Решение б/н Решение от 02.11.2010 года по делу № 228-10К от 11 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 228-10К о нарушении антимонопольного законодательства
02.11.2010 г.                                                                                                           г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 19.10.2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 02.11.2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> – председатель Комиссии; <...> – члены Комиссии, начальник отдела,
рассмотрев дело № 228-10К, возбужденное по признакам нарушения Муниципальным казенным предприятием «Воронежтеплосеть» (далее – МКП «Воронежтеплосеть», ответчик; 394006, г. Воронеж, ул. Кольцовская, 78) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей:
от МКП «Воронежтеплосеть» - <...>;
от ТСЖ «Суворовец» - <...>, установила:
13.09.2010 г. в Управление поступило коллективное заявление (б/н б/д) жильцов дома № 116 (г. Воронеж, ул. Суворова) на действия МКП «Воронежтеплосеть» по прекращению с 07.09.2010 г. оказания им услуг по горячему водоснабжению.
Как следует из заявления и приложенных к нему материалов, 31.08.2010 г. в адрес Товарищества собственников жилья «Суворовец» (далее – ТСЖ «Суворовец»; г. Воронеж, ул. Суворова, 116), являющегося лицом ответственным за содержание многоквартирного дома № 116 (г. Воронеж, ул. Суворова), от МКП «Воронежтеплосеть» поступило уведомление от 30.08.2010 г., № 4548/13 об отключении горячего водоснабжения, следующего содержания:
«Вашей организацией не выполнены обязательства по оплате задолженности за потребленную теплую энергию и горячую воду по Договору № 623 от 12.05.2008 г. на отпуск тепловой энергии и горячей воды.
Задолженность Вашего предприятия по состоянию на 27.08.2010 г. составляет 433 464 руб. 52 коп.
Настоящим письмом уведомляем Вас, что с 06.09.2010 г. МКП «Воронежтеплосеть» приступит к прекращению поставки горячей воды жилому дому по адресу ул. Суворова, 116.
Возобновление поставки горячей воды будет возможно только после оплаты фактической задолженности...».

При этом как следует из заявления и приложенных к нему материалов большинство жильцов дома № 116 (г. Воронеж, ул. Суворова) своевременно и в полном объеме оплачивают коммунальные услуги, в том числе услуги по горячему водоснабжению.
В письменных объяснениях (исх. от 29.09.2010 г. № 5180 и от 13.10.2010 г. б/н) МКП «Воронежтеплосеть» указало, что его действия по прекращению подачи горячей воды ТСЖ «Суворовец» с 07.09.2010 г. соответствуют договору и действующему законодательству ввиду наличия у ТСЖ «Суворовец» задолженности за потребленную тепловую энергию.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему материалов, Управлением в отношении МКП «Воронежтеплосеть» возбуждено дело № 228-10К по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в технологически и экономически необоснованном прекращении оказания жильцам многоквартирного дома № 116 (г. Воронеж, ул. Суворова) услуг по горячему водоснабжению.
Рассмотрение дела № 228-10К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 30.09.2010 г.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, рассмотрение дела № 228-10К о нарушении антимонопольного законодательства отлагалось до 19.10 2010 г.
15.10.2010 г. в Управление поступило заявление (исх. от 30.09.2010 г. б/н) ТСЖ «Суворовец» о признании незаконными действий МКП «Воронежтеплосеть» по прекращению подачи горячей воды в многоквартирный дом № 116 (г. Воронеж, ул. Суворова).
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 228-10К о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии факта злоупотребления доминирующим положением и нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях МКП «Воронежтеплосеть» по прекращению оказания жильцам дома № 116 (г. Воронеж, ул. Суворова) услуг по теплоснабжению в виде горячей воды, в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», деятельность по оказанию услуг по передаче тепловой энергии относится к сфере естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Приказом Управления от 30.12.1997 г. № 17 МКП «Воронежтеплосеть» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), по видам услуг – предоставление услуг по теплоснабжению, в географических границах – зона обслуживания в г. Воронеже, с долей на рынке – более 50 процентов (выписка из Реестра имеется в материалах дела).
Согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), под теплоснабжением понимается обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
Учитывая изложенное, МКП «Воронежтеплосеть» занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг по теплоснабжению в пределах зоны обслуживания в г. Воронеже.
Частью 1 статья 15 Закона о теплоснабжении установлено, что потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о теплоснабжении, в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.
На момент рассмотрения настоящего дела Правила организации теплоснабжения Правительством Российской Федерации не утверждены.
Согласно части 4 статьи 22 Закона о теплоснабжении, ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, между МКП «Воронежтеплосеть» и ТСЖ «Суворовец», являющимся лицом ответственным за содержание многоквартирного дома № 116 (г. Воронеж, ул. Суворова), заключен договор от 12.05.2008 г. № 623 (далее – Договор № 623) на отпуск тепловой энергии и горячей воды (подписан с протоколом разногласий от 17.07.2008 г.).
В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора, МКП «Воронежтеплосеть» обеспечивает подачу тепловой энергии и горячей воды ТСЖ «Суворовец» через присоединенную сеть до точки поставки тепловой энергии и горячей воды, а ТСЖ «Суворовец» обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении систем теплоснабжения и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Пунктом 2.2.1 Договора № 623 установлено, что МКП «Воронежтеплосеть» имеет право приостановить или ограничить поставку тепловой энергии после предупреждения путем направления уведомления в случае неоднократного (два и более) нарушения сроков оплаты тепловой энергии в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из уведомления от 30.08.2010 г. № 4548/13, основанием для его направления послужила именно сложившаяся задолженность у ТСЖ «Суворовец» перед ответчиком за потребленную тепловую энергию и горячую воду в сумме 433 464 руб. 52 коп.
