Решение №036/06/33-412/2021 по результатам рассмотрения жалобы индивидуального предприни... от 28 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя <…> на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения Воронежской области «Спортсооружения», уполномоченного органа -  Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона: Поставка противогазов (номер извещения - 0131200001021002510)
(дело № 036/06/33-412/2021)
23.04.2021 год                                                                                                          г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:
-   Михин С.В. - председатель Комиссии, зам. руководителя - начальник  отдела;
-   Колмаков Р.В. - член  Комиссии, заместитель начальника отдела;
-  Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика — государственного бюджетного учреждения Воронежской области «Спортсооружения» <…>, <…>,
уполномоченного органа -  Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области <…>,
заявителя - индивидуального предпринимателя <…>
рассмотрев жалобу ООО индивидуального предпринимателя <…> (ИП <…>) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения Воронежской области «Спортсооружения», уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона: Поставка противогазов (номер извещения - 0131200001021002510) (далее - аукцион),

у с т а н о в и л а:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступила жалоба ИП <…> (далее - заявитель) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения Воронежской области «Спортсооружения» (далее - заказчик), уполномоченного органа -  Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - уполномоченный орган) при проведении аукциона.
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями заказчика, уполномоченного органа выразившимися в установлении в документации об аукционе положений, не соответствующих законодательству о закупках, а именно: требований противогазу: «комбинированный фильтр в металлическом корпусе».
Представители заказчика, уполномоченного органа считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика, уполномоченного органа соответствующими законодательству о закупках.    
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
09.04.2021 года уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении аукциона и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта – 181720, 00 руб. Торги проводятся на электронной торговой площадке - ООО РТС-Тендер.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.04.2021 года № 0131200001021002510-1 на участие в аукционе подано 2 заявки, обе заявки признаны соответствующими требованиям документации об аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 26.04.2021 №0131200001021002510-3 аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в аукционе, на основании ч. 13 ст. 69 Федерального закона №44-ФЗ, электронный аукцион признан несостоявшимся. Контракт заключается с участником – ООО ТК "КАПИТАЛЪ".    
Описание объекта закупки представлено в Техническом задании (приложение 4 часть 3 документации об аукционе).
В соответствии с Техническим заданием требования к функциональным характеристикам товара: фильтрующий противогаз должен представлять собой средство индивидуальной защиты органов дыхания и глаз для работы и выхода из опасной атмосферы, характеризующейся наличием вредных и опасных факторов. Фильтрующий противогаз должен быть предназначен для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне.
В комплект каждой единицы фильтрующего противогаза должны входить:
1.    Лицевая часть (маска) со смотровым экраном.
2.    Комбинированный фильтр в металлическом корпусе.
3.    Сумка фильтрующего противогаза для его хранения и переноски.
Допускаются иные комплектующие, если их наличие предусмотрено изготовителем.
Требования к техническим характеристикам:

Наименование характеристики

Тип характеристики

Текстовое описание значения качественной характеристики

Тип противогаза по назначению

качественная

Гражданский (для гражданского населения)

