Решение №036/10/18.1-1228/2020 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Вега» на нарушение п... от 26 октября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/10/18.1-1228/2020
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Вега» на нарушение процедуры торгов
23.10.2020                                          г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 21.10.2020
Решение в полном объеме изготовлено 26.10.2020
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»), на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:
Чушкин Д.Ю. – председатель Комиссии, руководитель управления;
Логошин А.В. – член Комиссии, зам. руководителя – начальник отдела;
Карпенко М.А. – член Комиссии, специалист-эксперт;
в присутствии:
представителей организатора торгов – <…>, <…>;
представителя заявителя – <…>,
рассмотрев жалобу ООО «Вега» на действия организатора торгов – департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области при организации и проведении открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области (зона деятельности – Богучарский, Борисоглебский, Калачеевский, Лискинский, Россошанский межмуниципальные экологические отходоперерабатывающие кластеры) (извещение № 080920/21109509/01), в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:
08.10.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО «Вега» на действия организатора торгов – департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области при организации и проведении открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области.
Существо жалобы, с которой обратился заявитель, состоит в следующем. По мнению заявителя, организатором конкурсного отбора нарушены существенные положения документации при проведении процедуры отбора и оценке поступивших заявок.
В результате рассмотрения настоящего дела и исследования всех имеющихся доказательств и материалов Комиссией Воронежского УФАС России установлено следующее.
08.09.2020 организатором открытого конкурса в электронной форме в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте https://torgi.gov.ru опубликовано извещение №080920/21109509/01 о проведении открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области.
Срок подачи заявок был установлен с 09 часов 00 минут 09.09.2020 до 18 часов 00 минут 28.09.2020 по местному времени.
Комиссия, изучив имеющие материалы дела, приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 №881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» установлены правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила).
В соответствии с журналом регистрации на участие в открытом конкурсном отборе были поданы заявки от трех претендентов – ООО «Экоресурс», ООО «Вега», ГУП ВО «Облкоммунсервис».
В соответствии с п. 36 Правил конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками в срок, указанный в документации об отборе. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками осуществляется в день вскрытия конвертов с заявками после окончания срока подачи заявок.
В соответствии с указанным протоколом от 02.10.2020 конверт с заявкой № 1 (заявитель – ООО «Экоресурс») был признан несоответствующим требованиям конкурсной документации: «В нарушение пункта 3.4.9 конкурсной документации в составе заявки не представлены документы, подтверждающие предоставление обеспечения заявки, кроме того, денежные средства на момент рассмотрения заявок на расчетный счет, указанный в пункте 4.1.3 конкурсной документации не поступили. В соответствии с пунктом 6.8 участник не допущен к участию в конкурсном отборе. Вскрытие конверта не проводилось».
Комиссией было установлено, что в нарушении п. 36 Правил организатор торгов не провел вскрытие конверта с заявкой ООО «Экоресурс», установив, что в составе заявки отсутствуют документы, подтверждающие обеспечение заявки, руководствуясь при этом только информацией из выписки со счета, свидетельствующей об отсутствии поступившей суммы от ООО «Экоресурс». Однако документация о конкурсе предусматривала также обеспечение заявки предоставлением банковской гарантии, которая могла бы находиться в составе заявки, упакованной участником в конверт.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 05.10.2020 к участию в конкурсном отборе были допущены 2 заявки: ООО «Вега» и ГУП ВО «Облкоммунсервис». Победителем конкурсного отбора было признано государственное унитарное предприятие Воронежской области «Облкоммунсервис».
На рассмотрении настоящего дела Комиссией Воронежского УФАС России было установлено, что от претендента ГУП ВО «Облкоммунсервис» поступило три конверта с заявками, а именно конверт №1 содержал в себе заявку с приложениями, №2 – дополнения к заявке, №3 – изменения заявки №1. Факт подачи и вскрытия трех конвертов от ГУП ВО «Облкоммунсервис» был озвучен на заседании конкурсной комиссии, что в свою очередь подтверждается аудиозаписью представленной организатором конкурса.
В соответствии с п. 31 Правил и п. 3.1 конкурсной документации заявитель вправе подать только одну заявку.
