Определение №036/01/10-899/2020 о назначении дела по признакам нарушения Товариществом собст... от 10 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о назначении дела № 036/01/10-899/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению
10 августа 2020 г.                                                                                    г. Воронеж
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 06.08.2020 г. «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения Товариществом собственников жилья жилого комплекса «Ломоносовский» (юридический адрес: 394087, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Ломоносова, 114/15; ИНН/КПП 3666167142/ 366601001, ОГРН: 1103668027451, дата регистрации: 06.09.2010 г.) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном направлении угрозы полного прекращения горячего водоснабжения добросовестным потребителям, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Воронеж, ул. Ломоносова, 114 «г», что может привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей,

УСТАНОВИЛ:
23.06.2020 г. от ООО «СтройТехника» в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление, Воронежское УФАС России) поступило заявление (исх. от 19.06.2020 г.) по вопросу правомерности действий ТСЖ ЖК «Ломоносовский» по необоснованному, по мнению заявителя, направлению уведомления о прекращении подачи горячей воды в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Ломоносова, 114 г.
В ходе проверки фактов, изложенных в заявлении ООО «СтройТехника», Воронежским УФАС России установлено следующее.
Как следует из указанного заявления и приложенных к нему материалов, между ООО «СтройТехника» и ТСЖ ЖК «Ломоносовский» заключен и действует договор на снабжение тепловой энергией в виде горячей воды от 01.01.2016 г. (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 1.1 Договора ТСЖ ЖК «Ломоносовский» подает ООО «СтройТехника» через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления и горячего водоснабжения на объект, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Ломоносова, 114 г.
Одновременно с этим, из заявления ООО «СтройТехника», а также письменных пояснений ТСЖ ЖК «Ломоносовский» от 14.07.2020 г. № 88-2 следует, что у ООО «СтройТехника» имелась задолженность перед ООО ТСЖ ЖК «Ломоносовский» за услуги по отоплению и горячему водоснабжению, которая сложилась ввиду неплатежей собственников жилых помещений за коммунальные услуги - отопление и горячее водоснабжение.
Как сообщило ООО «СтройТехника», среди жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Ломоносова, 114 Г, имеющих задолженность за коммунальные услуги – отопление и горячее водоснабжение, имеются добросовестные потребители данных коммунальных услуг.
Как следует из заявления и приложенных к нему материалов, ТСЖ ЖК «Ломоносовский» в адрес ООО «СтройТехника» направлено уведомление о введении ограничения в подаче горячей воды от 15.06.2020 г., врученного последнему в этот же день, согласно которому ТСЖ ЖК «Ломоносовский» уведомляет о том, что в случае неоплаты образовавшейся задолженности до 18 июня 2020 г., с 19 июня 2020 г. будут введены ограничения в подаче горячей воды в многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Ломоносова, 114 Г путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры.
Из этого же уведомления следует, что в случае неоплаты задолженности до 25 июня 2020 г. подача горячей воды в многоквартирный дом будет прекращена с 26 июня 2020 г.
ООО «СтройТехника» считает, что указанные действия ТСЖ ЖК «Ломоносовский» по направлению угрозы полного прекращения подачи горячей воды в многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Ломоносова, 114 г, могут привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей имеют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», деятельность по передаче тепловой энергии относится к сфере естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В связи с этим, ТСЖ ЖК «Ломоносовский», осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче тепловой энергии, является субъектом естественной монополии и хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению (в зоне деятельности сетей ТСЖ ЖК «Ломоносовский»), что подтверждается обзором состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению от 06.08.2020 г.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федеральный закон от 27.07.2010 № 190 «О теплоснабжении» (далее – ФЗ «О теплоснабжении») в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.
Частью 2 цитируемой статьи установлено, что до введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа. При задержке платежей сверх установленного предупреждением срока теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры.
Также частью 4 статьи 22 ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.
В соответствии с абзацем 10 пункта 96 Порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения ими своих обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а также нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Порядок), в отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, в силу указанного положения Порядка, нормы жилищного законодательства, устанавливающие порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии гражданам-потребителям, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающей организацией являются специальными по отношению к иным нормам ФЗ «О теплоснабжении», регулирующим сходные правоотношения.
В связи с этим, в рассматриваемом случае, в приоритетном порядке подлежат применению нормы жилищного законодательства, устанавливающие порядок прекращения, ограничения подачи тепловой энергии.
Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011  № 354  (далее – Правила) условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме являются, в том числе  предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.
Также подпунктом «г» пункта 3 Правил установлено, что предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
Пунктом 8 Правил установлено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 13 Правил  предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно подпункту «а» пункта 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
При этом в силу статьи 121 Правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 настоящих Правил.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 122 Правил действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, указанные действия ТСЖ ЖК «Ломоносовский» по направлению угрозы полного прекращения горячего водоснабжения в многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Ломоносова, 114 г, могут привести к ущемлению интересов неопределенного круга добросовестных потребителей.
Указанные обстоятельства являются основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ТСЖ ЖК «Ломоносовский» по признакам нарушения ч. 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
На основании изложенного, руководствуясь частью 14 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело № 036/01/10-899/2020 к рассмотрению на 10 сентября 2020 г.  в 14 ч. 00 мин. (мск) по адресу: г. Воронеж, ул. Проспект Революции, д. 21.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 036/01/10-899/2020 в качестве ответчика ТСЖ ЖК «Ломоносовский».
3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 036/01/10-899/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заявителя ООО «СтройТехника».
4. ТСЖ ЖК «Ломоносовский» и ООО «СтройТехника» обеспечить явку представителей с надлежащими доверенностями на рассмотрение настоящего дела.
5. ТСЖ ЖК «Ломоносовский» в срок до 04.09.2020 г. предоставить следующую информацию и документы (заверенные надлежащим образом копии):
5.1 Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках ТСЖ ЖК «Ломоносовский» за 2019 г;
5.2 Информацию о сумме выручки, полученной ТСЖ ЖК «Ломоносовский» за услуги по горячему водоснабжению в 2019 году (определяется в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса РФ), приложив соответствующие подтверждающие документы.
5.3. Свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учёт, устав ТСЖ ЖК «Ломоносовский».
5.4 Документы, подтверждающие право собственности либо иное законное основание на тепловые сети, посредством которых ТСЖ ЖК «Ломоносовский» оказывает услуги по теплоснабжению в виде горячей воды.
5.5 Информацию о территории, на которой расположены тепловые сети ТСЖ ЖК «Ломоносовский», в пределах которой данной организацией оказываются услуги по теплоснабжению в виде горячей воды.
5.6 Информацию о количестве потребителей, которые технологически присоединены к тепловым сетям ТСЖ ЖК «Ломоносовский» и которым оказывается услуга по теплоснабжению в виде горячей воды (в отношении юридических лиц указать наименование и адрес данного лица, в отношении физических лиц количество, с указанием, номеров, адресов МКД).
5.7 Доказательства соблюдения ТСЖ ЖК «Ломоносовский» правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г № 642 при прекращении оказания жильцам услуг по теплоснабжению в виде горячей воды.
5.8 Информацию об объеме оказанных ТСЖ ЖК «Ломоносовский» услуг по теплоснабжению в виде горячей воды за 2019 год (в натуральном и стоимостном выражении).
5.9 Письменные объяснения по выявленным признакам нарушения требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны