Определение №036/05/28-230/2021 о возбуждении дела по признакам нарушения АО «МИнБанк» требо... от 20 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 036/05/28-230/2021
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
«20» августа 2021 года                                                            город Воронеж
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Д.Ю. Чушкин - руководитель управления, рассмотрев материалы, предоставленные государственным инспектором Воронежского УФАС России О.В. Давыдовой, свидетельствующие о признаках нарушения Акционерным обществом «Московский Индустриальный банк» (115419, г. Москва, ул. Орджоникидзе, д. 5, ОГРН 1027739179160) (далее – АО «МИнБанк») требований части 7 статьи 5, части 3 стать 28 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛ:
Воронежским УФАС России 03 августа 2021 года в ходе осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) выявлено распространение на рекламном щите со съемными панелями (призматрон), расположенном в непосредственной близости от ТРЦ Московский пр-т по адресу: г. Воронеж, Московский пр-т, рекламы следующего содержания: «МОСКОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ БАНК РЕФИНАНСИРУЙТЕ КРЕДИТ  по ставке не выше 8,8* % /.../», о чем составлен Акт осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) от 03.08.2021 года с приложением фотоматериалов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
Объектом рекламирования в указанной рекламе являются МОСКОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ БАНК и финансовая услуга — рефинансирование кредита.
Рефинансирование кредита — это оформление нового кредита для погашения уже имеющегося. Таким образом объектом рекламирования является кредитный продукт по ставке до 8,8 %.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается, смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рассматриваемой рекламе информация (со слов МОСКОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ БАНК РЕФИНАНСИРУЙТЕ КРЕДИТ  по ставке не выше 8,8* % /…/) выполнена крупным шрифтом, в то время как иная существенная информация (со слов * Процентные ставки от 5,9% до 8,8% годовых в зависимости от кредитной истории, уровня текущей кредитной, долговой нагрузки клиента, действуют при оформлении договора страхования жизни и здоровья на срок действия кредитного договора (при отказе страхования увеличиваются на 5 %)/.../ на срок от 13 мес.  до 7 лет. Сумма потреб. кредита от 300 тыс. руб. до 3 млн руб. (от 300 тыс. руб. до 5 млн. руб для участников зарплатных проектов ПАО «МинБанк») /.../) выполнена мелким шрифтом, нечитаемым без использования специальных средств.
Рассматриваемая реклама распространялась с признаками нарушения требований части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку существенная информация о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения является не читаемой без использования специальных технических средств. В частности, не поддаётся прочтению информация об условиях приобретения кредита (* Процентные ставки от 5,9% до 8,8% годовых в зависимости от кредитной истории, уровня текущей кредитной, долговой нагрузки клиента, действуют при оформлении договора страхования жизни и здоровья на срок действия кредитного договора (при отказе страхования увеличиваются на 5 %)/.../ на срок от 13 мес.  до 7 лет. Сумма потреб. кредита от 300 тыс. руб. до 3 млн руб. (от 300 тыс. руб. до 5 млн. руб для участников зарплатных проектов ПАО «МинБанк»).
В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом “О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
Как указал Пленума ВАС РФ в постановлении от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона о рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).
В рассматриваемой рекламе крупным шрифтом до потребителя доводится привлекательная информация, а именно процентная ставка 8,8% годовых. При этом, условия, влияющие на полную стоимость кредита, необходимые для получения кредита с указанными параметрами (в частности, процентные ставки от 5,9% до 8,8% годовых в зависимости от кредитной истории, уровня текущей кредитной, долговой нагрузки клиента, действуют при оформлении договора страхования жизни и здоровья на срок действия кредитного договора (при отказе страхования увеличиваются на 5 %) /.../ срок от 13 мес.  до 7 лет. Сумма потреб. кредита от 300 тыс. руб. до 3 млн руб. (от 300 тыс. руб. до 5 млн. руб для участников зарплатах проектов ПАО «МИнБанк»), выполнены мелким шрифтом.
Федеральный закон «О рекламе» не регламентирует минимально допустимый размер шрифта, что в свою очередь не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть нечитаемым при прочих равных. Основным условием размещения рекламы является предоставление добросовестной и достоверной информации (ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).
Необходимо учитывать, что рассматриваемая реклама содержит сочетание информации, выполненной различным шрифтом, и имеющей различное расположение на рекламном поле.  
