составе: Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела; Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела; Качкин И.В. - член Комиссии, специалист – эксперт;
в присутствии представителей бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежская областная больница № 2» <…>, <…>, <…>, в присутствии представителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области <…>, в присутствии представителя ООО «НЬЮТОН-МТ» <…>,
рассмотрев жалобу ООО «НЬЮТОН-МТ» на действия заказчика - бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежская областная больница № 2» в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку нового рентгеновского оборудования (номер извещения 0131200001019001729)
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО «НЬЮТОН-МТ» (далее - Заявитель) на действия заказчика - бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежская областная больница № 2» (далее - Заказчик) в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку нового рентгеновского оборудования (номер извещения 0131200001019001729).
По мнению Заявителя, Заказчиком при описании объекта закупки нарушены требования ст. 6, ст. 8, п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), а также ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», положения ГОСТ Р 56311-2014 и Постановления Правительства РФ № 102, которые привели к ограничению числа участников аукциона, ограничению конкуренции и неиспользованию требований содержащихся в ГОСТ.
В частности, в техническом задании на установку рентгеновскую маммографическую с цифровой регистрацией изображения помимо общих требований предъявляются также дополнительные требования, влекущие нарушение законодательства, а именно:

 

Построение цифрового маммографического рентгеновского аппарата: маммограф со снимочным штативом кольцеобразной формы с цифровым матричным плоскопанельным детектором прямого преобразования

Наличие

 

Номинальная электрическая мощность (при анодном напряжении 30 кВ, максимальной анодном токе при 30 кВ и времени нагрузки не менее 1 с) кВ

Не менее 8

 

Максимальный анодный ток, обеспечиваемый РПУ, мА

Не менее 150

 

Основной материал анода рентгеновской трубки

Вольфрам

 

Метод преобразования рентгеновского изображения в электрический сигнал и цифровое изображение

Прямое преобразование

 

Материал детектора

Аморный селен (а-Se)

 

Система контроля качества изображения, включая маммографический фантом

Наличие

 

Источник бесперебойного питания для ЦПРИ

Наличие

 

Использование чувствительных элементов детектора в качестве рентгенэкспонометра

Наличие

 

Функция автоматической установки анодного напряжения в зависимости от предэкспозиции

Наличие

 