При этом согласно акта (б/н б/д), составленного ТСЖ «Суворовец» совместно с МКП «Воронежтеплосеть» (имеется в материалах дела), в период с 07.09.2010 г. по 16.09.2010 г. включительно ответчиком было прекращено горячее водоснабжение дома № 116 (г. Воронеж, ул. Суворова) ввиду наличия задолженности у ТСЖ «Суворовец».
В силу пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом – юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее –Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307, установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 9 Правил, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, а в силу подпункта а) статьи 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах.
В случаях, предусмотренных подпунктами а, б, в, г, д, е пункта 80 Правил, исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
При этом Правилами предусмотрено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Таким образом, возможность ограничения подачи тепловой энергии по инициативе энергоснабжающей организации зависит от наличия задолженности исполнителя, а также от наличия абонентов, не имеющих задолженности за потребленные ресурсы, поскольку, в силу указанных Правил и части 4 статьи 22 Закона о теплоснабжении, их интересы не должны пострадать в случае ограничения энергоснабжения.
При рассмотрении настоящего дела МКП «Воронежтеплосеть» не представлено каких-либо доказательств свидетельствующих о том, что абсолютно все жильцы дома № 116 (г. Воронеж, ул. Суворова) имеют задолженность за потребленные услуги по теплоснабжению в виде горячей воды.
Напротив, согласно коллективного заявления (б/н б/д) жильцов дома № 116 (г. Воронеж, ул. Суворова) и справки от 28.09.2010 г. (имеется в материалах дела), предоставленной ТСЖ «Суворовец», только 7 из 90 жильцов дома № 116 (г. Воронеж, ул. Суворова) имеют задолженность по оплате коммунальных услуг, в том числе за потребленные услуги по теплоснабжению в виде горячей воды.
Таким образом, прекращение МКП «Воронежтеплосеть» с 07.09.2010 г. по 16.09.2010 г. оказания жильцам многоквартирного дома № 116 (г. Воронеж, ул. Суворова) услуг по теплоснабжению в виде горячей воды, было направлено не только в отношении потребителей, имеющих задолженность по оплате за горячее водоснабжение, но и в отношении потребителей, не имеющих указанной задолженности и добросовестно исполняющих свои обязанности по оплате коммунальных услуг, в том числе за горячее водоснабжение, что является нарушением части 4 статьи 22 Закона о теплоснабжении.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что необоснованное прекращение МКП «Воронежтеплосеть» оказания услуг по теплоснабжению в виде горячей воды жилому дому № 116 (г. Воронеж, ул. Суворова) привело к ущемлению интересов жильцов указанного дома, своевременно исполняющих свои обязательства по оплате коммунальных услуг.
Одновременно следует отметить, что ТСЖ «Суворовец» является исполнителем коммунальных услуг, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах собственников помещений в многоквартирном доме, и при этом не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов собственников.
С учетом изложенного, действия ответчика по необоснованному прекращению оказания услуг по теплоснабжению в виде горячей воды жилому дому № 116 (г. Воронеж, ул. Суворова) привели к нарушению прав и интересов ТСЖ «Суворовец» в сфере его хозяйственной деятельности, так как создают препятствия для исполнения ТСЖ «Суворовец» своих обязанностей перед добросовестными плательщиками-гражданами по обеспечению предоставления им коммунальных услуг, в том числе услуг по горячему водоснабжению.
При таких обстоятельствах, действия МКП «Воронежтеплосеть» по необоснованному прекращению в период с 07.09.2010 г. по 16.09.2010 г. оказания услуг по теплоснабжению в виде горячей воды жильцам многоквартирного дома № 116 (г. Воронеж, ул. Суворова) являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Действия МКП «Воронежтеплосеть» по необоснованному прекращению оказание услуг по теплоснабжению в виде горячей воды жилому дому № 116 (г. Воронеж, ул. Суворова) повлекли наступление негативных последствий (прекращение горячего водоснабжения) для ТСЖ «Суворовец» и  жильцов дома № 116 (г. Воронеж, ул. Суворова), своевременно исполняющих свои обязательства по оплате коммунальных услуг, что привело к ущемлению их интересов.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что с 17.09.2010 г. МКП «Воронежтеплосеть», то есть на момент вынесения решения по настоящему делу, возобновило оказание услуг по теплоснабжению в виде горячей воды жильцам многоквартирного дома № 116 (г. Воронеж, ул. Суворова).
Данная информация также была подтверждена представителями ТСЖ «Суворовец» и МКП «Воронежтеплосеть» при рассмотрении дела № 228-10К о нарушении антимонопольного законодательства.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
На основании изложенного, принимая во внимание тот факт, что МКП «Воронежтеплосеть» в добровольном порядке устранило нарушение антимонопольного законодательства и его последствия до принятия решения по существу, Комиссия Управления считает необходимым, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, производство по делу № 228-10К о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.
Вместе с тем, в соответствии с часть 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции, в случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства.
Факт нарушения МКП «Воронежтеплосеть» антимонопольного законодательства установлен Комиссией Управления настоящим решением.
В соответствии со статьей 22 Закона защите конкуренции, одной из основных функций антимонопольного органа является предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
В целях предупреждения монополистической деятельности МКП «Воронежтеплосеть», Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия решила:
1. Признать действия МКП «Воронежтеплосеть» по необоснованному прекращению в период с 07.09.2010 г. по 16.09.2010 г. оказания услуг по теплоснабжению в виде горячей воды жильцам многоквартирного дома № 116 (г. Воронеж, ул. Суворова), злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Рассмотрение дела № 228-10К о нарушении антимонопольного законодательства прекратить, в связи с добровольным устранением МКП «Воронежтеплосеть» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
3. Выдать МКП «Воронежтеплосеть» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны