Решение №036/06/33-437/2021 по результатам рассмотрения жалобы ООО "РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНЫ" н... от 23 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО "РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНЫ" на действия Заказчиков при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001021002356)
(дело № 036/06/33-437/2021)
20.04.2021 г.                                                                                                            г. Воронеж
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 20.04.2021 года.
В полном объеме решение изготовлено 23.04.2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В.- председатель Комиссии, заместитель руководителя-начальник отдела;
- Рощупкина Ю.В. – заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
- Тельпов И.А. – член Комиссии, государственный инспектор.
при участии представителя ООО "РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНЫ": <…>,
при участии представителей бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области ''Воронежская областная клиническая больница №1'': <…>, <…>,
при участии представителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области: <…>,
рассмотрев жалобу ООО "РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНЫ" на действия Заказчиков при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001021002356),

у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНЫ" (далее – Заявитель) на действия Заказчиков при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001021002356) (далее – Аукцион).
По мнению Заявителя, действия Заказчиков нарушают положения Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), а именно: 1) Заказчиками установлена совокупность характеристик, соответствующая конкретной модели одного производителя: «Система ультразвуковая диагностическая медицинская Vivid iq с принадлежностями производства «ДжиИ Медикал Системз (Китай) Ко., Лтд.», Китай». 2) По пункту 8.2.1 Заказчики использовали отличную от ГОСТ Р 56331—2014 терминологию: в ГОСТ п. 6.5.2.1., «Устройство ввода» звучит как «Функциональная клавиатура», а Заказчики предъявили требования, чтобы функциональная клавиатура была «Сенсорная интерактивная настраиваемая». При этом необходимые обоснования отсутствуют.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласен и считает их необоснованными, предоставлены письменные возражения на жалобу Заявителя.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение №0131200001021002356 размещено: 06.04.2021 года в сети «Интернет» в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru.
Предметом рассматриваемого аукциона является поставка медицинских изделий.
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 4 статьи 59 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
1) Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, Заказчику при формировании технического задания в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Приложением 4 - частью 3 «Описание объекта закупки» файлом «12. Приложение №4 УЗИ.docx» предоставлено Описание объекта закупки на поставку медицинских изделий (далее – Описание объекта закупки).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к закупаемым товарам установлены в Описании объекта закупки, исходя из потребностей Заказчика в технических (функциональных) характеристиках продукции и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что, как минимум 2 производителя Систем ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы соответствуют, установленным в документации об Аукционе, техническим характеристикам.
В подтверждении данного довода, Заказчик указывал, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.04.2021 №0131200001021002356-1 подано 2 заявки. При этом, как следует из поданных заявок участников, к поставке предложены следующие товары: Система ультразвуковая диагноститеческая медицинская Vivid iq с принадлежностями, вариант исполнения Vivid iq Value console, производства «ДжиИ Медикал Системз») Китай и Аппарат ультразвуковой диагностический «Noblus», производитель «Хитачи, Лтд.», Япония.
В тоже время, представитель Заявителя, в рамках рассмотрения настоящей жалобы указывал на несоответствие требованиям Описания объекта закупки - Аппарата ультразвукового диагностическего «Noblus», производитель «Хитачи, Лтд.», Япония, однако исчерпывающих доказательств, подтверждающих данное утверждение на рассмотрение Комиссии Воронежского УФАС России не предоставлено. Как и не представлено документов и сведений, свидетельствующих о соответствии закупаемого Заказчиком товара продукции единственного производителя, в связи с чем довод жалобы своего подтверждения не нашел.
2) ГОСТом Р 56331— 2014 ИЗДЕЛИЯ МЕДИЦИНСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ Изделия медицинские ультразвуковые диагностические Технические требования для государственных закупок (далее – ГОСТ Р 56331 – 2014) установлены основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях для государственных закупок медицинских ультразвуковых диагностических изделий.
Разделом 6 ГОСТа Р 56331 – 2014 установлены основные технические характеристики, указываемые в техническом задании.
Так, подпункт 6.5.2.1 пункта 6.5.2 Устройства ввода, звучит как «Функциональная клавиатура (наличие)».
В тоже время, согласно пункту подпункту 8.2.1 пункта 8.2 Описания объекта закупки, Заказчиком установлена следующая характеристика: «Устройства ввода: Сенсорная интерактивная настраиваемая функциональная клавиатура».