Функция самодиагностики и самотестирования

Наличие

Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе не согласны и считают их необоснованными, пояснив следующее.
Характеристики приобретаемого оборудования были установлены в соответствии с положениями ГОСТ Р 56311-2014 "Изделия медицинские электрические. Аппараты рентгеновские маммографические с цифровой регистрацией изображения. Технические требования для государственных закупок" (далее ГОСТ Р 56311-2014), в частности пункт 1 «маммограф со снимочным штативом кольцеобразной формы с цифровым матричным плоскопанельным детектором прямого преобразования» пункт 6.1 ГОСТ, пункт 1.26, 1.29  «Номинальная электрическая мощность (при анодном напряжении 30 кВ, максимальном анодном токе при 30 кВ и времени нагрузки не менее 1 с) кВ» и «Использование чувствительных элементов детектора в качестве рентгенэкспонометра» пункт 6.2.3 указанного ГОСТ, пункт 1.15 «Основной материал анода рентгеновской трубки» ГОСТ РМЭК 61267. Требования пункта 1.12 «Система контроля качества изображения, включая маммографический фантом» установлены в связи с необходимостью проведения регламентированного обслуживания, контроля технического состояния оборудования и калибровки ЦПРИ, пункт 1.13 «Источник бесперебойного питания для ЦПРИ» необходим для дополнительной защиты ЦПРИ, пункт 1.35 «Функция автоматической установки анодного напряжения в зависимости от предэкспозиции» используется для определения рентгеновской плотноти молочной железы и установки оптимальных условий экспозиции, пункт 1.36 «Функция самодиагностики и самотестирования» необходима для определения корректной работы аппарата.
В соответствии с п. 3.32 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее по тексту - Административный регламент) Комиссией объявлен перерыв в рассмотрении жалобы для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения до 23.05.2019 года.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение № 0131200001019001729 размещено в сети «Интернет» в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru.
Предметом рассматриваемого аукциона является поставка нового рентгеновского оборудования.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
ГОСТ Р 56311-2014 "Изделия медицинские электрические. Аппараты рентгеновские маммографические с цифровой регистрацией изображения. Технические требования для государственных закупок" устанавливает общие требования к подготовке технических заданий (ТЗ) и их оформлению при проведении государственных закупок медицинского оборудования (МО): рентгеновские маммографические аппараты с цифровой регистрацией изображения (цифровой маммографический рентгеновский аппарат).
В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ Р 56311-2014 техническое задание к документации разрабатывается заказчиком. Техническое задание определяет предмет размещения заказа на закупку МО. Ответственность за полноту, достаточность и обоснованность ТЗ лежит на заказчике.
Техническое задание на цифровой маммографический рентгеновский аппарат наряду с общими требованиями должно содержать конкретные технические требования к изделию. Кроме того, заказчик вправе в ТЗ включать дополнительные (опционные) и специфические дополнительные требования.
Дополнительные (опционные) требования отражают специфику применения цифрового маммографического рентгеновского аппарата с учетом конкретных потребностей и особенностей лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ). Дополнительные (опционные) требования отмечаются далее по тексту стандарта знаком (*). Специфические дополнительные требования должны иметь отдельное медико-техническое обоснование. Специфические дополнительные требования отмечаются далее по тексту стандарта знаком (**) (пункт 4.3 ГОСТ Р 56311-2014).
Кроме того, пунктом 7.2 ГОСТ Р 56311-2014 предусмотрена возможность включения в техническое задание дополнительных требований (не указанных в настоящем стандарте), обоснованных заказчиком с позиций проведения необходимых исследований в соответствии с профилем лечебно-профилактического учреждения.
Материалами дела установлено, что при составлении технического задания Заказчик руководствовался положениями ГОСТ Р 56311-2014.
В частности, одним из требований к маммографическому аппарату являлось наличие штатива кольцеобразной формы. Согласно пункту 6.2.4 ГОСТ Р 56311-2014 конструктивное исполнение снимочного штатива может иметь кольцеобразную форму. При этом указанный параметр отмечен в ГОСТе знаком (**), что означает отнесение такого параметра к специфическим дополнительным требованиям, которое должно иметь отдельное медико-техническое обоснование. Вместе с тем, такое обоснование в нарушение пункта 4.3 ГОСТ Р 56311-2014 в аукционной документации, техническом задании отсутвует.
Также наряду с общими требованиями к маммографическому аппарату техническое задание содержит ряд дополнительных не указанных в ГОСТ Р 56311-2014, например:
п. 1.12 — система контроля качества изображения, включая маммографический фантом;
п. 1.13 — источник бесперебойного питания для ЦПРИ;
п. 1.15 — основной материал анода рентгеновской трубки: вольфрам;
п. 1.26 — номинальная электрическая мощность (при анодном напряжении 30 кВ, максимальном анодном токе при 30 кВ и времени нагрузки не менее 1 с), кВт: не менее 8;
п. 1.35 — функция автоматической установки анодного напряжения в зависимости от предэкспозиции;
п. 1.36 — функция самодиагностики и самотестирования.
п. 2.8 — сетевая карта;
п. 2.9 — оптический привод DVD/CD-RW;
п.2.10 — источник бесперебойного питания;
п. 2.11 — клавиатура ввода данных пациента и управления цифровой системой;
