Решение №036/06/67-737/2021 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Ленком» на действия ... от 5 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы на действия аукционной комиссии
дело № 036/06/67-737/2021
05.07.2021 г.                                                                                                        г. Воронеж
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 30.06.2021 года
В полном объеме решение изготовлено 05.07.2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту – Комиссия; УФАС по ВО) в составе:
Логошин А.В. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела;
Рощупкина Ю.В. – заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
Мелкумян Г.М. - член Комиссии, государственный инспектор,
Тельпов И.А. - член Комиссии, государственный инспектор,
рассмотрев жалобу ООО «Ленком» (далее по тексту – Заявитель) на действия аукционной комиссии в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона в электронной форме на поставку мебели для обеспечения муниципальных нужд по строительству объекта: «Общеобразовательная школа на 1100 мест микрорайона Бабяково. Новый квартал в с. Новая Усмань Новоусманского района Воронежской области» (номер извещения: 0131300041021000059; далее по тексту - Аукцион),
в присутствии сторон:
от МБОУ «НОЦ» – <…> и <…>;
от администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области и Заявителя – никто не явился, надлежащим образом уведомлены о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,

У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона в электронной форме на поставку мебели для обеспечения муниципальных нужд по строительству объекта: «Общеобразовательная школа на 1100 мест микрорайона Бабяково. Новый квартал в с. Новая Усмань Новоусманского района Воронежской области» (номер извещения: 0131300041021000059).
Доводы жалобы ООО «Ленком» заключаются в следующем.
Заявитель не согласен с решением аукционной комиссии о признании первой части заявки не соответствующей требованиям документации об аукционе поскольку, по его мнению, поданная заявка на участие в рассматриваемом электронном аукционе полностью соответствует нормам Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон о контрактной системе).
ООО «Ленком» считает, что установление заказчиком требования по показателям товаров определенным образом приводит к ограничению количества участников закупки и не позволяет заполнить заявку надлежащим образом.
В связи с изложенным Заявитель просит направленную им в УФАС по ВО жалобу признать обоснованной и выдать соответствующее предписание об устранении допущенных нарушений.
Представителями Заказчика представлены возражения на рассматриваемую жалобу, из которых следует, что доводы Заявителя являются несостоятельными, поскольку заявка последнего отклонена правомерно.
Изучив материалы настоящего дела, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.    
Администрацией Новоусманского муниципального района Воронежской области в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 07.06.2021 г. размещено извещение № 0131300041021000059 о проведении электронного аукциона на поставку мебели для обеспечения муниципальных нужд по строительству объекта: «Общеобразовательная школа на 1100 мест микрорайона Бабяково. Новый квартал в с. Новая Усмань Новоусманского района Воронежской области».
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 21 976 415,63 ₽.
Предметом рассматриваемого Аукциона является поставка мебели для обеспечения муниципальных нужд по строительству объекта: «Общеобразовательная школа на 1100 мест микрорайона Бабяково. Новый квартал в с. Новая Усмань Новоусманского района Воронежской области».
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, а также ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Таким образом, разрабатывая документацию о закупке, заказчик руководствуется положениями Закона о контрактной системе с учетом специфики конкретной закупки, установленной в рамках отраслевого законодательства. Учитывая изложенное, заказчик может определить условия документации в соответствии со своими потребностями, если эти условия не противоречат действующему законодательству РФ и не ведут к ограничению количества участников закупки.
Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктами 1,  2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.06.2021 № 0131300041021000059-1 как ООО «Ленком», так и иным 4 участникам отказано в допуске на участие в электронном аукционе в связи с ненадлежащим формированием заявок.
Как следует из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке», не установление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом, на заседании Комиссии установлено, что форма и структура Инструкции Аукциона не позволяют участникам закупки установить взаимосвязь между порядком чтения символов, знаков и показателями товаров, подлежащих указанию в составе заявки, в связи с чем участникам закупки не представляется возможным надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке.
Проанализировав положения инструкции Аукциона по заполнению заявки, Комиссия приходит к выводу, что положения такой инструкции не направлены на надлежащее определение подрядчика, а направлены на введение участников закупки в заблуждение, влекущее ограничение доступа к участию аукционе, поскольку искусственно усложняет процесс заполнения сведений о конкретных показателях.
По мнению Комиссии УФАС по ВО, излишняя детализация инструкции по заполнению первой части заявки, равно как и ее отсутствие влечет ограничение доступа к участию аукционе, поскольку значительно усложняет процесс заполнения сведений о конкретных показателях, и может служить формальным основанием для отказа участникам в допуске к участию в электронном аукционе.
Сложившаяся практика в части установления надлежащей инструкции запрещает сознательное установление потенциальным участникам закупки «формализованных ловушек», которые призваны «сработать избирательно» и по формальным основаниям не допустить неугодного участника либо в принципе создать условия, при которых добросовестный участник соответствующего рынка (здраво оценив требования документации) по объективным причинам откажется от участия в торгах, заведомо понимая обреченность намерения стать победителем.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что сформулированные заказчиком требования являются объективными и не привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд, а также снижению потенциальной эффективности проводимых торгов вследствие необоснованного устранения потенциальных участников, в материалах настоящего дела отсутствуют.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае, неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки привело к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь привело к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Данный факт подтверждается как результатами проведенного Аукциона, так и 4 направленными запросами о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, связанных непосредственно с инструкцией Аукциона.
Кроме того, Комиссия УФАС по ВО критически относится к ряду позиций, установленных в техническом задании Аукциона, в том числе к таким как: «каркас на болтовых соединениях не допускается» (пункт 58 описания объекта закупки).
В связи с установлением подобных требований заказчиком участникам Аукциона не представляется возможным установить, какой именно каркас являются показателем товара и должен быть указан ими в первой части заявки.
Данное обстоятельство свидетельствует о неопределенности потребности заказчика, а также о неопределенности требований к содержанию заявки на участие в аукционе.
Таким образом, действия аукционной комиссии по отклонению заявки ООО «Ленком» и иных участников аукциона нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО «Ленком» на действия аукционной комиссии в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона в электронной форме на поставку мебели для обеспечения муниципальных нужд по строительству объекта: «Общеобразовательная школа на 1100 мест микрорайона Бабяково. Новый квартал в с. Новая Усмань Новоусманского района Воронежской области» (номер извещения: 0131300041021000059) обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, выразившиеся в принятии решения об отказе в допуске к участию в аукционе 5 участникам электронного аукциона.   
3. Предписание об устранении нарушений части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционной комиссии не выдавать в связи с ранее выданным предписанием от 02.07.2021 г. по делу № 036/06/67-727/2021.
4. Передать материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу УФАС по ВО.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель Комиссии                                                                              А.В. Логошин
Заместитель председатель Комиссии                                                    Ю.В. Рощупкина
Члены Комиссии                                                                                        Г.М. Мелкумян
                                                                                                       И.А. Тельпов

Связанные организации

Связанные организации не указаны