В соответствии с п. 3.12 документации заявитель вправе изменить или отозвать заявку в любое время до истечения срока представления заявок, установленного настоящей документацией об отборе. Изменение в заявку или отзыв заявки должны быть направлено в запечатанном конверте. Конверты дополнительно маркируются словом «Изменение», «Отзыв».
Пунктом 39 Правил и пунктом 6.4 документации установлено, что в случае установления факта подачи одним заявителем 2 и более заявок при условии, что поданные ранее этим заявителем заявки не отозваны, все заявки этого заявителя не рассматриваются и возвращаются этому заявителю.
Вместе с тем, подача дополнений к заявке конкурсной документацией, а также Постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 №881 не предусмотрено.
Комиссией Воронежского УФАС России было установлено, что после подачи ГУП ВО «Облкоммунсервис» третьего конверта предыдущие два отозваны не были и организатором конкурсного отбора были рассмотрены как единая заявка.
В конверте №2 от ГУП ВО «Облкоммунсервис» были представлены обязательные в соответствии с п.3.4.4, 3.4.6 конкурсной документации сведения, отсутствие которых в заявке №1 повлекло бы отклонение ГУП ВО «Облкоммунсервис».
В конверте №3 от ГУП ВО «Облкоммунсервис» содержалось измененное значение приведенной стоимости услуги регионального оператора: <…> (<…>) рублей 00 коп. с приложением расчета максимального значения приведенной стоимости услуги регионального оператора.
Кроме того, Комиссия Воронежского УФАС России обращает внимание на то, что согласно журналу регистрации ООО «Вега» подало свою заявку 28.09.2020 в 17 часов 13 мин.(значение приведенной стоимости услуг регионального оператора составляло <…> (<…>) рублей <…> коп.), ГУП ВО «Облкоммунсервис» подало конверт №1 28.09.2020 в 17 часов 21 мин., в котором значение приведенной стоимости услуг регионального оператора составляло <…> (<…>) рублей <…> коп.; в 17 часов 22 мин. ГУП ВО «Облкоммунсервис» подало конверт №2, содержащий дополнения к заявке, а спустя 18 мин. в 17 часов 40 мин. был подан конверт №3, который содержал новые расчеты приведенной стоимости услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами – <…> (<…>) рублей 00 коп. Таким образом, в сравнительно короткое время претендентом ГУП ВО «Облкоммунсервис» были произведены существенные дополнения и изменения к заявке, которые впоследствии повлияли на результаты конкурсного отбора.
В конкурсной документации и Постановлении Правительства РФ от 05.09.2016 №881 установлены критерии конкурсного отбора на присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами: приведенная стоимость услуги регионального оператора и качество услуги, которое в свою очередь подтверждается пятью критериями.
В соответствии с п. 8.3.4 подтверждением критерия открытости является подписанная руководителем или уполномоченным лицом заявителя распечатка с сайта, подтверждающая наличие всех заявленных возможностей потребителя (наличие личного кабинета, форма обратной связи на сайте, либо адрес электронной почты, использующийся для связи с потребителями услуги в открытом доступе (графическое изображение)), с указанием адреса сайта, а также обязательство поддерживать сайт с указанными возможностями в течение всего срока действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Комиссией Воронежского УФАС России при ознакомлении с заявками претендентов было установлено, что ГУП ВО «Облкоммунсервис» подтверждения критерия открытости, установленного п. 8.3.4 конкурсной документации, не представлено. Однако в соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 05.10.2020 ГУП ВО «Облкоммунсервис» по указанному критерию присвоено максимальное количество баллов.
В соответствии с п. 6.6 конкурсной документации и п. 41 Правил Организатор конкурсного отбора обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками и фотофиксации документов, на основании которых осуществляются оценка и сопоставление заявок.
По запросу Комиссии Воронежского УФАС России фотоматериалов, сделанных организатором конкурса при вскрытии конвертов, департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области фотографии заявки ГУП ВО «Облкоммунсервис» представлены не были.
В соответствии с п. 17 Правил организатор конкурсного отбора вправе принять решение о внесении изменений в документацию об отборе не позднее чем за 5 дней до дня окончания срока подачи заявок. В течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения такие изменения размещаются организатором конкурсного отбора в порядке, установленном для размещения документации об отборе. При этом срок подачи заявок должен быть продлен таким образом, чтобы срок со дня размещения внесенных в документацию об отборе изменений на официальном сайте торгов до дня окончания срока подачи заявок составил не менее чем 20 дней.