Таким образом, Заказчиком по показателю 8.2.1 Описания объекта закупки использовалась иная характеристика, не указанная в ГОСТе Р 56331 – 2014.
При этом согласно пункту 7.2 ГОСТа Р 56331 – 2014 возможно включение дополнительных требований, обоснованных заказчиком с позиций проведения необходимых исследований в соответствии с профилем ЛПУ.
По смыслу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в случае использования при описании объекта закупки иных показателей и требований, не предусмотренных действующими стандартами. в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования таких показателей. Между тем, в документации проводимого электронного аукциона отсутствует подобное обоснование, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3) В силу части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее – Постановление №878) утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Как указывалось, выше, извещением о проведении электронного аукциона от 06.04.2021 №0131200001021002356 (далее – Извещение) установлено, что объектом закупки является - Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы, с ОКПД2 26.60.12.132.
Согласно Перечню в отношении продукции, в том числе с ОКПД2 – 26 и наименованием радиоэлектронной продукции – «Оборудование компьютерное, электронное и оптическое (за исключением продукции, соответствующей позиции, классифицируемой кодом 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных", в отношении которой постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1746 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлен запрет на допуск сроком на 2 года)» устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 4 Постановления №878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Пунктом 5 Постановления №878 установлено, что подтверждением случая, установленного пунктом 4, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Обоснование), подготовленное Заказчиком в соответствии с порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденным Постановлением N 878, и размещенное заказчиком в ЕИС одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 2 Порядка установлено, что Обоснование подготавливается Заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях: а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке; б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Пунктом 3 Порядка установлено, что Обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 Порядка;
б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 Порядка).
Приложением 4 - части 3 Аукционной документации файлом – «11. Обоснование отсутствия запрета по 878 (УЗИ) НОВОЕ.docx» Заказчиком предоставлено Обоснование.
Согласно вышеуказанному Обоснованию, обстоятельством, обуславливающим невозможность соблюдения ограничения является – «радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции (п.п. б п. 2 Порядка)».
Вместе с тем, указанное Обоснование составлено ненадлежащим образом, так как не содержит в себе сведения, установленные подпунктом г) пункта 3 Порядка, а именно:
- в нарушение пункта г пункта 3 Порядка вышеуказанное Обоснование не содержит исчерпывающий перечень функциональных, технических и (или) эксплуатационных характеристик (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным Заказчиком требованиям.
Так, Заказчиком не приведен исчерпывающий перечень функциональных, технических и (или) эксплуатационных характеристик, по которым «Система диагностическая для ультразвуковых исследований «УЗИ-ЭЛЕКТРОН», производитель - ЗАО "НИПК "Электрон"» не соответствует установленным Заказчиком требованиям.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего надлежащее Обоснование в ЕИС, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе содержат событие и признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок,

р е ш и л а:
1.
Признать жалобу ООО "РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНЫ" на действия Заказчиков при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001021002356) частично обоснованной.
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области ''Воронежская областная клиническая больница №1'', бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области ''Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 8'', бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области ''Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 10''. нарушение пункта 2 части 1 статьи 33, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, подпункта г) пункта 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением N 878.
3. Выдать предписание бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области ''Воронежская областная клиническая больница №1'', бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области ''Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 8'', бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области ''Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 10'' об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы настоящего дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии                                                                                      С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии                                                        Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии                                                                                                   И.А. Тельпов

Связанные организации

Связанные организации не указаны