Марка фильтра противогаза

качественная

А,В,Е,К

Тип ремней крепления и/или оголовья маски противогаза

качественная

Регулируемый

Класс шлем-маски

качественная

3

Класс эффективности фильтрации газов и паров

качественная

Класс 1

Класс эффективности фильтрации аэрозолей

качественная

Класс Р3

Категория маски

качественная

3

Тип фильтра в зависимости от вида загрязнений окружающего воздуха

качественная

Комбинированный

Тип противогаза по способу защиты

качественная

Фильтрующий

Размер (рост) лицевой части противогаза

качественная

Универсальный

На рассмотрении жалобы представитель заявителя пояснил, что в КТРУ 32.99.11.110-00000003 указан перечень технических регламентов и стандартов, которые определяют качество противогазов. Данные технические регламенты и стандарты не содержат дополнительных требований, а именно: фильтр из металла, в том числе, ГОСТ 12.4.235-2012 не устанавливает требований к конкретному материалу корпуса фильтрующе-поглощающих коробок. Требованиям данного ГОСТ отвечают, как цельнометаллические ФПК, так и ФПК из композиционных полимерных материалов. Металлический корпус ФПК не имеет преимуществ перед корпусом ФПК из иных материалов, в связи с чем в нормативных документах отсутствуют указания на необходимость использования только металлических элементов. Таким образом, заказчиком в нарушение положений п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, установлены нестандартные требования без обоснования указания именно такой характеристики (показателя). Современные композитные материалы отличаются высоким значением временного сопротивления и предела выносливости, высоким уровнем упругости, прочностью. Благодаря высокой устойчивости полимерных композитов к коррозии, ровной и плотной поверхности изделий, которые получаются методом формования, повышается надежность и долговечность эксплуатации конечного продукта. Технологии производства изделий из композитных материалов относятся к числу приоритетных согласно Распоряжению Правительства РФ от 24 июля 2013 г. № 1307-р О плане мероприятий «Развитие отрасли производства композитных материалов». В приказе МЧС России от 27.05.2003 № 285 и других нормативных документах ограничений на применение в производстве и эксплуатации противогазов гражданских композитных материалов не установлено. Кроме того, из пояснения, содержащегося в письме МЧС России следует, что полимерный корпус ФПК не может быть основанием для препятствий при процедурах реализации данного продукта на рынке средств индивидуальной защиты органов дыхания гражданского назначения.
На рассмотрение обращения заявителем представлена копия письма МЧС России (от 16.12.2019 года № 11-8-6180),  содержащее разъяснение по обращению ООО «Бриз-Кама» в соответствии с которым: «исходя из результатов испытаний следует, что влияние полимерного материала корпуса ФПК ГП-7БК на эксплуатационные характеристики проявляется только в сравнении с характеристиками противогаза ГП-7 и не является существенным и не может быть основанием для препятствий при процедурах реализации данного продукта на отечественном рынке средств индивидуальной защиты органов дыхания гражданского назначения».
На рассмотрении жалобы представители заказчика, уполномоченного органа пояснили, что при составлении технического задания был применен код КТРУ 32.99.11.110-00000003 противогаз. Руководствуясь п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования каталога), утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системы в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. Согласно описанию объекта закупки в комплект каждой единицы фильтрующего противогаза должны входить: 1. Лицевая часть (маска) со смотровым экраном. 2. Комбинированный фильтр в металлическом корпусе. 3. Сумка фильтрующего противогаза для его хранения и переноски. Допускаются иные комплектующие, если их наличие предусмотрено изготовителем. ГОСТ Р 12.4.235-2012 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтры противогазовые и комбинированные. Общие технические требования. Методы испытаний. Маркировка» не содержит описания материала, из которого должен быть изготовлен фильтр. Следовательно, запрета на установление требования о выполнении комбинированного фильтра в металлическом корпусе не установлено. Выполнение комбинированного фильтра в металлическом корпусе обусловлено потребностями заказчика. Однако, допускается поставка противогазов с иными комплектующими. Первый участник предложил к поставке противогаз гражданский фильтрующий УЗС ВК ЭКРАН с ВК 320 с панорамной маской МАГ-3Л, страна производства РФ. Второй участник предложил противогаз гражданский ГП-7ПМ с фильтром комбинированным специальным ГП-7КБ A1B1E1K1SX (декан) HgP3D, фильтром комбинированным специальным ГП-7БК A2B2E2K2SX (декан) HgP3D и панорамной маской «Бриз-4301» (ППМ), страна производства РФ. Оба участника допущены к участию в электронном аукционе, таким образом, количество участников закупки ограничено не было.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.   
На  основании п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заказчик использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - КТРУ).
На основании пункта 9, 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд каталог формируется и ведется в электронной форме. Позиция каталога формируется согласно пункту 10 настоящих Правил, который включает следующую информацию: а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил; б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара); в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии); г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил и пр.
В соответствии с пунктом 12 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5, 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона № 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога.  В случае предоставления дополнительной информации, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона № 44-ФЗ (п. 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).
При составлении технического задания применен код КТРУ 32.99.11.110-00000003 противогазы. Данная позиция каталога содержит информацию о перечне технических регламентах и стандартах:
ГОСТ 12.4.121-2015 "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Противогазы фильтрующие. Общие технические условия (с Поправкой)"   
ГОСТ Р 22.9.19-2014 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Противогазы гражданские фильтрующие. Общие технические требования"   
ГОСТ 12.4.236-2012 (EN 138:1994) "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Дыхательные аппараты со шлангом подачи чистого воздуха, используемые с масками и полумасками. Общие технические требования. Методы испытаний. Маркировка (с Поправкой)"   
ГОСТ 12.4.166-2018 "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Шлем-маска. Общие технические условия"   
ГОСТ 12.4.238-2015 ""Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Аппараты изолирующие автономные со сжатым воздухом. Технические требования. Методы испытаний. Маркировка. Правила отбора образцов"   
ГОСТ 12.4.293-2015 (EN 136:1998) "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Маски. Общие технические условия"   
ГОСТ 12.4.235-2012 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтры противогазовые и комбинированные. Общие технические требования. Методы испытаний. Маркировка"   
"ГОСТ 12.4.246-2016 (EN 143:2000). Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтры противоаэрозольные. Общие технические условия".
Комиссией Воронежского УФАС России установлено, что данные технические регламенты и стандарты, в том числе, ГОСТ 12.4.121-2015 "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Противогазы фильтрующие. Общие технические условия (с Поправкой)", ГОСТ 12.4.235-2012 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтры противогазовые и комбинированные. Общие технические требования. Методы испытаний. Маркировка" не содержит описания материала, из которого должен быть изготовлен фильтр.
Документация об аукционе не содержит обоснования необходимости использования дополнительной характеристики противогаза: «Комбинированный фильтр в металлическом корпусе».
Заказчиком, уполномоченным органом не представлено в материалы дела доказательств того обстоятельства, что корпус фильтра, изготовленного из материалов, отличных от металла, обладает ухудшенными свойствами.    
Из пояснения, содержащегося в письме МЧС России (от 16.12.2019 года № 11-8-6180) следует, что полимерный корпус ФПК не может быть основанием для препятствий при процедурах реализации данного продукта на рынке средств индивидуальной защиты органов дыхания гражданского назначения.
Таким образом, в действиях заказчика, уполномоченного органа содержится нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, выразившееся в использовании при описании объекта закупки показателей не предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом о регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации без обоснования необходимости их использования.
На основании изложенного, руководствуясь  ч.8 ст. 106 Закона № 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России,

р е ш и л а :
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя <…> на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения Воронежской области «Спортсооружения», уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона: Поставка противогазов (номер извещения - 0131200001021002510) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика  - государственного бюджетного учреждения Воронежской области «Спортсооружения», уполномоченного органа -  Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, выразившееся в использовании при описания объекта закупки показателей не предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом о регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации без обоснования необходимости их использования.
3. Выдать заказчику - государственному бюджетному учреждению Воронежской области «Спортсооружения», уполномоченному органу - Управлению по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области нарушение предписание об устранении выявленного нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть объявлена: 23.04.2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 28.04.2021 года.
Председатель Комиссии                                                                   С.В. Михин
Члены комиссии                                                                                Р.В. Колмаков
                                                                                                         Е.Л. Яковлева

Связанные организации

Связанные организации не указаны