В соответствии с п. 6.2 конкурсной документации вскрытие конвертов с заявками осуществляется по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Плехановская, д. № 8, каб. № 307.
В протоколе вскрытия конвертов от 02.10.2020 указано, что вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе проведено по адресу: 394018, Воронежская обл., пл. Ленина, д. 12, актовый зал 4 этаж.
Вместе с тем, Комиссией Воронежского УФАС России установлено, что изменений в извещение о проведении конкурсного отбора и в документации организатором внесено не было.
Место вскрытия конвертов является существенным условием документации, так как участники вправе присутствовать на процедуре вскрытия и осуществлять визуальный контроль за соблюдением порядка вскрытия заявок, предусмотренном документацией о проведении конкурса.
Вместе с тем, относительно довода заявителя о том, что обязательным подтверждением критерия открытости является наличие на официальном сайте претендента формы обратной связи с потребителями, Комиссия считает следующее. В соответствии с п. 8.3.4 подтверждением указанного критерия является наличие личного кабинета, форма обратной связи на сайте, либо адрес электронной почты, использующийся для связи с потребителями услуги в открытом доступе. Таким образом, указанный пункт документации обязывает претендента иметь на официальном сайте один из перечисленных способов для связи с потребителями. Комиссия считает данный аргумент ООО «Вега» не нашел своего подтверждения.
Относительно довода о том, что ГУП ВО «Облкоммунсервис» неправомерно присвоено максимальное количество баллов по критерию надежности и критерию оперативности, Комиссией Воронежского УФАС России установлено следующее. В разделе 8 конкурсной документации определены предельные значения для критериев конкурсного отбора и величина значимости критериев. В частности, для критерия надежности (количество допустимых нарушений графика вывоза твердых коммунальных отходов из мест сбора и накопления в год) установлена следующая шкала величин:
- более 300 нарушений – 0 баллов,
- 150 – 300 нарушений – 50 баллов,
- 0 – 150 нарушений – 100 баллов.
Комиссией установлено, что в заявке ООО «Вега» было указано значение 0-149 нарушений, в заявке ГУП ВО «Облкоммунсервис» - 0-150 нарушений. По мнению членов Комиссии Воронежского УФАС России, оба показателя соответствуют минимальному значению шкалы величин и претендентам обосновано было присвоено по 100 баллов.
Для критерия оперативности (срок рассмотрения обращений потребителей) в документации о конкурсном отборе установлена следующая шкала величин:
- свыше 30 дней – 0 баллов,
- 15 – 30 дней – 50 баллов,
- 0 – 15 дней – 100 баллов.
Было выявлено, что в заявке ООО «Вега» было указано значение 0-14 дней, в заявке ГУП ВО «Облкоммунсервис» - 0-15 дней. По мнению членов Комиссии Воронежского УФАС России, оба показателя соответствуют минимальному значению шкалы величин и претендентам обосновано было присвоено максимальное количество баллов по указанному критерию.
С учетом изложенного, доводы заявителя о присвоении максимального количества баллов по критериям надежности и оперативности ГУП ВО «Облкоммунсервис» не нашли своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссия Воронежского УФАС России усматривает в действиях организатора открытого конкурса – департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области нарушения п.п.17, 31, 36, 39 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также п.п. 3.1, 6.1, 6.4, 6.6 документации о конкурсном отборе.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» Комиссия

РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Вега» на действия организатора торгов – департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области при организации и проведении открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области (зона деятельности – Богучарский, Борисоглебский, Калачеевский, Лискинский, Россошанский межмуниципальные экологические отходоперерабатывающие кластеры) (извещение № 080920/21109509/01), обоснованной.
2. Выдать предписание департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области об аннулировании конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области (зона деятельности – Богучарский, Борисоглебский, Калачеевский, Лискинский, Россошанский межмуниципальные экологические отходоперерабатывающие кластеры) (извещение № 080920/21109509/01).
3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Воронежского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии                           Д.Ю. Чушкин
Члены Комиссии                                      А.В. Логошин
                                                                М.А. Карпенко

Связанные организации

Связанные организации не указаны