п. 3.7 — функция оптимального отображения масштаба всего изображения;
п. 3.9 — функция подчеркивания контуров и инверсии шкалы оттенков серого цвета;
п. 3.10 — функция определения границы молочной железы и управления динамическим диапазоном;
п. 3.12 — функция адаптивного гистограммы;
п. 3.13 — функция маркировки, добавления аннотация и примечаний в изображениях, установки меток, ориентации изображений.
Кроме того, дополнительные требования содержаться в пунктах 5.7, 5.13, 7.5, 7.6, 7.7, 7.8, 4.9.2, 12.1, 12.6.
При этом, в документации по закупке отсутствует обоснование необходимости указанных дополнительных показателей с позиций проведения необходимых исследований в соответствии с профилем лечебно-профилактического учреждения.
Таким образом, заказчиком нарушены положения пункта 7.2 ГОСТ Р 56311-2014.
Кроме того, Заявитель настаивает на том, что включение дополнительных необоснованных требований влечет ограничение количества участников закупки.
В обоснование своих доводов Заявителем предоставлены ответы заводов производителей аналогичного оборудования, согласно которым ими не производятся аппараты, отвечающие требованиям, заявленным в техническом задании. Одновременно Заявителем не предоставлено сведений о том, оборудование какого производителя подпадает под техническое задание закупки.
В свою очередь, Заказчик при рассмотрении дела указал, что под требуемые характеристики подпадает два маммографических аппарата, в том числе российского производства. В обоснование своих доводов в материалы дела были предоставлены паспорт на установку рентгеновскую маммографическую GIONNO IMADGE 3DL с принадлежностями и формуляр на систему маммографическую рентгеновскую цифровую ОМИКРОН по ТУ 9442-005-91526802-2015 с принадлежностями.
Изучив предоставленные документации Комиссией установлено, что указанные аппараты также не отвечают в полном объеме всем характеристикам, установленным в техническом задании. В частности, в установке рентгеновской маммографической GIONNO IMADGE 3DL отсутствует такая характеристика как наличие принтера для печати маммографических изображений на пленке, аналогично система маммографическая рентгеновская цифровая ОМИКРОН не оборудована принтером для печати, кроме того срок гарантии оборудования составляет 12 месяцев, что не отвечает предъявляемым требованиям технического задания в 2 года.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившиеся в описании объекта закупки таки образом, что не позволяет определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, и влекут за собой административную ответственность по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод Заявителя о нарушении положений постановления Правительства РФ N 102 не нашел своего подтверждения в силу нижеследующего.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ N 102 утвержден прилагаемый перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предметом закупки является установка рентгеновская маммографическая с цифровой регистрацией изображения.
Согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014) предмету закупки соответствует код 26.60.11.113 "Аппараты рентгенографические" и указан в извещении о проведении электронного аукциона.
Необходимо отметить, что заявки, содержащие предложения о поставке товаров иностранного производства, в соответствии с постановлением Правительства РФ N 102 подлежат отклонению только в случае если в составе поданных на участие в закупке заявок есть не менее двух полностью соответствующих требованиям аукционной документации заявок, содержащих предложения о поставке товаров, произведенных в государствах - членах Евразийского экономического союза разными производителями.
В остальных случаях специальный механизм отклонения заявок с предложениями о поставке иностранных товаров, предусмотренный постановлением Правительства РФ N 102, не применяется.
Следовательно, в действиях Заказчика не установлено нарушений постановления Правительства РФ N 102.
Доводы Заявителя о нарушении положений части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» подлежат рассмотрению уполномоченным отделом структурного подразделения Воронежского УФАС России.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 99 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО «НЬЮТОН-МТ» на действия заказчика - бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежская областная больница № 2» в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку нового рентгеновского оборудования (номер извещения 0131200001019001729) частично обоснованной.
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежская областная больница № 2» части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, пунктов 4.3 и 7.2 ГОСТ Р 56311-2014.
3. Выдать бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области «Воронежская областная больница № 2» предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Передать материалы дела в уполномоченное структурное подразделение Воронежского УФАС России — отдел контроля органов власти для установления наличия либо отсутствия признаков нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть решения объявлена 23.05.2019 года.
В полном объеме решение изготовлено 28.05.2019 года.
Председатель Комиссии                                                                             С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии                                                        Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии                                                                                             И.В. Качкин

Связанные организации

Связанные организации не указаны