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное, и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Федерального закона N 38-ФЗ). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Так как рассматриваемая реклама является наружной, следовательно, она предназначена для восприятия потребителями размещенной на ней информации (относительно быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточенное внимание).  Следует принять во внимание тот факт, что в русском языке чтение текста осуществляется слева на право, а очередность прочтения строк – сверху вниз. Как следствие, рассматриваемая реклама, ориентирует потребителя на возможность рефинансировать кредит по ставке не выше 8,8% в МОСКОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ БАНК без каких-либо дополнительных условий.
Учитывая конкретное месторасположение рекламной конструкции (на проезжей части сторона А Московский пр-т (г. Воронеж) отсутствие пешеходной зоны на стороне размещения рекламного щита, ограниченное время считывания информации (рекламный щит со съемными панелями (призматрон)) для основной аудитории потребителей (водителей и пассажиров транспортных средств), мелкий размер шрифта, которым написаны существенные условия приобретения товара (кредита), по сравнению со шрифтом основной, «привлекательной» информации о рефинансировании кредита по ставке 8,8%, потребители рекламы с учетом объема содержащейся в рекламе информации не имеют возможности ознакомиться с указанными сведениями обычным образом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации. У потребителей отсутствует возможность для целостного восприятия всей информации в отношении предоставляемой банком финансовой услуги -рефинансирование кредита по ставке не выше 8, 8%.
Следовательно, информация об условиях приобретения товара, изображена таким способом, что данная информация оказывается неприемлемой для чтения, что свидетельствует об умалчивании информации, не доведении до потребителя в воспринимаемой форме информации, наличие которой необходимо в рекламе.
ФЗ «О рекламе» и иные нормативные правовые акты не содержат указания на минимально допустимый размер шрифта в рекламе, гарантирующий прочтение такой рекламы любым потребителем. Кроме того, отсутствует утвержденная методика определения читаемости или не читаемости шрифта, которым исполнена реклама. При таких обстоятельствах, оценка доступности текста рекламы для восприятия всегда будет носить субъективный характер.
Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях приобретения товара, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, соответственно потребители вводятся в заблуждение о существенных условиях приобретения товара.
Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась с признаками нарушения требований части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «МИнБанк» (договор на размещение рекламы от 22.01.2021 № 1484-21).
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 «О рекламе».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:
1.
Возбудить производство по делу № 036/05/5-230/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
лицо, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - АО «МИнБанк».
3. АО «МИнБанк» в срок до 15 часов 00 минут (мск) 17 сентября 2021 года (включительно) обеспечить предоставление в Воронежское УФАС России (г. Воронеж, проспект Революции, 21) следующую информацию (сведения, документы, материалы) или их копии, заверенные надлежащим образом:
3.1. учредительных документов.
3.2. свидетельства о государственной регистрации.
3.3. свидетельства о постановке на учет в налоговых органах.
3.4. оригинал-макеты рекламы «МОСКОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ БАНК РЕФИНАНСИРУЙТЕ КРЕДИТ по ставке не выше 8,8* % /.../», с указанием конкретных периодов времени, средства (способов) и места распространения, а также с указанием ее рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
3.5. договоров, заказов, счетов, счетов - фактур, утвержденных рекламодателем оригинал-макетов рекламы, платежных поручений, актов приема-сдачи работ и иных документов на производство и (или) размещение рекламы, указанной в пункте 3.4. настоящего Определения.
3.6. лицензии на осуществляемые виды деятельности;
3.7.  документов, определяющих руководителя организации;
3.8.  утвержденные АО «МИнБанк» условия «Рефинансируйте кредит по ставке не выше 8,8%», который является объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе.
3.9. сведения о регионах в которых распространялась реклама, указанная в пункте 3.4 настоящего определения.
3.10. письменных объяснений по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
5. Назначить дело № 036/05/5-230/2021 к рассмотрению на 11 часов 00 мин (мск) «17» сентября 2021 года по адресу: г. Воронеж, проспект Революции, 21.

Информацию необходимо предоставить с сопроводительным письмом, содержащим перечень предоставляемых документов, а также их наименования, номер и дату принятия.
Все копии документов (каждая страница) и информация на иных носителях, должны быть заверены печатью и подписью руководителя.
Непредоставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно предоставление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо предоставление недостоверных сведений (информации) - влечет ответственность в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В указанные в пункте 4 настоящего Определения время и место предлагается явиться руководителю организации/или представителю с документом, удостоверяющим личность и документами, определяющими руководителя/представителя.

Связанные организации

Связанные организации не указаны